Важная птица //28.01.2009

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Важная птица

    Школа виски The Famous Grouse Шотландия – страна удивительных изобретений. Именно там были открыты пенициллин, броуновское движение, десятичная система счета, коллоидная химия, анестезия, клонирована овечка Долли, созданы знаменитые герои книг: Шерлок Холмс, Гарри Поттер, первыми запатентованы телефон, микроволновая печь, факс и многое-многое другое.

    Однако главным и самым любимым изобретением у шотландцев является виски. Ежегодно его экспорт приносит в казну Великобритании миллионы фунтов стерлингов. И неудивительно, что туристы, попадая в Шотландию, мечтают посмотреть не только знаменитые замки с привидениями, волынщиков, Лох-несское чудовище и мужчин в национальных килтах, но и приобщиться к таинству создания скотча. Музей Famous Grouse Experience – в этом смысле уникальная находка для ценителей настоящего шотландского виски.

    Пролетая над гнездом куропатки

    Неподалеку от небольшого городка Криф и легендарной столицы средневековой Шотландии – города Перт находится одна из самых старейших вискикурен – Глентуррет, которая ведет свою историю с 1775 года. Именно в ней создается сейчас популярный по всей стране и в мире виски Famous Grouse, логотипом которого является очаровательная обитательница этой местности – куропатка Lagopus Lagopus Scoticus. И появилась птичка на этикетке виски неспроста, но обо всем по порядку.

    История Famous Grouse неразрывно связана с семьей Глоэг. Первым представителем фамилии, занявшимся торговлей, стал Джон Глоэг, впервые попробовавший себя на торговом поприще в 1750 году. Его племянник, Мэтью Глоэг Первый, был буфетчиком и заведующим винным погребом в Scone Palace. Он оставил эту деятельность в 1770 году и начал торговлю бакалеей, винами и крепкими напитками. В 1800 году было основано семейное предприятие Matthew Gloag & Son.

    Дело процветало, и в 1842 году Глоэга выбрали в качестве привилегированного поставщика для организации в Перте приема по случаю официального визита в Шотландию королевы Виктории и принца Альберта. Торжество состоялось во Дворце Скоун. Это уникальное место 15 столетий назад было столицей королевства пиктов и центром древней кельтской религии. В средние века здесь во дворце заседал парламент и проходили коронации. Замок увековечен в шекспировской драме "Макбет", а также является местом хранения "Камня Судьбы". Здесь Мэтью Глоэг проявил себя как настоящий шотландский Ватель – королева и принц остались довольны.

    Спустя 50 лет, в конце XIX века, новое поколение семьи Глоэг решило сделать ставку на производство виски. Мэтью Глоэг Второй проявил немалую дальновидность, решив освоить процветающий рынок, обслуживаемый частными производителями марочного купажного виски. Он хотел создать купаж, который пришелся бы по вкусу растущему слою состоятельных любителей спорта, привлеченных на высокогорья Шотландии охотой. И это ему удалось.

    Удачей для Глоэга стало решение назвать виски именем популярной в этих местах птицы, так в 1896 году появился Grouse Brand. Его дочь Филиппа сделала эскиз шотландской куропатки, который впоследствии превратился в товарный знак для этого купажа, названного Red Grouse. Виски настолько полюбился народу, что вскоре его переименовали в The Famous Grouse.

    Шесть поколений Глоэгов продолжали семейную традицию, однако в 1970 году предприятие было продано Highland Distillers. И уже в 1979 году компания поставила собственный рекорд, продав миллион бочек The Famous Grouse, а к 1980 году вывела свою марку на первое место в Шотландии.

    Настоящим же признанием стало сообщение о том, что 27 декабря 2007 года было получено официальное Королевское разрешение на поставку Famous Grouse ко двору, действующее до 2013 года. Это является свидетельством высочайшего качества и дает брендам, удостоенным этой почести, право использовать королевский герб. В настоящее время Королевского разрешения удостоены около 800 компаний и частных лиц – от поставщиков цветов до поставщиков компьютеров.

    Как это работает

    От истории переходим к практике. В 2002 году старейшая вискикурня Шотландии Глентуррет стала местом проведения регулярной дегустации The Famous Grouse – уникальной возможности вплотную познакомиться с работой вискикуренного завода.

    Стоит отметить, что шотландский виски делят на single malt – односолодовый виски, продукт одной вискикурни, сырьем для которого служит только ячменный солод, pure malt или blend – смешанный (купажированный) виски, а также grain – зерновой виски.

    Купажирование помогает получить новые комбинации более мягкого вкуса, потому что односолодовый виски иногда имеет слишком резкий оттенок. В состав купажа может входить от 10 до 60% солодового виски. Чем выше процент солодового виски, тем он качественнее и дороже. The Famous Grouse, в частности, – это купаж, основанный на виски Highland Park и The Macallan, и пропорции его изготовления держатся в секрете. Что касается основных этапов создания виски – тут никаких тайн. Это приготовление солода из ячменя (malting), затирание солода (mashing), брожение (fermentation), дистилляция (distillation) и выдержка (maturation).

    Собранный ячмень предварительно замачивается на 2–4 дня, затем сушится до прорастания (8–12 дней), и дальше начинается самое интересное – обжиг над горячим торфом или огнем. Этот метод характерен только для Шотландии. Дым от горящего торфа, пропитывающий ячмень на этой стадии, может затем ощущаться в готовом виски. Подготовленный солод грубо перемалывают и заливают горячей водой, затирают его. Твердые остатки ячменя удаляются. Получается сусло – сладкая безалкогольная жидкость. После его охлаждения добавляются дрожжи. Процесс брожения занимает около двух дней, и в результате получается некрепкая жидкость, которая называется солодовое молоко. Оно традиционно перегоняется дважды на вискикурне в Глентуррете.

    Основной поток спирта – «сердце» – направляется для хранения в емкость, где смешивается с водой, чтобы уменьшить его крепость. Затем он переливается в бочки для созревания, где выдерживается как минимум 3 года. The Famous Grouse использует для этой цели бочки из-под хереса (более дорогие). На практике солодовый виски оставляется для созревания в среднем на 8–15 лет.

    Для получения купажированного виски смешивают по отдельности различные сорта солодового (от 15 до 50 сортов) и зернового (3–4 сорта grain whisky) виски различных сроков выдержки (не менее 3 лет). Затем их соединяют и выдерживают еще несколько месяцев. Некоторым рецептам уже сотни лет, но производители разрабатывают новые или видоизменяют старые в соответствии с требованиями рынка. На мастере купажирования лежит сложная задача смешения сортов солодового и зернового виски таким образом, чтобы не только создать уникальный бленд, но и поддерживать из года в год его постоянство. С целью улучшения качества купажа его выдерживают в течение 6–8 месяцев в дубовых бочках. Этот период называют "свадьбой". Таким образом производят более дорогой высококачественный виски. Каждый отобранный для купажа виски мастер должен дегустировать сразу после дистилляции, а также во время его созревания в бочках. От дистилляции до розлива каждая бутылка The Famous Grouse проходит более 8000 проверок качества.

    Венец творения

    Кульминацией любого виски-тура является, конечно, дегустация этого божественного напитка.

    The Famous Grouse Золотой Резерв

    Основные компоненты купажа – солодовый виски знаменитых брендов The Macallan и Highland Park. Виски обладает полным ароматом с привкусом фруктов и дуба. Остается средне-сухое послевкусие.

    The Black Grouse

    Сочетание купажа со специально подобранными солодовыми спиртами с островов Айлей придало этому виски насыщенный, темный оттенок глины и глубокий, мягкий аромат с нотой дыма. Во вкусе торфяной компонент выделяется своей пряностью и горьковатой сладостью сушеных фруктов, а чуть отдающий дымком дубовый привкус оставляется долгое ароматное послевкусие.

    The Famous Grouse 12-летний

    Нежный оттенок золота полностью соответствует мягкому аромату с нотами дуба и цитрусовых, привкусу мягких фруктов и отлично сбалансированному оттенку дубовой коры, оставляя долгое теплое послевкусие.

    The Famous Grouse 18- летний

    Долгие годы выдержки проявляются в насыщенном цвете темного янтаря этого виски с необыкновенно полноценным вкусом. Богатый букет жасмина с мягкими дубовыми нотами создает привкус пряностей и сушеных фруктов, придавая законченность каждому глотку.

    The Famous Grouse 30- летний

    Это исключительно чистый виски цвета темной терракоты имеет букет с нотами ананаса, масла цитрусовых и кедрового ореха. Не уступает ему и насыщенный сладковатый вкус с нотами дуба и фруктовой кожуры. Виски оставляет длящееся глубокое сладкое послевкусие.


    Наталья Андрианова

    Rambler's Top100