Кристина Краснянская (арт-директор галереи ‘Эритаж) //28.05.2009

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Искусствовед, коллекционер искусства русской «золотой» эмиграции, арт-директор международной арт-галереи ‘Эритаж, куратор выставочных проектов по искусству XX и XXI века в эксклюзивном интервью порталу «Luxury-info»:

    Кристина, с чего начинается коллекционирование?

    Первые произведения, как правило, приобретаются без мыслей о создании коллекции. Обычно это вещи, которые способны украсить интерьер, сделать его особенным, выражающим индивидуальность обитателя. Очень часто увлечение искусством начинается с contemporary art, то есть с произведений молодых, ныне живущих художников, а по мере самообразования собирателя это увлечение может стать делом всей жизни. Это увлечение безусловно требует большое любви к искусству и постоянной работы над собой.

    Вы предпочитаете покупать произведения искусства на аукционах или в галереях?

    Приобретение произведений искусства очень напоминает охоту. Это такое же азартное и опасное занятие, которое требует одновременно и терпения, и быстроты реакции. Я стараюсь быть всегда в курсе событий, происходящих в ведущих парижских и лондонских галереях, присутствую на большинстве аукционов, часто представляю на торгах интересы моих клиентов. Удачная покупка может произойти как на аукционе, так и в галерее, нужно просто всегда быть начеку.

    Будучи коллекционером и общаясь со многими собирателями в России и за рубежом, как бы Вы охарактеризовали это увлечение? Собирательство – это дань моде, болезнь или стиль жизни?

    Коллекционирование искусства не является первой необходимостью, и по-настоящему искусством интересуются далеко не все люди, которые делают эффектные покупки на международных салонах. Мне кажется, что люди, покупающие искусство в целях укрепления своего имиджа вряд ли станут обладателем интересного собрания. Для того, чтобы собрать действительно ценную коллекцию, искусство должно превратиться в часть жизни.
    Как бы Вы оценили динамику российского арт-бизнеса? Какие изменения произошли за последние пять лет?
    Арт-бизнес в России находится сегодня в очень интересной и динамичной фазе развития. Безусловно, мировой финансовый кризис внес свои коррективы в этот процесс, но, думаю, что шага назад не случится. Самое главное, что произошла некоторая эволюция участников рынка и большие перемены произошли в сознании покупателей.

    Каковы Ваши критерии в оценке современного искусства? Произведение какого художника Вы никогда бы не включили в свою коллекцию?

    Я не приемлю эпатаж ни в каких видах. На мой взгляд, это средство, к которому художник прибегает в том случае, когда для привлечения внимания к себе у него не хватает таланта и мастерства. В большинстве своем, эпатажное искусство - это игра на чувствах зрителя, стремление вызвать шок, боль, отвращение. Я придерживаюсь мнения, что искусство должно воспитывать высокие чувства.

    Что Вы считаете Вашим самым большим достижением как галериста?

    Я очень горжусь ретроспективной выставкой Андре Ланского, которая прошла в галерее Эритаж в феврале-марте этого года. Вслед за ГМИИ им. Пушкина, нам удалось собрать лучшие работы самых разных периодов творчества этого прекрасного художника, по-моему, нам удалось открыть новые грани его удивительного таланта и еще больше людей приобщить к наследию этого незаслуженно забытого мастера. Немаловажным достижением для меня стало выдвижение современных талантливых художников на Золотую медаль "Национальное достояние". Также, очень важной вехой стало проведение серии арт-семинаров в стенах галереи ‘Эритаж, где я выступаю соведущей Инны Соломоновны Соловьевой. В рамках этих дискуссий за чашкой чая, которые проходят у нас каждый месяц, мы беседуем с разными представителями мира искусства и культуры на актуальные сегодня темы. Популярность этих семинаров в кругу коллекционеров стала наилучшим подтверждением успешности моей идеи.

    Какова история названия галереи «Эритаж»?

    Название «‘Эритаж» – от фр. Heritage и анг. Heritage, значит наследие, наследство. Профилем галереи является искусство, которое является безусловным культурным наследием нашей страны и contemporary art, которое в силу объективных причин, является нашим будущим культурным наследием, а также тем культурным капиталом, который можно оставить после себя потомкам. Если говорить современным языком, галерея «’Эритаж» представляет искусство «со знаком качества».

    Какая выставка идет в Вашей галерее сейчас?

    На минувшей неделе в галерее Эритаж открылась выставка «От авангарда до экспрессионизма», это проект, объединивший творчество трех авторов, тесно связанных и биографически и творчески: Варвары Бубновой, Николая Лозового и Александра Лозового. Все эти авторы несут в своем творчестве традиции русского авангарда, а благодаря тому, что их творчество в совокупности охватывает весь XX и начало XXI века, мы можем наблюдать преломление авангардных идей сквозь призму различных направлений русского и европейского искусства, в том числе и экспрессионизма.

    Как к Вам пришла идея этой выставки?

    Концепция выставки «От авангарда до экспрессионизма» очень тесно связана с миссией галереи Эритаж, заключающейся в сохранении творческого наследия отдельных авторов и формировании культурного наследия России в целом. Творчество таких выдающихся авангардистов как Варвара Бубнова и Николай Лозовой, к сожалению, до сих пор недооценено и целью этого проекта, в том числе, является привлечение внимания к этим авторам. Произведения Александра Лозового – уникальны по своей стилистике, поскольку совмещают в себе и европейские и русские живописные традиции. По мнению ряда специалистов, произведения этих трех авторов имеют безусловное коллекционное и музейное значение.

    Что для Вас искусство в стиле Luxury?

    Наивысшей роскошью для меня является искусство, доставляющее эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Искусство, поражающее только виртуозностью мастерства или техническим совершенством, на мой взгляд, лишено очень важного ингредиента. Произведение искусства высшего класса должно сочетать в себе и безупречную форму, и глубокое содержание.

    Евгения Киселева
    Rambler's Top100