Глава концерна Mercedes Юрген Хуббурт как-то сказал, что дорогие яхты, замки, виллы и даже острова покупают люди, размер состояния которых превышает 30 миллионов долларов. Таковых, по данным журнала Forthune, на Земле насчитывается более 60000 человек
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, количество богатых людей выросло с 1996 года на 60%, причем более половины составляют жители Европы и США. По данным журнала Forbes, 468 из них проживают в России. А вот по количеству долларовых миллиардеров Россия вышла на второе место после США: только за последний год их число увеличилось с 25 до 39 человек. Соответственно эти люди просто обязаны обзаводиться всеми атрибутами, подтверждающими их статус, – все теми же особняками, замками и яхтами. Вот на яхтах и остановимся поподробнее.
Обладателю «каких-нибудь» 30-40 миллионов не стыдно пригласить друзей на новый Ferretty или Azimut или же промчаться вдоль Лазурного берега на Pershing или Primatist. А вот человеку с состоянием, исчисляемым десятизначной цифрой, уже к лицу только яхта эксклюзивная, та, что пишется с приставкой «мега». А иногда даже и не одна, как показывают примеры президента Oracle Лари Эллисона или пресловутого Романа Абрамовича.
Надо заметить, что мировое производство суперъяхт, или, другими словами, яхт длиной более 24 метров, нарастает темпами, которые кажутся невероятным для судов такого размера. В 2000 году на верфях всего мира строилось 317 суперъяхт, в 2001-м их стало уже 428, в 2002-м – 505, в 2003-м – 482, в 2004-м – 510. Спад 2003 года объясняется терактами в Нью-Йорке и войной в Ираке. Другими словами, за последние пять лет производство суперъяхт выросло более чем на 60%. Если прибавить к этим официально подтвержденным заказам значительное количество яхт, строящихся на небольших и малоизвестных верфях по всему миру, то картина получится еще более впечатляющая.
Причем, как это ни удивительно, растет спрос на все более и более крупные яхты. В настоящий момент большинство верфей строят яхты длиной до 30 метров, поскольку просто не располагают производственными мощностями для строительства более крупных. Отчасти этим объясняется интерес многих участников рынка к новым партнерам в Азии, Турции, России. И не только к партнерам, но и к новым рынкам сбыта.
Да, похоже, что за рубежом Forbes читают внимательно. Во всяком случае, если судить по результатам последней 11-й выставки «Катера и Яхты 2005» (MIBS – Moscow International Boat & Yacht Show 2005), проходившей с 13 по 16 марта в Экспоцентре на Красной Пресне. Уже по торжественному открытию выставки можно было строить определенные прогнозы, поскольку в церемонии участвовал один из самых известных в мире дизайнеров мегаяхт – англичанин Дональд Старки (Donald Starkey). И прогнозы эти полностью оправдались: строители самых больших, самых комфортабельных, самых красивых и самых… дорогих яхт открыли сезон охоты на русских клиентов.
Впервые приняли участие в московской выставке самые авторитетные в секторе строительства супер- и мегаяхт верфи. Например, знаменитая голландская верфь Feadship, которая объединяет в себе три наиболее известных имени в истории яхтостроения: De Voogt Naval Architects, Royal Van Lent и De Vries, основана еще в 1849 году и имеет два современных судостроительных завода в Kaag и Aalsmeer, плюс новейшее инженерно-конструкторское бюро и дизайн-центр в Харлеме. Другая не менее известная голландская верфь Royal Huisman построила уже более 400 алюминиевых моторных и парусных яхт длиной от 30 до 90 метров. Спущенная на воду в сентябре 2004 года 90-метровая Athena (Афина) была признана самой большой в мире парусной яхтой из алюминия. Сейчас на верфи строятся яхты Antares и Arcadia с интерьерами от Дика Янга. Royal Huisman сотрудничает с лучшими конструкторами и дизайнерами мира, и имеет репутацию компании, достигшей высочайших стандартов качества. Еще одна голландская верфь BluePrint Marine BV строит эксклюзивные моторные яхты из композитных материалов. Интересы других голландских верфей представляла ассоциация HISVA, так же, как интересы итальянских яхтостроителей – ассоциация UCINA. Впрочем, многие итальянские компании тоже предпочли приехать самостоятельно, чтобы познакомить потенциальных российских клиентов со своими новинками. Например, компания Benetti недавно создала совместное предприятие с крупнейшим судостроительным концерном Fincantieri, чтобы строить мегаяхты длиной свыше 70 метров. Benetti кстати, сейчас строит две 30-метровые яхты для российских заказчиков. Представлять интересы Benetti, в России будет компания «Ультра Марин» – российский дилер Azimut. Верфь Falcon Yachts Service Srl специализируется на дизайне и конструировании моторных яхт класса «люкс» длиной от 80 до 115 футов.
Компания из Сан-Ремо – Permare Group c 1973 года выпускает моторные яхты размером от 24 метров. Последней разрабатываемой моделью является Amer 86 известного дизайнера Андреа Бачигалупо, которая будет предшественником макси-яхты длиной 106 метров с весьма инновационным дизайном и характеристиками.
В категории «суперъяхты» отметились и англичане – компания «Таркуин–Трейдер» представляла свои новые модели «Трейдер 64 Санлинер», и «Трейдер 70 Суперъяхт».
Впрочем, российские дилеры известных брендов Azimut, Ferretti, Pershing, Riva, Fairline, Sunseeker, Princess, Sealine и других, которые по объемам продаж всего за несколько лет работы опередили своих европейских и американских коллег, отнюдь не собираются без боя уступать рынок мегаяхт «варягам». Почти все они включили в свой ассортимент яхты соответствующего класса. Так «Нордмарине» предлагает эксклюзивные чуть ли не до последнего винтика алюминиевые яхты Admiral итальянской верфи CNL, «АдмиралМаркетМарин» готов поставлять моторные яхты Majesty Yachts, построенные в ОАЕ с участием итальянских специалистов, об «Ультра Марин» мы уже упоминали.
Заметный интерес посетителей вызвала и новая компания World Yachting Group, которая предлагает интересные суперъяхты турецких верфей Bildgin Yachts и Egemar. Основным направлением деятельности верфи Egemar является строительство классических лодок «de lux» представительского класса из красного дерева. А верфь Bildgin Yachts специализируется на строительстве мегаяхт длиной от 80 футов.
Компания World Yachting Group также эксклюзивный дистрибьютор и представитель старейших итальянских судоверфей FIART Mare и Codecasa. FIART Mare в год выпускает до 500 моторных яхт размером от 17 до 50 футов, что позволяет назвать ее одной из самых крупных верфей Европы в своем классе. Судоверфь Codecasa, где сооружались деревянные суда, была построена в Италии в 1825 году. В настоящее время она представляет собой группу компаний, строящих крытые суда, корпуса которых выполнены с применением стали и алюминия, длиной от 30 до 90 метров, а также роскошные моторные яхты. World Yachting Group планирует также производство новых мегаяхт с дизайном дома Кавалли и под руководством известного конструктора Тони Кастро.
Но и отечественные верфи стараются идти в ногу с требованиями времени и Его Величества Рынка. Наиболее любопытен в этом плане проект петербургского Морского завода «Алмаз» по строительству высокоскоростных моторных яхт длиной до 40 метров и скоростью до 45 узлов (83 км/ч). Уникальная система стабилизации позволяет достичь высоких скоростей при меньшей, чем обычно, мощности двигателей и создать на судне комфортные условия даже при значительном волнении. Дизайн новой яхты разработан одним из наиболее креативных специалистов в этой области – Дональдом Старки. В качестве генерального менеджера проекта выступает известная голландская компания Koersvelt Yacht Projects, для отделки интерьеров приглашены итальянские фирмы. Учитывая большой опыт завода «Алмаз» в строительстве скоростных военных и пассажирских судов из алюминия и репутацию Дональда Старки, можно надеяться, что эта яхта действительно получится неординарной.
Другая интересная новость – проекты нового совместного предприятия Timmerman Yachts. Предприятие создано Московским судостроительным и судоремонтным заводом (МССЗ), голландскими проектными фирмами Vripack Yachting, Guido de Groot Design, Ginton Naval Architects, дизан-бюро Jon Bannenberg Design, а также компанией «Нахимов – моторные яхты». Новое предприятие планирует выпускать на производственной базе МССЗ semi-custom моторные яхты длиной от 30 до 50 метров. В отличие от большинства других верфей, МССЗ уже успел достаточно успешно построить три большие яхты: 32-метровую «Палладу», 38-метровый «Прибой» и 38,6-метровую Smile. Во время выставки прошла пресс-конференция компании Timmerman Yachts, на которой руководство МССЗ, представители голландских фирм и дизайнер Дики Банненберг, подробно рассказали о своих новых проектах и перспективах развития новой компании.
В затылок лидерам дышат конкуренты: на Невском судостроительном и судоремонтном заводе в Шлиссельбурге тоже появилось новое предприятие – Lake Verf («Озерная верфь»), на которой уже заложены корпуса двух 23-метровых стальных яхт по проекту того же Guido de Groot Design, специально адаптированного для эксплуатации в Северо-Западном регионе.
Постройку эксклюзивных стальных и алюминиевых моторных яхт предлагает и волгоградская компания «Фрам – моторные яхты».
Такое возрождение отечественной промышленности не может не радовать. Однако конкурентоспособность этой продукции на рынке вызывает некоторые сомнения. Качество изготовления и, в первую очередь, отделки тех немногих яхт, которые уже были построены в нашей стране, пока никак не дотягивает до уровня, предъявляемого к суперъяхтам. Правда, многие считают, что это компенсируется более низкой ценой. Так вот, это давно не соответствует действительности. Стоимость всех материалов, даже стали, в России уже достигла общемирового уровня, многие предприятия даже предпочитают работать на импортных материалах. Системы и оборудование тоже импортируются и, следовательно, обрастают транспортными и таможенными расходами. Да, зарплата рабочих у нас пока ниже почти на порядок, но производительность их труда еще ниже. Откуда же взяться низким ценам?
Впрочем, на выставке было немало интересного и помимо мегаяхт. Например, весьма мощно ворвалась на российский рынок американская компания Cobalt, производящая широкий ассортимент судов легкого класса – длиной от 20 до 36 футов и стоимостью от 30 до 300 тысяч долларов. Компания получила приз «За лучший дебют» и действительно стенд был весьма стильным, презентации, выступления артистов и дефиле моделей следовали одно за другим, и в итоге почти все лодки были проданы прямо на выставке. А может быть, и потому, что, по результатам опроса более чем 6000 владельцев катеров, проведенного компанией J.D. Power and Associates, лодки Cobalt признаны лучшими по всем показателям.
На стенде Gals Group впервые в России можно было увидеть Primatist Sport –гоночную лодку знаменитого итальянского производителя Bruno Abbatte. Представленная на выставке модель – настоящий «Ferrari» на воде: лодка развивает скорость до 140 км/ч и может удовлетворить любые чемпионские амбиции.
На стенде «Автодина Спорт» была представлена новая модель моторной яхты Faserind Evolution 38. На прошлогодней выставке продукция верфи из Казани вызвала большой интерес у посетителей и специалистов. В новой модели учтены многие их пожелания и советы.
Интересный концепт плавучего дома RiverLife представила компания «ДМЗ Камов». В целом идея создания плавучего дома не нова, на Западе, особенно в США и Канаде, отдых на houseboat очень популярен, однако российский рынок зарубежными производителями не освоен, а отечественных предприятий, наладивших серийное производство данных судов, просто нет. «Houseboat, разработанные нашей компанией, позволяют совместить возможности прогулочной яхты с уютом и простором загородного дома. На таком судне с комфортом может разместиться компания из 20 человек – согласитесь, такой вместительностью может похвастаться разве что океанская яхта, но для них не так много места в подмосковных акваториях», – заявил заместитель коммерческого директора по маркетингу Владимир Тафров.
Впервые в выставке участвовал Российский страховой яхтенный пул, созданный ведущими страховыми компаниями. Пул поддерживает тесные связи со страховыми компаниями Испании, Греции, Турции, а также Германии и Прибалтики, что важно для многих российских судовладельцев, предпочитающих хранить и эксплуатировать суда именно в этих регионах.
На стенде компании «Эксперт Марин» состоялась презентация нового проекта – интернет-портала www.boatmarket.ru, аккумулирующего в одном ресурсе предложения о купле-продаже подержанных яхт и катеров в России.
Конечно, описать все новинки в одной статье просто невозможно, да и не нужно. Наверняка большинство заинтересованных лиц сами посетили выставку и увидели все, что там было для них интересного. А главный вывод, который можно сделать – выставка развивается и меняется вместе с российским рынком катеров и яхт. И рынок этот все больше цивилизуется и приближается к мировым стандартам. Так что, возможно, не за горами то время, когда московская выставка будет не отличима от лондонской или парижской. Во всяком случае, Дональд Старки сказал мне: «Не исключено, что когда-нибудь российские марины будут похожи на Монте-Карло».
Андрей Жаворонков