По сравнению с британскими, немецкими и французскими коллегами итальянские авиаконструкторы создали первый авиалайнер с опозданием. Но как только он увидел свет в середине 20-х годов прошлого столетия, то сразу же завоевал популярность.
Превратности судьбы
Первый итальянский пассажирский гидросамолет появился как бы поневоле. В 1923 году на фирме SIAI Savoia Marchetti под руководством главного конструктора Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti) был создан торпедоносец S.55. Это была двухкорпусная летающая лодка с классическим оперением. Ее экзотическая конструкция с двумя короткими фюзеляжами, связанными между собой центропланом, казалась неуклюжей. Но на самом деле была очень удачной. Самолет имел низкое аэродинамическое сопротивление. Это позволило развивать скорость более 200 км/ч. Однако итальянский флот не проявил интереса к гидроплану. Фирме пришлось искать других заказчиков. Большой внутренний объем фюзеляжей позволял оборудовать в них пассажирские кабины. Так появился проект S.55C, который заинтересовал авиакомпанию Aero Espresso Italiana. В каждом из корпусов этого самолета размещался 5-местный салон. Таким образом, лайнер мог перевозить до 10 пассажиров. На самолет установили два двигателя Isotta-Fraschini 294/330 кВт, производившихся в Италии по лицензии Lorraine Dietrich.
Принят и востребован
Первый полет гражданской версии состоялся летом 1925 года. В конце того же года Aero Espresso Italiana получила и первый экземпляр, а до середины 1926-го к нему добавились еще шесть. 1 августа 1926 года была открыта линия Бриндизи – Афины – Стамбул. Затем появился маршрут Бриндизи – Афины – Родос. Лишь после этого Regia Marina (ВМС Италии) начала приобретать военные версии гидроплана. В 1927–1930 годах на них было совершено несколько успешных перелетов в Северную и Южную Америку, что в свою очередь вызвало спрос на новые гражданские машины. В 1928 году один самолет принимал участие в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле.
В это же время возникла модификация S.55P. Она имела еще более просторные 6-местные салоны. Их высота была увеличена, и пассажиры теперь могли стоять не наклоняясь. На самолет поставили более мощные двигатели Isotta-Fraschini Asso. 15 таких самолетов закупила компания SAM. Они летали на внутренних линиях (из Рима в Палермо и Кальяри), а также в другие страны Средиземноморья. После слияния нескольких итальянских авиакомпаний в 1934 году десять S.55C/P перешли в новую авиакомпанию Ala Littoria, где эксплуатировались до 1938 года.
Торпедоносцы для Аэрофлота
В принципе, гидроплан мог бы открыть и трансатлантическую линию. Однако наладить регулярные перевозки через Атлантику в 1930-е годы итальянцы не рискнули. Тем не менее, S.55P летали на линиях и по ту сторону Атлантики. В 1929 году американская авиакомпания Airvia Transportation организовала пассажирские перевозки из Нью-Йорка в Бостон. А фирма American Aeronautical Co. собиралась производить эти самолеты в Штатах. Был даже построен один самолет – в 1930 году, после чего компания обанкротилась.
В 1932-м Советский Союз заказал 6 самолетов военной версии S.55X, но с кабинами, как у пассажирских S.55P. Такой гибрид возник неслучайно. Самолеты предназначались для линий Аэрофлота, но в случае «если грянет война» должны были стать торпедоносцами. На первой из заказанных машин экипаж А.С. Демченко совершил в июле–августе 1933 года перелет из Севастополя во Владивосток протяженностью 10 500 км. С июля 1934-го они работали на линии Хабаровск – Петропавловск-Камчатский. Затем открылись рейсы Владивосток – Сахалин – Петропавловск, Хабаровск – Оха и другие дальневосточные линии. Созданные в субтропиках самолеты успешно трудились в суровом климате Приамурья, Сахалина и Камчатки до конца 1930-х.
Несколько самолетов военной версии (S.55A) послужили в гражданской авиации и на противоположной от СССР стороне планеты. Получив три таких машины в 1933 году, бразильская авиакомпания Panair do Brasil эксплуатировала их до 1937 года. Кроме того, самолет состоял на вооружении ВВС ряда стран, приобретался также и в частное владение.
Статья опубликована в журнале "Акватория Красивой жизни"
Василий Ланской
Фоторепортаж