Изначально слово «катамаран» (от тамильского каттумарам) означало буквально – связанные бревна. На таких суденышках жители Французской Полинезии переплывали с острова на остров.
В XXI веке это понятие было возведено в ранг культа и среди прочих имеет узкоспециализированный сегмент – luxury-катамараны. Удивительно, но еще несколько лет назад различались всего два вида катамаранов: гоночные (этот вид и по сей день самый распространенный) и семейные (назначение понятно). Внешний вид и тех и других схож: два поплавка, соединенных палубой. Размер варьируется от 38 футов (компания Alliaura Marine и серия Privelege catamarans) до 200 футов (правда, такой катамаран еще в проекте у Sunreef yachts). Как и яхты, катамараны делятся на парусные и моторные. Как правило, моторные катамараны производят те же компании, которые строят и парусные, но различают и узконаправленные компании, которые строят только моторные катамараны: например, премьера Канн – M Cat 88 от H2X Yachts & Ships – новое имя в сегменте многокорпусных яхт.
В чем отличие катамарана от любой другой яхты? Ответ очевиден: повышенная устойчивость и безопасность (яхта практически не переворачивается и более устойчива к бортовой качке), скорость (из-за небольшой осадки скорость катамарана на порядок выше, чем у яхты) и вместительность (тут без комментариев). Катамаран предлагает большую полезную площадь, чем монокорпусник такого же размера, при этом следует сказать о чрезвычайной приватности жилых помещений и в то же время общей точке сбора – салоне, находящемся как раз посередине судна.
Материал для корпуса небольших катамаранов используют различный: от стеклопластика до алюминия. Среди известных компаний первое место занимают французы.
Lagoon
В 1984 году была основана компания Lagoon, как подразделение по строительству парусных катамаранов компании Jeanneau. Но на сегодняшний день компания принадлежит другому крупнейшему производителю парусно-моторных яхт – группе Beneteau.
Модельный ряд катамаранов представляет собой семь парусных катамаранов: Lagoon 380 S2, Lagoon 410 S2, Lagoon 420, Lagoon 440, Lagoon 500, Lagoon 570, Lagoon 67 и два моторных: Lagoon 43 и Lagoon 44. Самый маленький начинается с длины 11,55 метра, линейка заканчивается 20,60-метровым катамараном Lagoon 67. Проекты катамаранов разработали и внедрили два мастера: Марк ван Петегем (Marc Van Peteghem) и Винсент Лориот Превост (Vincent Lauriot Prevost). Над моторной серией работала студия дизайнера Филиппа Собреро (Philippe Subrero).
Самый большой из серии парусно-моторных Lagoon 67 относится к классу люксовых макси-катамаранов. При длине более 20 метров на нем разместили 5 кают и просторный салон. Каюты размещены в передней и задней части поплавков. Катамаран предлагается в двух версиях – чартерной и для владельца. Различие в планировке срединной каюты правого поплавка. В левом на этом же месте располагается камбуз. Обеденная зона и зона отдыха расположены в центре катамарана. Для 10 пассажиров, включая владельца, предусмотрен высокий уровень комфорта. Движителями этого макси-катамарана выступают два 100-сильных мотора и два паруса: грот – 135 кв. метров и генуя – 85 кв. метров.
Fountaine Pajot
Еще одна французская компания, производящая катамараны – Fountaine Pajot, была основана в 1976 году в городе Ла-Рошель. Основателем компании стал Жан-Франсуа Фунтен, бывший член олимпийской сборной Франции, Чемпион мира в океанских гонках и победитель многочисленных регат, в том числе и трансатлантических. История компании началась с производства швертботов класса 505. Первое многокорпусное судно компании Fountaine Pajot, 18-метровый гоночный тримаран Royale, появляется в 1981 году.
В 1983 году компания запустила первый серийный катамаран – Louisiane 37, созданный с помощью Michel Joubert и Bernard Nivelt, архитекторов катамаранов Charente Maritime и многих прототипов по правилам IOR. Устойчивый, быстрый и простой в управлении катамаран обладал невероятными для своего размера внутренними объемами, что в то время было революцией в мире яхтинга. Модель имела необычайный коммерческий успех. С этого момента компания решает создать целую серию подобных катамаранов. Для чего увеличивает производственные площади. В 1985 году в производство запускается Casamance 44 – первый представитель нового поколения.
Приглашенный в компанию в 1986 году Эрик Бруннель Eric Bruneel предлагает проект катамарана для дневных путешествий Corneel 26, избранного журналом Bateaux (Франция) лодкой года. В 1989-м дизайнер Оливье _______ Olivier Flahault принимает участие в создании катамарана Fidji 39. Сегодня с его помощью разработана вся гамма выпускаемых судов. В 1991 году флагманом флота компании становится катамаран Marquises 56 архитекторов Jean Berret и Olivier Racoupeau. Не желая останавливаться на достигнутом, компания в 1998 году в очередной раз создает сенсацию: появляется гамма моторных катамаранов Trawler, в которых полностью сохранена философия парусных судов. За два года Maryland 37 и Greenland 34 завоевывают прочные позиции на рынке моторных яхт.
Sunreef Yachts
В сентябре 2003 года молодая компания Sunreef Yachts спускает на воду свой первый катамаран класса люкс – Sunreef 74. В мае 2005-го состоялся спуск Sunreef 60 – самая маленькая модель в линейке. Далее по нарастающей с захватом ближайшего будущего: первый монохол MITI, десять 60-футовых катамаранов поставлены заказчикам, на 2008 год спуск первого моторного 67-футового катамарана и 67-футового парусного, на 2009-й запланирован спуск парусного двухпалубного Sunreef 102, не имеющего аналогов в мире. Помимо серийного производства, компания предлагает услугу по custom-строительству.
Компания была основана Фрэнсисом Лэппом (Francis Lapp) и его сыном Николасом совсем недавно – в 2002 году. Местом расположения верфи выбран польский город Гданьск, известный своими корабельными традициями. На площади семь тысяч квадратных метров ведется производство катамаранов из алюминия и композитных материалов силами более чем 300 квалифицированных рабочих. Дизайнерский отдел компании включает около 30 сотрудников. Дизайнерским департаментом был разработан и внедрен новый дизайн такой хорошо известной уже модели, как Sunreef 62. Верфь первой освоила метод UNDER VACUUM INFUSION, благодаря которому удалось увеличить производство.
Корпус Sunreef 102 построен из алюминия. Катамаран получил название двухпалубного из-за того, что на главной палубе расположена, помимо салона, как на всех прочих катамаранах, еще и каюта владельца. Также катамаран оснащен флайбриждем, откуда ведется управление парусным вооружением или силовыми установками по 370 л.с. каждая и где находится большая зона отдыха с обеденным столом, рассчитанным на большую компанию. При длине 31,1 метра катамаран имеет ширину 13,1 метра и водоизмещение 70 тонн. На катамаране насчитывается 6 кают и одна каюта для экипажа.
В настоящее время компания Sunreef Yachts Group не только производит парусные катамараны и яхты, в ее состав входит и чартерное агентство, единственное в мире имеющее обширную базу luxury-катамаранов по всему миру.
Константин Старцев
Статья опубликована в журнале "Акватория Красивой жизни"
Фоторепортаж