Деловая авиация //28.09.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Преуспевающие люди во всем мире давно оценили достоинства аренды бизнес-самолетов. Как известно, сегодня время для многих бизнесменов и публичных деятелей намного дороже денег.

    Это касается и работы и отдыха. Поэтому им зачастую просто непозволительно терять его, подстраиваясь под расписания авиакомпаний. Гораздо удобнее заказать полет, который будет полностью вписываться в ваш распорядок дня, как, скажем, деловые переговоры, бизнес-ланч или часы, отведенные для кратковременной “разгрузки”, необходимой любому человеку. Самолет вылетит туда, куда вы скажете, и именно тогда, когда это будет нужно вам.

    Заокеанские фантазии персидского кота
    Без сомнения, ярким примером того, какую роль играет деловая авиация для людей, жизнь которых расписана по минутам на многие месяцы вперед, может служить широчайшее распространение этого вида услуг на Западе. Согласитесь, трудно себе представить Майкла Джексона, Мадонну или Тома Круза, летящими рейсовым маршрутом, пусть даже в первом классе. Это же касается и многих известных спортсменов, политиков, бизнесменов. Впрочем, этот “контингент”, по большому счету, вопросов не вызывает. Им по статусу положено. Другое дело, что, к примеру, в США, которые по развитию деловой авиации занимают лидирующее положение в мире, сегодня летать на заказных воздушных лайнерах давно уже не роскошь, а вполне оправданная и даже выгодная необходимость. Так, согласно опросу, проведенному компанией Louis Harris & Associates, Inc., пассажиры самолетов деловой авиации проводят время более продуктивно, чем в офисе. Это объясняется отсутствием раздражающих факторов, присущих обычному городскому кабинету, и мобилизующей обстановкой на борту самолета. Мало того, как свидетельствуют те же исследования, деловые переговоры на борту бизнес-лайнера происходят в 8 раз чаще, чем на самолете рейсовой авиации.
    Это, что касается деловой стороны вопроса. Она, конечно, основная. Но на этом возможности аэротакси далеко не исчерпываются. Человек, заказавший себе самолет, может использовать его абсолютно для любых целей (естественно, если они не противоречат законодательству страны). И порой область применения воздушного средства не ограничивается лишь перемещением собственного тела в пространстве. Известно немало любопытных случаев, когда деловая авиация предоставляла своим клиентам довольно экзотические и неординарные услуги. Так одна весьма состоятельная и эксцентричная американка заказала самолет для полета в Индию, где местная знаменитость – буддийский прорицатель должен был составить астрологический прогноз ее любимцу… персидскому коту. Говорят, кот прогнозом остался доволен. Из этой же серии и другой случай, когда из Америки в Европу на собственную свадьбу летел… пекинес с дюжиной четвероногих гостей на борту. Впрочем, удивляться здесь особенно нечему – любовь американцев к братьям нашим меньшим известна давно. А вот подобных историй из жизни людей гораздо больше. Ну, полетами в Лас-Вегас или Монте-Карло для того, чтобы провести пару часов у рулетки, уже никого не удивишь. Как не будет ни для кого откровением и уикенд жителя Техаса, проведенный в Новой Зеландии. А вот пристрастие одного миллиардера – достойно уважения. Этот почтенный член общества имел привычку ежедневно обедать на борту личного самолета на высоте десять тысяч метров. Причем маршрут полета каждый раз должен был меняться по его желанию. Плотским удовольствиям предавалась в воздухе и некая эстрадная дива, специально поднимая в небо самолет, чтобы поразвлечься со своим бойфрендом… Наконец, если вам захотелось отужинать с любимой командой по американскому футболу, порадовавшей вас очередной победой – нет ничего проще. Ее доставят на вашу виллу в полном составе во главе с тренером. Был и такой прецедент.
    Итак, подводя итог, мы видим, что деловая авиация на Западе стала уже неотъемлемым атрибутом повседневной жизни каждого состоятельного человека. Собственный самолет или возможность заказать оный теперь, скорее, часть жизни преуспевающих людей, к примеру, той же Америки, без которой они так же не могут обходиться, как и без сна, пищи и… денег.
    В подтверждение этих слов можно привести даже несколько цитат. "Без моего любимого вида транспорта - самолета я никогда бы не добился того, что мне удалось сделать в жизни", - говорил Дэвид Рокфеллер. А знаменитый игрок в гольф и предприниматель Джек Никлаус, проводящий "в дороге" почти 200 дней в году, в интервью журналу "Fortune" заявил: "…Самолет - это инструмент номер один в моем бизнесе, моя, так сказать, клюшка для гольфа. Это мой офис над облаками, где я провожу много времени, обсуждая деловые планы с партнерами на высоте 35000 футов (10,5 км). Это место, где я расслабляюсь и отдыхаю".

    Летать по-русски, или национальные особенности VIP-авиации
    На территории нашей страны первым человеком со своим личным самолетом был американский миллиардер Арманд Хаммер - ему единственному во времена Советского Союза разрешили прилетать к нам собственным бортом! До него прием частных самолетов в нашей стране был запрещен. С тех пор времена изменились. Не стало СССР, прекратила свое существование и единая система воздушного сообщения страны. Сегодня в России достаточное количество авиакомпаний – больших и малых, выполняющих как регулярные рейсы, так и чартерные. Последние как раз и совершают самолеты отечественной деловой авиации. Отличается ли она чем-то от западной? И вообще, что, собственно, она из себя представляет и чем может быть привлекательна для нашего российского делового, политического и творческого бомонда?
    Вначале определимся: кто наиболее часто пользуется услугами VIP-перевозок у нас в стране? В основном это руководство нефтяных и газовых компаний. У некоторых даже есть собственные авиакомпании – “Газпромавиа”, “Лукойлавиа”. Банки, финансовые группы в последнее время стали заказывать самолеты, отправляя своих специалистов в регионы, где у них имеются определенные интересы. К примеру, авиакомпания “РусЛайн” две недели возила представителей одной московской компании в Нижний Новгород, туда и обратно. Люди просто летали на работу, только находилась она за 500 километров от дома.
    Услугами бизнес-авиации также часто пользуются известные политики и артисты. Все тот же “РусЛайн” неоднократно предоставлял свои услуги для предвыборной кампании некоторых депутатов. Так, в одной из них, проходившей по Сибири, самолет за десять дней совершил десять посадок в разных городах.
    Компаний, представляющих деловую авиацию в России, более сорока. Набор услуг у всех примерно одинаков, в том числе и по маршрутам: летают по всей стране и за границу, то есть в любой населенный пункт, где в состоянии приземлиться бизнес-самолет. В основном для этого используются небольшие машины – из зарубежных - Cessna, Falcon, Gulfstream, Hawker (самые распространенные самолеты во всем мире). Из наших - под VIP-клиентов переоборудуют рейсовые суда. Как правило, это отечественные среднемагистральные пассажирские самолеты - Ту-134 и Як-40. Впрочем, отделка и интерьер салонов этих машин ничем не хуже иностранных: натуральная кожа, велюр, ценные сорта дерева, зеркала. Воздушные суда обслуживаются строго по мировым стандартам. Некоторые самолеты стоят исключительно в ангарах, как, к примеру, в компании “Служба 11 Деловая Авиация” – они не уличного хранения. Пилотируют лайнеры пилоты только первого класса.
    В России самолетов VIP-компоновки достаточно много. Одних только Ту-134 около двадцати. Як-40 - раза в два больше. Но иностранных самолетов в России не более 15, в том числе у “Газпромавиа” - два Falcon 900, у “Лукойлавиа” - Falcon 900 и два Hawker 125-700. Есть и свои гиганты. Например, самолет Boeing Business Jеt - модификация серийного Boeing 737 с салоном повышенной комфортности. Вернее, с роскошным салоном. Известно, что около полутора лет назад такой самолет приобрел Роман Абрамович. Всего же состоятельным россиянам принадлежит около двух десятков личных самолетов.
    Как и на Западе, наша отечественная бизнес-авиация ориентирована, прежде всего, на деловые перевозки, связанные с решением коммерческих вопросов. Скажем, если простой одного дня предприятия из-за отсутствия какой-нибудь детали составляет 300 тысяч долларов, ее перевозка обойдется в 30 тысяч – заказать самолет для ее доставки, согласитесь, не просто необходимость, но и прямая выгода. Впрочем, сегодня и у нас в стране деловая авиация все чаще выходит за рамки своих “прямых обязанностей”. Состоятельные россияне стали более активно прибегать к ее услугам и для удовлетворения собственных, не связанных с бизнесом, потребностей. И нужно заметить, мы в некоторых случаях ничем не уступаем тем же американцам - ни размахом, ни экзотичностью предпринимаемых вояжей.
    Чего, к примеру, стоит путешествие одного нашего господина, который вместе с друзьями решил провести несколько дней на острове Пасхи – осмотреть, так сказать, достопримечательности. Подумаешь, пролететь несколько десятков тысяч километров туда и обратно и потратить полмиллиона долларов. Пустяк! Или же кардинальное решение своих сердечных дел. Ну какая женщина устоит, если вы явитесь к ней из России в Париж на специально зафрахтованном по этому случаю самолете, сделаете ей предложение, и увезете в Ниццу отпраздновать это событие. К слову, на побережье уже ждет бронированный лимузин, который доставит вас на арендованную виллу, а рядом в небольшой бухте стоит под всеми парусами шикарная яхта. Кстати, свадьбы, проводимые с помощью самолетов бизнес-авиации, - довольно распространенное явление среди наших соотечественников. Одна молодая пара заказала себе в авиакомпании лайнер для перелета в Венецию, где у них должен был быть торжественный обряд венчания. На борту самолета, чтобы молодые не скучали, была организована культурная программа с известными российскими поп-звездами. Из того же разряда и перевозка свадьбы из Москвы в Казань. В этом случае самолет украсили не хуже традиционного свадебного лимузина. Были прецеденты, когда доставляли из одной республики бывшего СССР в другую гостей на бракосочетание высокопоставленных особ двух уже независимых государств. Чем не современный вариант объединения царствующих династий!
    А как непросто было некоему нашему состоятельному гражданину, который “носился” по Греции, перелетая на арендованном самолете с острова на остров, разрываясь между двумя любовницами и законной женой. Это знает только он.
    Иной раз у нас заказывают аэротакси и “скуки ради”. Так, в одну из авиакомпаний в 12 ночи позвонил человек и заказал полет, потому что ему просто было скучно. “У меня есть пять тысяч долларов, - сказал он, - и я хочу полетать”. Просьбу, естественно, уважили. Другой господин, выиграв в московском казино энную сумму денег, долго не раздумывая, решил слетать на арендованном лайнере в Сочи – отдохнуть после долгой и изнурительной игры. А вот два молодых человека никогда не видели, как в Питере разводят мосты. Через два часа они уже сидели в самолете, направляясь в северную столицу. Правда, на борту, после хорошей выпивки, им зачем-то понадобилась джакузи. Как и одному нашему известному и непредсказуемому политику не хватило горячительных напитков, и он настойчиво просил пилотов остановить самолет у ближайшего ларька.
    В общем, преуспевающие россияне стараются не отказывать себе ни в чем, даже находясь высоко над землей. Тем более что такая возможность теперь у них есть. Захотел – устроил небольшой тур выходного дня где-нибудь в Малайзии или на Мальдивах. Слетал в Швейцарию на горнолыжный курорт…
    Многие заказывают самолеты, чтобы посетить различные спортивные и культурные события мирового уровня. Летают на Формулу-1, на футбольные матчи, чемпионаты по гольфу, по поло. Один любитель большого тенниса специально прибыл на Олимпиаду в Сидней только для того, чтобы посмотреть финальный матч по этому виду спорта.
    Деловая авиация сегодня - практически основной вид перемещения по воздуху как для наших отечественных поп-звезд, так и для зарубежных. Иной раз - полный самолет из российского хит-парада. Забавный случай был с Монсеррат Кабалье, которая вообще боится летать на самолетах, к тому же не в каждом пассажирском кресле поместится. Когда она летела на гастроли в российскую глубинку на одном из лайнеров компании бизнес-авиации, стюардессе пришлось усадить ее на диван, но длина ремней безопасности оказалась недостаточной. Пришлось решать проблему с помощью брючного ремня пилота.
    Стоит несколько слов сказать и о более серьезных вещах. Таких как перевозка срочных, опасных и ценных грузов в труднодоступные места с привлечением вертолетов. Транспортирование тяжелобольных пассажиров в клиники Европы (так называемые санрейсы) со всем необходимым оборудованием на борту. Полеты на Крайний Север с дальнейшей доставкой до места на вертолете. Всем этим сегодня занимается российская деловая авиация.
    Правда, требования, предъявляемые заказчиками, иногда доходят до того, что с самолета, например, просят смыть все опознавательные знаки, за исключением обязательных (регистрационный номер и флаг), чтобы в аэропорту назначения не знали, откуда и кто прилетел. Или же наоборот - некоторые звезды эстрады при перелете заказывают свои наклейки на борт воздушного судна. И это все – реально! Как реален уже в России и этот вид, пусть пока еще молодого, но, без сомнения, быстро прогрессирующего бизнеса.

    Цена вопроса

    В бизнес-авиации есть такое понятие - стоимость одного блок-часа. Клиенту в счет вносят не только стоимость сожженного керосина, зарплату пилотов, аэродромные сборы и так далее, но еще и общие эксплуатационные расходы по данному конкретному типу самолета. Машина стоит, занимает место в ангаре, ее обслуживают техники, проверяют, диагностируют, чинят, охраняют, моют и красят - все это предполагает довольно большие суммы. Точных данных по стоимости одного блок-часа на российском рынке бизнес-перевозок нет, все компании держат эту информацию в строгом секрете, однако известно, что вилка составляет от 1000 до 5000 долларов. Так, минимальная стоимость перелета по маршруту Москва - европейская столица – Москва: от $25000.
    Слетать в Симферополь с разворотом стоит около $17000-18000, полет в Ниццу с одной ночевкой обойдется примерно в -$26000, Турция - в $20000, Эмираты с недельной стоянкой - $53000. Самый дешевый самолет из отечественных лайнеров – Як-40. Кстати, слетать на нем в Сочи, если не одному, а в компании, выйдет не намного дороже, чем лететь в одиночестве на рейсовом самолете первого класса.
    Однако нужно сразу оговориться. Вся эта информация является ориентировочной и может корректироваться в зависимости от сроков выполнения рейса и по договоренности сторон.
    Форма расчетов за выполненную работу может быть любая, удобная клиенту. Компании практикуют скидки для постоянных клиентов, взяв за основу информацию о частоте их полетов, заказываемых маршрутах, количестве налетанных часов. Делаются скидки клиентам, которые заказывают одновременно полеты по нескольким маршрутам и вносящим предоплату задолго до вылета. А постоянным корпоративным клиентам нередко предоставляются услуги в кредит, с отсрочкой взаиморасчетов. В принципе, цена этого вопроса – цена времени. И деньги, которые человек платит за данный вид услуг, как правило, не только не выбрасываются на ветер, но и возвращаются сторицей.

    Дмитрий Гнатенко

    Rambler's Top100