Прелести болезни «ретро» //21.10.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • «А потом я заболел…» Ни раз услышишь такое, беседуя с владельцами старинных автомобилей. Среди «больных» есть и знаменитости, и крупные бизнесмены, встречаются политики. Все эти одержимые болезнью «ретро» люди вкладывают огромные суммы в реставрацию старинных автомобилей.

    «А потом я заболел…» Ни раз услышишь такое, беседуя с владельцами старинных автомобилей. Среди «больных» есть и знаменитости, и крупные бизнесмены, встречаются политики. Все эти одержимые болезнью «ретро» люди вкладывают огромные суммы в реставрацию старинных автомобилей. Вознаграждение за такую преданность вещам давно минувших дней — новые открывающиеся только коллекционерам горизонты красивой жизни. Что вам по душе — поучаствовать в ралли старинных машин или выставить свой авто на ретросалоне? А может быть продемонстрировать свою железную красавицу на конкурсе элегантности?


    Синьоры, выходите на улицы! Теперь можно

    Самым грандиозным событием в мире автомобильного ретро, пожалуй, можно назвать ралли Mille Miglia («Тысяча миль»), привлекающее внимание десятков тысяч туристов. Ежегодно в конце мая в итальянский город Брешия со всего света привозят старинные автомобили, каждый из которых украсил бы любой автомузей. Здесь стартует и финиширует это грандиозное ралли, участникам которого предстоит проехать 1600 км по дорогам Италии.
    Принять участие в гонке Mille Miglia совсем не просто. Есть два условия. Во-первых, допускаются только те автомобили, или точно такие же, что участвовали в гонках Mille Miglia 1927—1957 годов. А во-вторых, автомобиль должен быть отлично сохранившимся или безупречно отреставрированным — практически все узлы и агрегаты машины должны быть оригинальными или восстановленными по особой «правильной» технологии. Поскольку правила строги, ежегодно в ралли обычно принимают участие не более половины из числа изъявивших желание.
    По традиции, в первый день гонки в восемь вечера на подиум, с которого стартует ралли, выезжает автомобиль номер один — O.M.665 Superba — на нем в 1927 году была выиграна самая первая Mille Miglia. Вслед за ним с интервалом в двадцать секунд уходят на трассу другие участники. На всем протяжении трассы участников приветствуют люди. Машут руками, выкрикивают напутственные слова. Поскольку участники ралли Mille Miglia едут на своих старинных автомобилях совсем не быстро, гонка обходится без несчастных случаев. Совсем не так было раньше…С 1927 по 1957 года ралли Mille Miglia было самой настоящей гонкой, в которой принимали участие современные на то время, самые быстрые автомобили. И быть зрителем ралли было вовсе небезопасно. Так, в последней «настоящей» гонке 1957 года на скорости под 300 км/ч пробило колесо у машины испанского маркиза де Портаго, гонщика команды Ferrari, — автомобиль влетел в толпу и насмерть задавил с десяток зрителей. Погиб и сам маркиз, и его штурман. После этой трагедии правительство Италии запретило проведение гонки Mille Miglia. Инициаторы пытаются организовать некое подобие ралли в 1958, 1959 и 1961 годах, но ничего не получается. Однако в 1967 и в 1977 годах в честь юбилея состязания проводят ралли автомобилей, когда-то участвовавших в этом соревновании. А с 1988 года Mille Miglia вновь становится ежегодным ралли.
    Как шутят поклонники ралли, Mille Miglia — это единственный в мире передвижной музей автостарины. А еще это великосветская тусовка: кого тут не встретишь и киноактеров, и музыкантов, и крупных бизнесменов. Часто они сами принимают участие в соревновании. Иногда едут сами за рулем, а чаще в паре с кем-нибудь из бывших или нынешних, знаменитых гонщиков. «Dolce vita,» — вздыхают местные итальянцы при виде таких сладких парочек. В корень зрят, синьоры.
    Кстати, чтобы выиграть в современном ралле Mille Miglia вовсе не обязательно первым финишировать — экипажу начисляются очки за точное поддержание средней скорости и обычно она не превышает 50 км/ч. Победитель — тот, у кого к концу гонки набирается больше всего очков.

    Прошлое можно вернуть

    Кроме ралли Mille Miglia, есть еще целый ряд мероприятий, на которых можно погонять владельцам старинных автомобилей. Если вам не удалось стать участником ралли Mille Miglia, то может посоветовать попробовать свои силы (точнее вашего авто) в другой гонке старинных автомобилей 2000 km durch Deutschland, проходящей по дорогам Германии со стартом и финишем в Менхенгладбахе. Это конечно менее знаменитое ралли, но зато легче стать его участником.
    Есть еще целый ряд ралли старинных автомобилей. Например, в прошлом году для владельцев старинных спортивных машин (до 1971 года выпуска) была устроена гонка по знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг. Причем, это было на самом деле гонка, с заправками на пит-стопах. И многие из участников ехали на пределе возможностей. Представляете себе какой была Формулу-1 лет тридцать назад. Гонка «1000 километров Нюрбургринга» — это что-то подобное.
    Забавное ралли старинных автомобилей Louis Vuitton Classic Lake Leman Tour ежегодно проводят в Швейцарии. На трассе длиной 180 км вокруг озера Леман со стартом и финишем в Женеве соревнуются между собой…машины выпуска до 1903 года. Представляете?!

    Впрочем, на старинном автомобиле можно принять участие не только в каком-нибудь ралле, но и в пробеге. Ежегодно в мире проходят сотни таких пробегов. Обычно пробег организуют участники определенных ретро-клубов, и, как правило, в нем участвуют автомобили одной определенной марки. И обычно пробеги приурочивают к какому-нибудь событию. Как пример, пробег старинных автомобилей Bentley (до 1931 года выпуска), посвященный 300-летнему юбилею «северной столицы».

    Старость — в радость

    Выставки старинных автомобилей — излюбленное место встречи всех любителей ретро. Самыми крупными и посещаемыми выставками ретро-машин в Европе являются парижский салон Retromobile и мероприятие Techno Classica Essen, проходящее в Эссене. Один знакомый, побывавший на Эссенской выставке, как-то рассказывал, что смог посмотреть на все старинные автомобили, представленные там, лишь под конец второго дня. Так много их было. А просмотреть всю экспозицию выставки вряд ли вообще кому-нибудь удастся: ведь кроме автомобилей, огромные площади заполняет всякие околоавтомобильные причиндалы — груды всевозможного автомобильного «железа», антикварная амуниция, старинная автомобильная литература и много другое.
    И на салоне Retromobile, и на выставке в Эссене традиционно проходит автомобильный аукцион — самое интересное мероприятие автосалона. С молотка уходят сотни старинных автомобилей. Причем, чуть ли не каждый год, на каждый из этих двух выставок находятся несколько покупателей, выкладывающих за свой новый старинный автомобиль свыше миллиона долларов! Столько, как правило, стоят старинные спортивные машины, выпущенные ограниченным тиражом. Любопытно, что с каждый годом спрос на ретро-автомобили растет: об этом свидетельствует заметное увеличение суммарного объема торговых сделок, проходящих на крупнейших выставках старинных автомобилей. Последние мировые события заставляют людей больше боятся будущего и сильнее толковать о прошлом…

    Железная Мисс Европы

    Какого пола старинные автомобили? Если поинтересоваться у их владельцев, то окажется, что большинство из них женщины. Женской душой обычно их наделяют. А раз так, то почему бы не проводить конкурсы красоты среди ретро-машин? К этой идее пришло давно, и сейчас в мире проводится десятка два таких соревнований, только называются они обычно конкурсами не красоты, а элегантности, concours d`Elegance.
    Самым популярный конкурс элегантности проводится в Пеббл-Бич, в Калифорнии. На нем выставляются как старинные, так и современные автомобили. А самый известный европейский конкурс элегантности проводится в Париже, в городском парке де Багатель. Называется он Louis Vuitton Classic и проходит под эгидой концерна, знаменитого своими дорогими багажными принадлежностями. Как правило, среди номинантов не более сотни старинных автомобилей. Не много. Зато сюда со всего мира слетается наиболее известные автомобильные дизайнеры. Они и являются членами жюри конкурсы. Вот несколько имен — Патрик ле Кеман (Renault), Крис Бэнгл (BMW), Вальтер де Сильва (SEAT), Фабрицио Джуджаро…Это не полный список членов жюри, выбиравших самый элегантный автомобиль конкурса прошлым летом. Приезжает сюда и целый ряд просто знаменитостей. А еще на конкурс в Париж привозят с десяток концепт-каров, недавно дебютировавших на прошедших автосалонах.
    Любопытно, что одному и тому же автомобилю главный приз Best of Show («лучший автомобиль конкурса») вручается лишь один раз. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг вам покажется, что звание самого лучшего присудили не тому автомобилю — ваш «кумир» уже наверное когда-то был победителем. А теперь его привезли просто покрасоваться.


    Российское ретро
    Массовые случаи заболевания болезнью «ретро» в России были впервые отмечены лишь в конце прошлого века. Часть «заболевших» начала заниматься реставрацией старинных советских машин — «Побед», «Чаек», лимузинов ЗИС, древних «Волг» и «Москвичей». Другие стали приобретать и восстанавливать иностранный антиквариат. Так или иначе, к концу девяностых в России сформировалась группа владельцев старинных автомобилей, появились фирмы, занимающиеся на профессиональном уровне реставрацией машин, стали ежегодно проводиться ретро-выставки… Тем не менее, те новые фестивали и выставки старинных машин вызывали много упреков у тех, кто видел, как проходят аналогичные мероприятия в Европе. Что-то как-то все не так…
    Однако впервые проведенному в 2002 году столичному фестивалю «Ретро-стиль» удалось таки получить высокие оценки, как самих участников, так и зрителей. Успех мероприятия, проведенного Московским спортивным клубом, легко объясним. Во-первых, организаторы пригласили принять участие в фестивале лишь владельцев автомобилей, выпущенных до 1963 года. Причем, только тех из них, у которых машины были либо хорошо сохранившимися, либо отреставрированными с учетом всех требований. «Ура!» — ликовали мастера автомобильной реставрации: удивительно, но на этот раз по соседству с их автомобилями не было видно ни 21-х «Волг», окрашенных в металлик, ни каких-нибудь старинных «Москвичей» с агрегатами от «Жигулей», ни проржавевшего старья…А, во-вторых, организаторы устроили красивое шоу, и демонстрация старинных автомобилей была совмещена с показом стильных моделей из коллекции Валентина Юдашкина.
    Всего в конкурсе приняло участие более 20 автомобилей. Самым старым участником стал Buick G-575 1932 года выпуска. Ему достался приз «За лучшую сохранность автомобиля до 1945 года выпуска». Как заявляют организаторы, главная цель фестиваля — демонстрация красоты и стильности старых автомобилей. Поэтому была выбрана и самая красивая, точнее самая элегантная машина фестиваля. Ей стал кабриолет Ford V8 1938 года выпуска. А «самым оригинальным автомобилем до 1945 года выпуска» стал миниатюрный и изящный Fiat NSU 500 (1938 г.в.), особенно приглянувшийся дамам. Как не странно, но самым молодым автомобилем-участником стал солидный лимузин, собранный англичанами в 1963 году, — Daimler Majestic.
    Как отмечают организаторы фестиваля «Ретро-стиль», которые побывали на крупнейших европейских выставках старинных автомобилей, в Европе не только намного больше отлично отреставрированных старинных машин, которые становятся украшениями выставок Старого Света, и выше уровень развития ретро-индустрии, но совершенно другое отношение к ретро-мероприятиям. Если для европейцев каждый ретро-салон — это, прежде всего, культурное событие, которое собирает тысячи людей непосвященных, не заболевших коллекционированием, то в России выставка старинных автомобилей — это, скорее, профессиональное событие, для тех, кто «в теме», а обычным посетителям там просто скучно…Нужно менять имидж!
    Поэтому в будущем организаторы фестиваля «Ретро-стиль» собираются делать упор на шоу-программе — это поможет привлечь не только профессионалов, но и познакомить более широкий круг зрителей с темой «ретро», подогреть их интерес к старинным автомобилям и реставрации в России.


    Rambler's Top100