Mercedes S-класса, BMW 7-й серии… Об этих машинах мечтают, для многих они — воплощение совершенства. Казалось бы заплати шестизначную сумму долларов и езди, наслаждайся. Ан нет! В процентном соотношении именно владельцы роскошных автомобилей чаще всего обращаются в тюнинговые ателье. Парадокс, но чем лучше серийный автомобиль, тем меньше тот устраивает его владельца, тем больше он хочет усовершенствовать его …
На круги свояБеда всех серийных автомобилей — расчет на среднестатистического покупателя. Как было раньше — клиент обращался к изготовителю шасси, выбирал двигатель для своей будущей машины, обговаривал другие вопросы; потом находил подходящее кузовное ателье и заказывал там кузов. И оформление салона и внешний облик автомобиля — все выбирал заказчик. Тюнинговых ателье в привычном понимании в ту пору не было — кому придет в голову переделывать автомобиль, выполненный по собственному же заказу? Но в начале прошлого века американец Генри Форд, тот самый, который первым в мире стал использовать автомобильный конвейер, воплотил в жизнь новый подход. Согласно ему, завод выпускает тысячи одинаковых автомобилей и клиенту остается лишь приехать к дилеру и приобрести один из тысячи близнецов. В свое время покупатель в салоне компании Ford даже не мог выбрать цвет — все машины были черными! И что — клиенты не взбунтовались от такого к ним отношения. Они обрадовались: благодаря конвейеру Форда, автомобили стали много дешевле. Но были и богатые покупатели, которые продолжали покупать машины по старинке: отдельно шасси, отдельно кузов, все — по их усмотрению, выбору. Но скоро компании, выполнявшие их заказы, под напором крупных производителей, приказали долго жить или стали тоже выпускать автомобили на конвейере, даже автомобили представительского класса. Пришлось покупать серийные машины. Автопроизводители конечно уже предлагали покупателям много чего — десятки цветов, десятки различных опций, несколько различных двигателей и вариантов оформления салонов. И все же: серийный автомобиль остался серийным, рассчитанным на среднестатистического покупателя, каким бы громадным не был набор опций. Положение спасли тюнинговые ателье, которые как грибы после дождя стали появляться в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. И у взыскательного покупателя появилась возможность получить то, что он хочет за не очень большие деньги. Так что состоятельные господа, как и прежде, ездят на автомобилях, сделанных по их собственному заказу. Все вернулось на круги своя... Только на новом технологическом уровне — теперь такие заказчики сначала покупают серийные автомобили, и только потом делают из них то, что хотят.
Мир уникальных салоновЧем отличается богатый клиент тюнингового ателье от бедного? Прежде всего, подходом к делу. Если владельцы недорогих иномарок и отечественной техники больше всего заботятся о «внешней стороне» дела (пластиковый обвес, колеса и т.п.), то клиенты V.I.P. — о «внутренней». Их, прежде всего, интересует доработка, персонификация салона автомобиля. Им главное — быть, а не казаться.
Как и где доработать салон автомобиля — проблема всех состоятельных клиентов. Но похоже скоро она будет решена. Лет десять назад те, кто хотели доработать свой автомобиль и располагали немалым капиталом для этого, обычно отправляли машины в Германию: немецкие тюнинговые ателье снискали себе доверие во всем мире за высокое качество исполнения работ. Но в последнее время русские навещают немцев все реже. Дело в том, что в России появились тюнинговые центры, рассчитанные на V.I.P. – клиентов.
Преимущества русского тюнинга — это сроки. Во-первых, сам тюнинг занимает намного меньше времени — машину не надо везти в Германию и обратно. А, во-вторых, если что-то не так, то можно просто обратиться в тюнинговое ателье, и там все исправят по гарантии. Отвозить машину в Германию для бесплатного ремонта — обычно бессмыслица. А, кроме того, тюнинг в России дешевле. Но, увы, есть и серьезный недостаток — многие клиенты российских тюнинговых ателье сетуют на качество. И с качеством действительно беда. Лишь немногие столичные фирмы могут выполнить заказ так, как надо.
«Говорят, что у русских мастеров золотые руки, — делиться директор одного тюнингового ателье. — Чушь все это. Придумать могут, а изготовить — нет. Лишь единицы делают так, как надо. Вот посмотрите!» Журнал, посвященный тюнингу автомобилей, который только что листал директор, замирает на развороте со статьей про автомобиль, доработанный в одной московской тюнинговой фирме. И мы оба смотрим на небрежно обтянутые кожей сиденья машины. «Антитюнинг» какой-то.
Но есть, есть Мастера своего дела. Нужно просто знать, куда обращаться.
По какому принципу работают тюнинговые ателье, обслуживающие V.I.P.-клиентов? Сперва клиент встречается с дизайнерами ателье и примерно описывает то, что он хотел бы получить. Прежде всего, как нужно оформить салон машины. У дизайнеров уже обычно есть несколько эскизов доработки интерьера той или иной модели, и нередко заказчик останавливается на одном из готовых вариантов. Но бывает и так, что клиент хочет чего-то особенного, и тогда дизайнеры рисуют ему несколько вариантов возможного оформления салона машины.
Любопытно, что утверждение «все можно купить за деньги» часто дает сбой при работе с тюнинговыми фирмами. Если у заказчика дурной вкус и стилистам ателье не удается отговорить клиента от его безумной задумки, то нередко тюнинговые ателье просто отказываются работать с ним! Все дело в том, что стоит специалистам сделать одного такого монстра, так сразу знакомые владельца тюнингового автомобиля начнут посмеиваться над ним, интересоваться, где ему такую «красавицу» сотворили. А — самое страшное — владелец такой машины может предоставить ее для съемки журналистам. Представляете, что тогда будет?!
Но бывают и наоборот. Например, отговорят дизайнеры клиента от его жуткого заказа, сделают все стильно, качественно. А тот показывает свою машину знакомым и говорит: «Смотри, какое г. сделали!» Поэтому боятся в тюнинговых ателье безвкусных клиентов, очень боятся…
После выполнения эскизов, по которым будет выполняться доработка (а в большинстве случаев скорее переделка) салона, их показывают специалистам по обтяжке салона, и те, говорят, что можно выполнить, что технологически невозможно. После этого обычно выполняется окончательный вариант проекта, и, если клиенту он нравится, начинается работа. Как правило, при работе с автомобилями высшего класса салон полностью переделывают, подвергают перетяжке почти все элементы интерьера — сиденья, рулевое колесо, двери… При отделке салона применяется, как правило, только кожа крупного рогатого скота. Очень нравится заказчикам искусственная замша — алькантара. Мягкая и бархатистая на ощупь она создает ощущение теплоты и комфорта. Кстати, по цене алькантара раза в два дороже качественной натуральной кожи. Алькантарой нередко украшают торпедо, двери, обтягивают потолок. Особый шик — сиденья, украшенные полосками перфорированной алькантары. Кроме непосредственной перетяжки салона и его оформления, клиент часто заказывает установку перегородки за передними сиденьями — седан превращается в лимузин.
Ни одна персонификация салона обычно не обходится без установки качественной акустической системы. Салон также оснащают DVD-проигрывателем, устанавливают большой центральный монитор или встраивают небольшие мониторы в подголовники передних сидений. Кроме того, нередко устанавливают холодильник для напитков, делают выдвигающиеся столики. Ничего не должно отвлекать от важных дел, все должно только способствовать.
Выполнение относительно несложных проектов по персонификации салонов стоит около 10—15 тысяч долларов. Но, если клиент хочет чего-то особенного, что выполнить непросто, то стоить такая «доработка» может до 100 тысяч долларов, а то и больше. Но целесообразно, считают специалисты, в персонификацию салона вкладывать где-то до половины стоимости самого представительского автомобиля, то есть где-то до 50—60 тысяч долларов. Остальное — излишество.
По обвесу встречаютЭкстерьер-тюнинг не столь популярен среди владельцев представительских автомобилей, как персонификация салонов, но желающие всегда находятся. В секторе автомобилей представительского класса чаще всего внешним тюнингом занимаются владельцы автомобилей BMW 7-й серии и Mercedes S-класса. Обычно экстерьер-тюнинг сводится к установке аэродинамического обвеса и замене дисков колес на более крупные. Обвесы, как правило, немецкого производства — для S-класса наиболее популярны «аэрокиты» компаний AMG, Brabus, Lorinser и Carlsson. На BMW 7-й серии обычно устанавливают обвесы фирм AC Schnitzer, Hamann.
Необычный вариант экстерьер-тюнинга предлагает своим клиентам ателье «Сегодня и завтра». Доработанная ими BMW 7-й серии, кроме обвеса AC Schnitzer, может похвастаться двухцветной раскраской. Говорят, что машина пользуется отличным спросом.
Причудливый вариант внешнего тюнинга предлагает немецкая компания Lorinser. На Mercedes S-класса стилисты этого ателье устанавливают облицовку передней части от купе Mercedes CL (кузов W215). Получается такой своебразный «четырехглазый» S-класc. Или четырехдверный Mercedes CL. Как кому будет угодно.
Есть еще явление под названием аэрография, искусство нанесения изображений на различные поверхности красителем при помощи сжатого газа. За 5—15 тысяч долларов художники разрисуют ваш автомобиль, как вы захотите. Впрочем, об аэрографии мы расскажем как-нибудь в другой раз: представительские машины и аэрография — вещи малосочетаемые.
Представительский седан? Суперкар!В отличие от услуг по автоаэрографии, технические переделки автомобилей среди владельцев представительских машин достаточно популярны. Кстати, само понятие tuning с английского переводится как «настройка» и подразумевает собой настройку автомобиля под вкус определенного владельца. То есть, если владелец – человек спортивный, значит надо форсировать мотор, ставить подвеску пожестче, а, если владелец – человек, прежде всего, ценящий уют, комфорт, то соответственно наоборот. То есть дефорсировать мотор, наверное, не стоит, но сделать подвеску помягче, пожалуй, надо. Но вот что любопытно, практически все тюнинговые фирмы работают именно по первому варианту — мощнее, быстрее, жестче. Хотя для России предпочительней пожалуй был бы последний вариант, с нашими разбитыми дорогами. Хотя какой русский не любит быстрой езды…
Примечательно, что тюнингу обычно подвергаются именно самые мощные серийные автомобили — например, топ-версии представительских седанов: BMW 760i с 445-сильным двигателем и Mercedes S600 с мотором мощностью 500 л.с. Разве такой мощности не достаточно?! Оказывается, находятся люди, которые хотят большего. А если есть спрос, то есть и предложение.
Наибольшую известность среди фирм, занимающихся форсированием моторов, получила компания Brabus. Не так давно специалисты этого ателье увеличили мощность мотора «шестисотого» до 570 л.с., крутящий момент при этом возрос до 900 Нм! Но — самое удивительное — инженеры фирмы Brabus и на этом не остановились: совсем недавно они форсировали двигатель «шестисотого» до 640 л.с.! Крутящий момент достиг 1026 Нм! Если есть желание, а главное — возможность, то водитель может разогнать такой S-класс до 310 км/ч. Не так уж и много… Mercedes E-класса, например, специалисты фирмы Brabus недавно заставили разогнаться до 340 км/ч! И скоро эта машина появится в продаже.
Не дремлят и «бээмвэшные» тюнинговые фирмы. Например, немецкая фирма Hamann предлагает покупателям автомобили BMW 760i и BMW 760Li (длиннобазный), оснащенные 510-сильным двигателем. Мотор форсирован путем увеличения рабочего объема (специальный коленчатый вал, увеличенный диаметр цилиндров, большие поршни). Чтобы автомобиль мог совладать с такой прибавкой в мощности предусмотрена спортивная тормозная система Hamann со специальными тормозными дисками и колодками для колес передней оси. Кроме того, на автомобиль установлена спортивная подвеска.
Работа для гурмановПримечательно, что все чаще встречается «тюнинг в квадрате», когда автомобиль сначала дорабатывают в одном крупном тюнинговом ателье, а потом — небольшой фирме, занимающейся, например, персонификацией салонов. Дело в том, что многие крупные тюнинговые фирмы сейчас выпускают всего несколько стандартных, а то и только одну версию какой-нибудь серийной машины. Например, компания AMG, «придворное» тюнинговое ателье легкового подразделения Mercedes-Benz, предлагает свои «стандартные» версии лучших мерседесовских моделей. Причем, автомобили, разработанные специалистами этой компании, не только проходят дорожные тесты, но и разбивают в краш-тестах, продувают в аэродинамической трубе. В итоге получаются машина с отличной управляемостью, аэродинамикой, высоким уровнем пассивной безопасности, но…рассчитанная и созданная не для какого-то определенного покупателя, а на среднестатистического клиента своего ателье. Поэтому находятся люди, которых не устраивают и такие машины. И они персонифицируют автомобили, уже доработанные тюнинговыми компаниями. И таких людей вполне можно понять. Как подметили предки, и на солнце есть пятна. Ничего в этом мире не лишено недостатков, а значит нет предела совершенству…
Николай Корзинов