В мире существует не такое уж большое количество яхт, имеющих богатое прошлое, великолепное настоящее и продолжающих вызывать бурю эмоций. Именно так можно охарактеризовать в нескольких словах легендарную яхту – Haida G.
Недавно эта классическая моторная яхта, построенная в «золотой яхтенный век» (первая половина прошлого), вновь была спущена на воду после очередного двухлетнего ремонта, который осуществили ее новые владельцы. Они вложили в реставрацию судна не только средства, но и душу: истинный характер яхты был воссоздан с кропотливой точностью – комфортные каюты, главный салон, библиотека и обеденная зона в кормовой части главной палубы.
…Туманным утром конца 1927 года на немецкой верфи Krupp Germania Werft был заложен киль новой яхты для ее владельца – известного миллионера, производителя дрожжей Макса К. Флейшманна. В то далекое время она носила имя Haida и была построена, собственно, для круизов по Тихому океану от берегов Калифорнии.
Проект был разработан нью-йоркским морским архитектурным бюро «Стивен и Кокс». Яхту спустили на воду через два года. На ней были установлены два крупповских дизельных двигателя, которые до сих пор находятся в прекрасном рабочем состоянии – спустя 80 лет…
Вместимость топливных баков – 150 тонн – позволяла совершать океанские переходы в 8 тысяч миль, от Сан-Франциско до Сингапура. По завершении работ яхта отправилась в свое первое плавание из Германии до Нью-Йорка, затем через Панамский канал в Калифорнию – в яхт-клуб Санта-Барбары. Сам владелец имел репутацию эксцентричного человека, поэтому первоначально яхта была окрашена в черный цвет.
После десяти лет владения яхтой, в октябре 1940 года, мистер Флейшманн продал ее ВМС США. Судно было полностью отреставрировано и начало новую жизнь как военно-морское: бушприт удалили, установили радар и 3,5-дюймовое орудие. Уоррен А. Кабрал, который служил на его борту, как-то сказал, что до сих пор ясно помнит, как изящная оригинальная деревянная обшивка была безжалостно покрыта серой краской. USS Argus, он же PY14, он же Haida, нес службу в составе 12-го военно-морского патруля Сан-Франциско. В 1944 году, 29 октября, бдительный страж спас моряков затонувшего судна John A. Johnson.
В 1946 году яхту списали, и ее сразу же купил египетский хлопковый магнат Морис Аде, переименовав в Sarina. В течение долгих лет яхта была приписана к порту Александрии. Оттуда она совершала круизы на юг Франции, ибо снова была переведена в разряд pleasure craft.
Затем в течение года ею владел американский промышленник Ларри Грин.
Новая эра началась в 1969 году с появлением очередного владельца – члена Британского парламента Гинесса Лоула, который в течение десятилетия не жалел никаких средств для поддержания прекрасной формы своей любимой «игрушки». И лишь возникшие у почтенного парламентария проблемы со здоровьем вынудили его продать яхту продюсеру Роберту Стигвуду.
Новый владелец провел ремонт, поменяв интерьер в стиле английского загородного дома. В то же время он установил вторую трубу, которая не несла никакой функциональной нагрузки, но характеризовала внешность яхты в течение продолжительного времени.
Яхта была центральным местом жизни мистера Стигвуда, совершая круизы вдоль побережья всей Европы и уходя на зимний сезон в Карибское море.
И вновь у яхты началась череда смены владельцев. С 1981 по 1988 год она носила имя Rosenkavalier, названной так греческим владельцем, который был вдохновлен оперой Рихарда Штрауса.
С 1988 года она принадлежала японскому миллионеру и самостоятельно прошла путь из Европы до Японии на своих двух дизелях. Семье Исака она принадлежала вплоть до 1992 года, когда ее приобрел опытный греческий яхтсмен Андреас Ливерас.
Нынешний владелец появился в 1999 году. Именно он занялся капитальным ремонтом судна: были демонтированы и модернизированы двигатели, обновлен интерьер, заменена сталь корпуса. В настоящий момент яхта, носящая имя Haida G, доступна для чартера. Стоимость недели начинается с 200 тысяч долларов. В сезон цена вырастает на порядок.
Евгений Белов