В самый разгар московской зимы российскую столицу посетил дизайнер с мировым именем Ясухиро Коичи (Yasuhiro Koichi). В западной прессе он упоминается в одном ряду с такими монстрами дизайна, как Phillippe Starck, Christian Liaigre, Tony Chi и Sir Terrance Conran. Цель визита Коичи-сан в заснеженную Москву - посмотреть архитектуру столичных ресторанных зон. По одному из самых дорогих городов в мире дизайнер, входящий в мировую десятку лучших из лучших, передвигался на подобающем автомобиле - BMW 7-й серии.
Посетил дизайнер и холодный ветреный Санкт-Петербург, где он занимается ресторанным проектом. Нам удалось поговорить с Ясухиро Коичи, несмотря на плотный график его российского визита.
- Расскажите, пожалуйста, немного о себе, своей семье, о том, что повлияло на выбор профессии, Ваши художественные вкусы? - Дизайном и художественным оформлением я стал интересоваться еще со студенческих лет, то есть стаж в этой области - условно двадцать пять лет. Первый профессиональный интерес – к оформлению интерьера сцен, поскольку оно создает настроение как для зрителей в зале, так и для актеров, которые играют ту или иную пьесу.
И уже как-то логически образовалась связь между оформлением интерьеров ресторанов и оформлением театральных сцен, поскольку в рестораны тоже является публика и там тоже происходит действие. Не совсем такое, как на театральной сцене, но в нем участвуют и семьи, и влюбленные пары. А театральное оформление, как и оформление ресторана, создает определенное настроение для публики. Вот этим и был вызван интерес к оформлению ресторанов, и, повторюсь, уже двадцать пять лет я посвятил этой области.
Моя семья – супруга и сын. Сын – студент. В принципе, я стесняюсь говорить о семье – это, с одной стороны, нескромно, а с другой - вызывает удивление, когда я говорю, что сын учится в университете, потому что иногда меня самого принимают за студента.
- Как Вы проводите свободное время, много ли путешествуете?- Триста шестьдесят пять дней в году я работаю по двадцать пять часов в сутки, а все остальное, конечно, приходится на свободное время, но я еще не придумал, как его проводить (смеется).
По роду своей деятельности я бываю в разных странах, и в связи со спецификой работы так или иначе знакомлюсь с городом. Это трудно назвать свободным временем, поскольку, в общем-то, на таких экскурсиях нужно работать. Но если это сойдет за свободное времяпровождение, то можно вписать в эту графу.
- Расскажите, пожалуйста, о своей последней работе. - В Санкт-Петербурге есть здание со львами, построенное больше двух столетий назад и являющееся архитектурным памятником. Сейчас это частное владение и по решению хозяев там будет создана гостиница, а в ней два ресторана. Я выступаю в качестве дизайнера по интерьеру этих заведений – ресторанов итальянской и восточной кухни. Они расположатся в гостинице "Four Season", который откроется в этом здании.
В своем проекте я намерен учитывать два очень важных обстоятельства. Во-первых, надо, чтобы интерьер ресторана гармонировал с историческим обликом самого здания. Во-вторых, интерьер ресторанов должен находиться в гармонии и с новым обликом Санкт-Петербурга.
- На какой стадии находится проект? Это эскиз или согласованный проект, либо только первое ознакомление с городом и местом, где предстоит работа?- Этот мой визит в Санкт-Петербург уже третий. Первый был согласовательным, ознакомительным, тогда-то и была достигнута договоренность. Весь второй визит был посвящен ознакомлению с музеями и архитектурными памятниками города. А как раз третья, нынешняя поездка была посвящена презентации готового проекта хозяевам и распорядителям.
- Как заказчики приняли проект? - Отзывы были хвалебные. Не очень скромно говорить о себе и повторять те слова и высокую оценку, которая была дана заказчиками проекта, но они были действительно приятно удивлены тому, на каком уровне все сделано. И поскольку он получил такую высокую оценку, теперь дело только в реализации.
- Думаю, всем будет интересно узнать, как именно выглядит проект, что в нем предложено концептуального. Если это, конечно, не секрет.- Сейчас слишком рано говорить о том, чтобы кому-то представить этот проект визуально. Это еще не тот этап и не та стадия. Речь не о секретности и завуалированности, просто еще не наступил тот этап. Но для того, чтобы помочь воображению зрительно представить, могу сказать, что проект – это мое личное восприятие архитектуры, истории, быта и дыхания Санкт-Петербурга с учетом итальянской культуры и искусства при оформлении ресторана итальянской кухни и те же компоненты плюс элементы азиатской культуры и быта при оформлении ресторана восточной кухни. Более того, все должно учитывать сочетание как современности и модерна, так классики и античной культуры. На данном этапе сложно себе представить это визуально.
- Согласна с Вами, представить сложно, но тогда хотелось бы уточнить, что именно вызвало восторг заказчиков?- Один из принципов, которым я руководствуюсь в оформлении интерьеров, – это первое сильное впечатление, которое интерьер должен произвести на посетителей и гостей заведения. Прежде всего, это цветовое оформление интерьера. Второй аспект также непосредственно связан с первым ярким впечатлением. Поскольку и ресторан итальянской кухни, и ресторан восточной кухни – очень высокого уровня, то предполагается, что клиенты будут посещать их по каким-то особым, торжественным случаям, то есть нужно было сделать что-то изысканное, утонченное, не обыденное, соответствующее торжеству высокого момента. Вот именно это и произвело впечатление на заказчиков - не повседневное и будничное, а что-то на грани праздника. Когда они ознакомились с эскизами, то сказали: "Вот это да!".
- А что-то вызвало у заказчика сомнения? Может быть, какие-то технические трудности в осуществлении?- Да, действительно, есть сомнения, насколько возможно технически осуществить некоторые моменты. Речь идет, прежде всего, о деталях и нюансах в оформлении интерьера: как будет выглядеть люстра, можно ли будет создать такую люстру, как создать светотень в интерьере.
- Архитектура – это живая ткань во времени, она постоянно переживает изменения. Готовы ли Вы будете внести какие-то изменения в свой проект в дальнейшем в связи с архитектурными веяниями? Насколько мобильно в этом случае можно будет поменять интерьер? - Совершенно верно. Дизайн как направление в искусстве и люди, занимающиеся им, не могут поставить точку никогда. Это, как Вы сказали, живая материя. То, что одобрили заказчики, – это основной проект, оформленный с учетом тех или иных сумм бюджета. Естественно, что до самого последнего момента мы будем думать, как изменить мебель, какие сделать люстры. И я полагаю, что все эти мысли и помыслы будут в лучшем направлении, будет вечное движение.
- То есть до самого последнего, так скажем, вздоха этого проекта будут зарождаться идеи о том, как поменять мебель, как лучше сделать освещение, и этот процесс нельзя остановить, потому что надо стремиться к совершенству?- Вы же должны понимать, что если дизайнер думает, что тут лучше поставить такую мебель и именно такую люстру, то, естественно, возникнет вопрос, не убрать ли эту стену и не перестроить ли само внутреннее пространство под новую люстру и под новую мебель. Так что я являюсь последовательным сторонником идеи, что никогда нельзя поставить точку. Этой точки нет в проекте и быть не может, если вопрос касается оформления интерьера. Он живет в душе дизайнера и, соответственно, находит отражение собственно в жилищном пространстве.
- Мебель, люстры, какие-то элементы интерьера Вы подбираете из уже существующих либо они проектируются конкретно под каждый интерьер? - Мое кредо дизайнера - использовать только мебель, люстры и прочие предметы интерьера оригинального производства, которые готовятся под тот или иной проект, и ни в коем случае не пользоваться тем, что уже существует, поскольку как может вписаться заранее приготовленная мебель, лампы в то, что еще не существовало? Поэтому сначала создается пространство, а уже потом под это пространство - внутреннее оформление. Естественно, очень трудно, приступая к проекту, знать, что придется обеспечить его самобытными и какими-то уникальными предметами интерьера, мебели. Но, несмотря на то, что это трудно, от этого никуда не деться, и я от своего принципа никогда не отступаюсь.
- Вы изучали архивные материалы или, может быть, смотрели старые фотографии и гравюры, чтобы лучше понять Санкт-Петербург?
- Конечно, я занимался и архивными материалами, и фотографиями, был в музеях и книжных магазинах, приобрел большое количество материалов и занимался ими не в течение двух-трех дней, а очень основательно и внимательно изучал и знакомился.
- Сохранились ли в том помещении, в котором будут находиться рестораны, элементы старой отделки – лепнина, может быть, какие-то росписи, старинные люстры, колонны, паркет на полу? - Там не было ничего – ни одной плитки, ни одного кафеля, ни одной паркетины. Единственное – это окна и вид из окон.
- Когда приблизительно планируется завершение и открытие?- Лето 2010 года, но это, как вы понимаете, условно.
Татьяна Витковская