Ниша этих деловых самолетов на рынке бизнес-авиации, пожалуй, самая большая. Причина тому – их популярность как среди частных владельцев, так и у фирм и корпораций. А выбирают эти джеты прежде всего за практичность и функциональность.
Говорящие цифры
Еще в начале 2000-х годов компания Honeywell Aerospace представила свой прогноз рынка самолетов бизнес-класса среднего размера (midsize jet). По ее оценкам, спрос на новые самолеты этого класса в ближайшие годы (до 2012 года) составит 6900–7400 самолетов. А их суммарная стоимость будет колебаться в районе $101–108 миллиардов. Цифры впечатляют и они не случайны. Действительно, модели лайнеров, которые относятся к классу midsize jet, весьма востребованы из-за своих характеристик: салон такого самолета рассчитан на 7–12 пассажиров, а дальность полета составляет не менее 4 тысяч километров. Это говорит о том, что данные джеты, покрывающие довольно большие расстояния, в то же время, благодаря своим размерам, очень экономичны (расход топлива) и привлекательны по цене. Естественно, спрос рождает предложение, поэтому практически все ведущие мировые производители бизнес-авиации имеют в своих линейках представителей класса midsize jet. Рассмотрим некоторые из них.
Bombardier Learjet 60 XR
Впервые появившись в ноябре 2005 года на авиасалоне Национальной ассоциации деловой авиации США (NBAA), реактивный Bombardier Learjet 60 XR заменил своего знаменитого предшественника Learjet 60.
И на сегодняшний день Learjet 60XR – один из самых быстрых и высоко летающих самолетов среднего размера с превосходной топливной эффективностью. Помимо этого, он также характеризуется самыми низкими эксплуатационными расходами в своей категории, предоставляет замечательные взлетные характеристики и проверенные экономичные двигатели.
Learjet 60 XR оборудован Rockwell Collins Pro Line 21 – современной авиационной электроникой. Интегрированный пакет авиационной электроники включает четыре адаптивных ЖК-экрана высокого разрешения. Новый интерьер Learjet 60 XR разработан для салона, в котором можно передвигаться в полный рост, с большим проходом и креслами с широкими спинками. Площадь, рассчитанная на 9 пассажиров, расширена путем модернизации кресел, которая увеличила пространство для ног. Салон имеет светодиодное освещение и легкую в использовании электронную систему с управляющим сенсорным ЖК-экраном, а также современную аудио- и видеосистему, совместимую со спутниковым радиовещанием XM Satellite Radio с дополнительными портами для ноутбуков, DVD и MP3-плейеров.
Cessna 680 Citation Sovereign
Другой представитель класса midsize jet – Cessna 680 Citation Sovereign – новый административный реактивный самолет. Он спроектирован на базе фюзеляжа Citation Excel и многих из его систем, с новым крылом и хвостовой частью.
Его основные характеристики отлично сбалансированы с учетом требований удобства и безопасности пассажиров. В нем наилучшим образом сочетаются размеры салона, комфорт на борту, скорость и дальность полета, а также его стоимость. При высокой скорости и дальности полетов эксплуатация самолета возможна уже с коротких взлетно-посадочных полос длиной до 1126 м.
Пассажирский салон здесь более просторный, чем у других самолетов среднего класса, здесь могут комфортно разместиться до 12 человек. Впечатляют и размеры вместительного багажного отделения.
Во время полетов большой дальности, на которые рассчитан Citation Sovereign, комфорт пилота имеет исключительную важность: от этого может зависеть в том числе и безопасность пассажиров. Поэтому оснащение кабины для экипажа на борту этого судна выполнено на самом высоком профессиональном уровне.
При этом расходы на эксплуатацию самолета ниже, а стоимость самого воздушного судна на несколько миллионов долларов меньше, чем стоимость других самолетов данного класса.
Falcon 50EX
В гамме моделей Dassault до сих пор присутствует Falcon 50, теперь уже в модификации EX с соответствующей топливной и системной доработкой. Этот небольшой бизнес-джет – единственный трехдвигательный самолет в своей весовой категории, что предопределяет уникальные для джетов данного класса взлетно-посадочные характеристики и показатели безопасности.
Falcon 50EX получил новый комплекс авионики Collins Pro Line, «стеклянную» кабину пилотов с четырьмя ЖК-дисплеями и дополнительное оборудование в базовой комплектации. Но главным новшеством стали более мощные двигатели TFE731-40 с электронной системой управления FADEC. Именно система FADEC дала возможность распоряжаться тягой двигателей более рационально. Оптимизируя подачу топлива при увеличении оборотов, электроника позволяет избегать температурных скачков в турбине и тем самым оставляет резерв, который может быть реализован либо в виде большего ресурса силовой установки, либо как запас тяги для более тяжелых условий эксплуатации.
Falcon 50EX пользуется спросом и как экономичный бизнес-джет среднего класса, и как надежная «рабочая лошадка» для сложных условий. Короткие и высокогорные аэродромы, жаркие тропические страны – вот где его таланты раскрываются в полной мере.
Hawker 800XPi
Hawker 800 XPi является современной моделью, созданной в 1995 году американской компанией Raytheon Aircraft на базе легендарных предшественников Hawker 700 и 800.
Hawker 800 XPi предназначен для перевозки до 8 пассажиров на расстояние 4600 км с крейсерской скоростью около 800 км/ч. Он стабильно удерживает позиции самого массового самолета деловой авиации благодаря гармоничному сочетанию конструктивной простоты и надежности, цены и экономичности, оптимальных характеристик дальности, скорости и комфорта. Фирменное крыло Hawker с толстым профилем немного снижает скорость, зато обеспечивает простоту пилотирования, безопасность и маневренность. Это позволяет машине приземляться на аэродромы с короткой полосой в местах, недоступных для других деловых самолетов.
Hawker 800XРi оснащен электронной системой авиационного оборудования Rockwell Collins (EFIS), пилотажно-навигационной системой Pro Line 21, системой навигации, связи, наблюдения за воздушным пространством. Кроме того, система управления салоном Rockwell Collins Airshow 21 включает в себя сенсорный экран, который установлен на каждом сиденье и на каждом подлокотнике дивана, а специальное кресло позволяет регулировать температуру салона, системы освещения и развлечений.
И, наверное, неслучайно на модифицированных Hawker 800XPi летают члены английской королевской семьи и правительство Великобритании.
Дмитрий Гнатенко
Фоторепортаж