Базельский часовой пояс //27.05.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Есть в Швейцарии место, где каждую весну время уходит на год вперед. Базельская выставка показывает всему миру часы, жить по которым и сверяться с которыми он будет в течение всего следующего года.

    К этому событию все часовые компании готовят свои сюрпризы, и главные из них тщательно оберегаются вплоть до самого открытия: законодатели часовой моды до начала крупнейшего в мире часового и ювелирного шоу на вопросы о тенденциях только таинственно закатывают глаза. В Базеле заключается основное количество годовых договоров, общая сумма которых сопоставима с бюджетом небольшого государства. И желанными гостями здесь всегда считаются коллекционеры – по-своему сумасшедшие люди, готовые выложить огромные деньги за часы, которые выпущены в нескольких экземплярах и никогда не появятся на прилавках магазинов.
    Для всего остального мира «базельское время» начинается ближе к осени, когда до тех же прилавков наконец доходят все новинки, и становится понятно, в каком направлении нужно переводить стрелки в этом году.

    В Швейцарии сегодня существует около 650 часовых компаний. Правда, далеко не все из них изначально являются собственно часовыми. Конечно, национальная гордость швейцарцев – haute horlogerie, высокое часовое искусство. Это часы со сложнейшими механизмами, собираемые на мануфактурах. Именно такие марки, в основном с давней историей, и определяют направление развития отрасли в целом, хотя для «рядового» покупателя их творения и не являются доступными. Другая, не менее важная часть целого – ювелирные часы, «женское направление» высокой часовой моды. Третья часть – часы как модный аксессуар, сопровождающий одежду, дополняющий ее и требующий от настоящих модников обязательной сезонной смены. Как правило, такие марки приходят из fashion-бизнеса и не усложняют себе жизнь «навороченной» механикой, а делают акцент на дизайне. Часовые марки демократичного ценового сегмента обычно не «изобретают велосипед», а, равняясь на собратьев более высокого ранга, выступают в том же ключе, но используют более простые модели и механизмы и экономят на россыпях бриллиантов.

    Тенденции


    На прошлогодней выставке, по воспоминаниям часовщиков, царили печальные настроения. Нет, что касается новинок, все было в порядке - только покупать их оказалось некому: атипичная пневмония стала преградой для общения с клиентами из Юго-Восточной Азии, Ирак держал всех в напряжении, да и экономика Европы оказалась практически в тупике. Поэтому швейцарцы в этом году решили не рисковать. «Это будет год консолидации, а не год инноваций», - сказали они. Сие означает, что никаких революционных шагов часовщики предпринимать не стали, повсюду (кроме fashion-марок) наблюдался возврат к традиционным формам, а многие модели стали продолжением предыдущих коллекций. Те компании, которые раньше стремились напичкать свои изделия разнообразной механикой, решили, что усложнения не могут быть бесконечными, и оставили таковые для часов ранга haute horlogerie.
    Видимо, «маркетинговой подстраховкой» можно объяснить тот факт, что буквально каждая заметная компания стала двигаться в сторону универсальности продукции.

    Например, Rolex, всегда существовавший вне времени и моды, вдруг выпустил часы Cosmograph Daytona с «леопардовым» рисунком, достойным коллекции какого-нибудь модного Дома. Bvlgari – исторически fashion-марка – делает турбийон (сложнейший механизм, компенсирующий влияние гравитации на ход часов), который употребляется только в престижных механических моделях. Zenith, славившийся сложными механизмами и существовавший изначально как «мужская» марка, запустил веселенькую женскую коллекцию с огромным количеством моделей, в то же время на «механическом» поприще соединив до сих пор несоединимое – турбийон и хронограф с самой высокой в мире частотой колебаний (36000 в час). А бриллиантами, которые еще недавно считались привилегией женщин, теперь довольно густо усыпаны мужские часы различных марок.
    Такая «универсальность» через некоторое время может грозить унификацией рынка. Собственно, это и отметил Базельский комитет, заявив, что крупные бренды лучше приспособлены к принятию новых стратегий, и потому рынок могут захватить гиганты, что в перспективе грозит уменьшением креативности и стандартизацией. Поскольку позитивные тенденции рынка особенно коснулись категории luxury, комитет пришел к выводу, что производители предметов роскоши будут переключаться на престижные бренды и сокращать свои коллекции среднего уровня. Глава Swatch Group Николас Хайек особенно отмечает успехи Breguet, заявляя, что средняя цена этих часов уже превышает стоимость моделей Patek Philippe того же уровня (последняя марка традиционно считалась самой дорогой).

    «Производство часов – эмоциональный бизнес. Однако тут есть своего рода тенденции, связанные с изменениями в характере и образе мыслей, - говорит глава Longines и член Совета директоров Swatch Group Вальтер фон Кенэл. - Если производитель не хочет рисковать, он использует круглую форму корпуса – она рассчитана на традиционного клиента. Прямоугольная подойдет и для консервативного типа, и для современного. Интереснее смотрится форма «бочки», а еще более - квадратная форма, используемая в женских часах».

    Хотя основными клиентами часовых компаний остаются мужчины, женщины теперь гораздо чаще покупают себе часы сами. Но их вкусы меняются: теперь они хотят носить и хронографы, и крупные часы со множеством циферблатов и стрелок. Некоторые мануфактуры в этом году представили многофункциональные и сложные модели средней величины, предназначенные для Дальнего Востока, где население не отличается крупными габаритами, а также для женщин, которым неудобно носить механические часы большого размера. Мужчины же, покупая хронограф в подарок женщине, как правило, присматривают часы заодно и для себя - но гораздо сложнее и дороже. «Отличие российского часового рынка - у вас очень любят модели из массивного золота, сложные, со множеством функций. И россияне обожают механические часы», - говорит фон Кенэл.

    В сегменте высокого часового искусства под внешне простыми формами скрыты сложнейшие многофункциональные механизмы, всю изысканность которых оценят только знатоки. Традиционно сохраняется спрос на часы с турбийоном, который теперь старается сделать любая уважающая себя компания.
    Металлом года остается белое золото. В крайнем случае – сталь. Желтое золото постепенно вытесняется розовым, и многие компании включили «розовые» модели в свои коллекции. Однако пока это не доминирующая тенденция. Платина не слишком популярна из-за того, что стоит втрое дороже золота. В моде – «дорожки» из белых бриллиантов, но встречаются также черные, розовые или желтые камни. Приветствуются сапфиры и рубины. И все это касается не только женских моделей. Однако наибольшее разнообразие форм встречается как раз в женских ювелирных часах.
    Одна из особенностей года – активное использование цвета, но не ярких, а пастельных оттенков. Многие компании представили модели с циферблатом и ремешком «шоколадного» оттенка, который, впрочем, больше напоминает цвет дорогого коньяка. И в мужских, и в женских часах это смотрится свежо и благородно.

    Цифры по начертанию часто растягиваются и удлиняются, становясь, таким образом, не просто отметками, а элементом дизайна. А вот окно даты часто увеличивается с противоположной целью – чтобы хорошо читалось.
    Как в 1970-80-е годы, модно сочетание «тонкий ремешок поверх широкого». Среди «одинарных» хитом является атласный, впервые представленный в прошлом году. Многие топ-марки освоили каучук (в том числе и в ювелирных моделях), среди них Harry Winston, Chaumet, Chanel и Breguet. Скромный Burberry использует замшу, а изобретательный Alain Silberstein – мех. Но даже в часах с традиционным ремешком из крокодиловой кожи Silberstein не может обойтись без сюрпризов: он делает крокодиловую вставку на месте циферблата. «Начинка» же его часов очень серьезна – только механика, никакого кварца.
    А вот марки, представляющие часы как аксессуар, кварцем не брезгуют. Для них главное – необычная форма и цвет. Например, модели Calvin Klein могут походить на «французские манжеты» из кожи контрастных цветов, где часы играют роль запонки, или на резинку для волос с двумя шариками (еще надо поискать, в каком из них часы). Часто модели даже таких серьезных марок, как Blancpain, снабжаются набором ремешков, которые можно легко менять в зависимости от ситуации и гаммы одежды.

    Сложные часы


    Каждый ценитель часового искусства готов бесконечно обсуждать достоинства Blancpain, Patek Philippe, Breguet или Harry Winston, несмотря на то, что интерес к ним часто остается бескорыстным – не так много людей, которым по карману такие вещи.
    Harry Winston давно считается ювелирной компанией высочайшего уровня, но 15 лет назад в ней появилось часовое подразделение. Одним направлением его деятельности стали, естественно, ювелирные часы, другим – уникальные экземпляры со сложнейшими механизмами, которые собираются вручную. Ежегодно компания выпускает новинку в сотрудничестве с каким-либо известным мастером. Над моделью этого года – Opus 4 – работал Кристоф Кларэ, специалист по созданию часов с боем. Всего было сделано 20 экземпляров из платины, два из которых украшены бриллиантами. Opus 4 – двусторонняя модель с минутным репетиром, отбивающим часы, четверти часа и минуты. (Вообще, репетиры имели когда-то прикладное значение и указывали время в темноте.) Сложность в данном случае заключалась в том, что платина резонирует гораздо хуже золота, поэтому стенки корпуса выверялись с точностью до сотой доли миллиметра. Две пары стрелок вращаются в противоположных направлениях, а оригинальный механизм позволяет переворачивать часы любым из циферблатов вверх. С одной стороны виден турбийон, а на месте задней стенки расположены индикаторы лунных фаз и даты. Корпус обладает водостойкостью до 30 м, что необычно для часов с репетиром. Стоит такой шедевр $350 тысяч, а в варианте с бриллиантами - $550 тысяч.
    Высокотехнологичные спортивные часы Project Z1 – совершенно иного рода. Здесь Harry Winston представил автоматический хронограф с тремя секторными счетчиками и смещенным циферблатом, инновационный дизайн и корпус из нового материала – залиума. Глава компании Рональд Винстон создал уникальный сплав со свинцовым блеском, который совершенно не токсичен и гораздо тверже титана. Поскольку залиум не является драгоценным металлом, такие часы стоят «всего» $20 тысяч, но их тираж ограничивается количеством 100 штук.
    Компания Quinting показала на выставке две новые модели, логически продолжающие фирменный «прозрачный» ряд «The Transparency». В просвечивающие насквозь наручные часы с часовой и минутной стрелками наконец удалось внедрить третью – секундную. Следующим шагом стал выпуск лимитированной серии дорогих карманных часов Double Face, основанных на той же уникальной технологии. 

    Прозрачный сапфировый циферблат, внутри которого свободно плавают стрелки, обрамляет золотой или платиновый корпус с бриллиантами. К осени компания обещает на базе этих, а также ранее выпущенных моделей (в частности, хронографа), подготовить ограниченную серию часов с морской символикой. Содержание картин, помещенных в прозрачные корпуса, пока держится в секрете.
    Patek Philippe в этом году, в отличие от предыдущих, не заявил «громких» вещей, но его нынешняя коллекция потрясающе красива. Совершенно новые часы - Gondolo Calendario с годовым календарем, чей корпус в форме бочки вдохновлен стилем ар-деко. Вот еще один пример того, как исконно часовая компания движется в сторону моды. Кроме 24-часового вспомогательного циферблата с фазами луны на этих часах есть окна дня, даты и месяца, расположенные «аркой». Они выставляются автоматически, но раз в год – в конце февраля – календарь требует ручной корректировки.
    Старейшая в мире часовая компания Blancpain представила модель Equation Marchante – «движущееся уравнение времени». Вторая – золотая - минутная стрелка этих часов с наконечником в виде солнца показывает «реальное солнечное время». Вспомогательный циферблат в области 2-часовой отметки демонстрирует, на сколько минут солнечное время отстает или опережает время «легальное». Дело в том, что между усредненным «легальным» и «реальным» временем существует разница: «реальные» сутки – это интервал между двумя полуднями, который каждый раз меняется. Полдень наступает ровно в 12 часов только 4 раза в год. В системе же «легального» времени сутки принято считать абсолютно равными друг другу. Equation Marchante корректирует это досадное недоразумение.

    Ювелирные часы


    Chopard, как традиционно ювелирная марка, предложила такое количество моделей, что просто разбегаются глаза. Конечно, компания продолжает развивать линию happy diamond, предлагая линии Happy Sport, Happy Oval, Happy Fish (с «плавающими» бриллиантовыми рыбками) и Happy Clever (с листочками клевера). Любителям знаков зодиака подойдет коллекция Happy Jumbo. Интересна модель Happy Heart с золотым корпусом, ограненным в форме сердца.
    De Grisogono тоже не страдает недостатком фантазии. Особого внимания в коллекции заслуживают часы Tondo с изогнутым корпусом, соответствующим форме запястья, и Doppio – модель с «переворачивающимся» корпусом, в комплект к которой теперь предлагаются и аналогичные серьги. Часы серии Instrumentino привлекают внимание еще и ценой – от 7 тысяч евро.
    Жемчужина в коллекции Breguet – «Королева Неаполя» с корпусом в форме яйца. В этом году компания изменила дизайн ее цифр, «вытянув» их, и модель стала более «молодежной».
    Chaumet может похвастаться линией Frisson – таких часов всего 6 штук в мире. Их особенность в том, что здесь соединены бриллианты разных огранок – багетной, треугольной и формы «принцесса». К коллекции украшений Liens выпущена одноименная линия вечерних часов – с одной или двумя перекрещивающимися «бриллиантовыми дорожками». Говорят, что модели с одной полоской камней больше любят в Японии, а с двумя – в Европе. У этой же марки появился многообещающий бестселлер – мужские ювелирные часы Dandy, которые можно носить и с крокодиловым ремешком, и с лентой из тафты – под смокинг. Цена конкретного экземпляра зависит от огранки бриллиантов, а не только от их количества – круглая огранка дешевле, багетная – дороже. Во втором варианте сет из таких часов с запонками стоит 40 тысяч евро.
    В коллекции Harry Winston – два женских хронографа: Premier и Avenue C. Premier – в своем роде выдающееся творение: белое золото, белые бриллианты, белый перламутровый циферблат и ремешок из белого каучука с белым золотом. Впрочем, компания всегда держит руку на пульсе современного дизайна.
    Компания Zenith, сделав ставку на женские часы, не прогадала. Хронограф Queen of Hearts на основе знаменитого калибра El Primero, который просматривается в открытом окошке-сердечке, убивает сразу двух зайцев – подтверждает традиционную «механическую» славу марки и выводит продукт на новую аудиторию. А если нужно больше бриллиантов – обращайтесь к коллекции с говорящим названием Baby Doll.
    Но чтобы вообще ни у кого не возникало сомнений по поводу вашего статуса, в качестве беспроигрышного варианта стоит выбрать Rolex, линию Oyster Datejust Limited Edition. Циферблат этих часов из желтого золота полностью выложен бриллиантами. Но и это еще не все – золотой браслет данного эксклюзива тоже выложен бриллиантовыми узорами поверх металла. Как говорится, ничего лишнего – просто и со вкусом.

    Ольга Берестова

    Rambler's Top100