Середина 1930-х – золотая пора авиации. Поэтому неудивительно, что именно тогда появился авиалайнер, воплотивший в себе все самые современные технологии того времени. А назывался этот бестселлер Douglas DC-3.
Рожденный поневоле
Впрочем, идея создания самолета возникла отнюдь не по воле фирмы-производителя. В 1934 году руководство авиакомпании American Airlines задумалось о замене трансконтинентального ночного экспресса Curtiss AT-32 на более современный самолет – типа только что появившегося DC-2. Машина, имеющая 14 спальных мест, должна была без посадки преодолевать маршрут Нью-Йорк – Чикаго (одна из главных линий American Airlines). Подобный авиалайнер Сайрус Р. Смит, президент American Airlines, предложил разработать Дональду Дугласу. Авиакомпания хотела получить десять машин. Предложение особого восторга у Дугласа не вызвало. DC-2 неплохо продавались, а возиться с дорогостоящей разработкой ради столь малого заказа не хотелось. Однако Смит продолжал настойчиво обрабатывать Дугласа и тот, в конце концов, сдался. Очевидно, руководитель Douglas Aircraft не хотел потерять солидного клиента.
Летающий спальник
Первоначально конструкторы собирались оборудовать спальными местами салон DC-2. Однако узкий фюзеляж последнего не позволял превратить его в "воздушный пульман". Тогда было принято решение создать целиком новую модель, максимально используя наработки по DC-2. Новый проект получил название DST (Douglas Sleeper Transport).
Был разработан новый удлиненный фюзеляж более круглого сечения. Ширина пассажирского салона увеличилась на 0,66 м. Салон был разделен на семь отсеков, в каждом из которых располагалось по два кресла. Ночью кресла раскладывались, превращаясь в два спальных места – одно над другим. На уровне верхних мест были устроены узкие окошки. Увеличился размах крыла, стреловидность его передней кромки. Выросла площадь горизонтального оперения. Были установлены более мощные двигатели Wright Cyclone SGR-1820-G5 (892 л.с.).
Разработчики всерьез подумали и об удобствах будущих пассажиров. Салон был обит новым звукопоглощающим материалом, снижающим уровень шума в салоне до 55 децибел – ниже, чем в пульмановских спальных вагонах. Было установлено, что некоторые оттенки зеленого цвета усиливают воздушную болезнь у пассажиров. При обустройстве интерьеров их старались избегать.
Триумфальное пришествие
Окончательный облик нового авиалайнера сложился к 10 мая 1935 года. Спустя два месяца – 8 июля 1935 года, American Airlines перечислила деньги на производство 10 экземпляров DST. К концу года контракт изменился – число заказанных машин увеличилось до 20, причем количество спальных экспрессов уменьшилось до 8. Остальные 12 экземпляров авиакомпания захотела получить в дневном варианте – с салоном на 28 сидячих мест. Эта версия получила название DC-3.
Прототип DST был готов 14 декабря 1935 года. Впервые в воздух он поднялся 17 декабря 1935-го. Первый полет продолжался полтора часа и прошел гладко. Испытания продолжались полгода. 21 мая 1936 года самолет получил сертификат летной годности и начались поставки заказчику.
На линии American Airlines DST вышел 26 июня 1936 года. В августе началась эксплуатация дневной версии. DC-3 показал превосходные результаты. Успешная эксплуатация в American Airlines вызвала интерес других авиакомпаний США. Заказы на DC-3 посыпались лавиной. Воздушных перевозчиков устраивали не только характеристики новой машины, но и цена – самолеты продавались по 79500 долларов. В 1940 году флот магистральных авиакомпаний США на 80% состоял из самолетов DC-3. Большим спросом пользовался DC-3 и за пределами США – в Канаде, Европе и других регионах.
Вездесущая "Дакота"
С вовлечением США во Вторую мировую войну армии и флоту потребовалось огромное количество транспортных самолетов. Из существующих конструкций наиболее подходил DC-3. С учетом требований военных были проведены необходимые доработки – самолет стал грузовым. Новая версия получила название C-47 Skytrain. Самолеты поступали в авиационные части США и стран-союзников. В Royal Air Force самолеты получили обозначение Dakota C. Это название прижилось – "Дакотами" стали называть DC-3/C-47 по всему миру.
После войны, между 1945 и 1950 годами, не было, пожалуй, авиакомпании, где бы не служили "Дакоты". Это был самый распространенный в мире авиалайнер.
Секреты долговечности кроются в высокой прочности и надежности. Но главным достоинством DC-3 были его великолепные экономические характеристики. На DC-3 впервые удалось достичь самоокупаемости пассажирских перевозок. Если прежде гражданские операторы держались за счет государственных дотаций, то теперь они могли действовать самостоятельно. Как сказал президент American Airlines Сайрус Смит, – "это первый самолет, который делает деньги, не перевозя почту" (имея в виду правительственные почтовые контракты).
По долговечности DC-3 нет равных. Давно списаны не только ровесники "Дакоты", но и многие модели, созданные на смену ей, а она все еще летает. Недаром говорится, что "DC-3 может заменить лишь другой DC-3".
Василий Ланской
Фоторепортаж