Рождение велосипеда //22.04.2009

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Из-за многочисленных войн в Европе к началу XIX века резко сократилась численность лошадей. А так как потребность в быстром передвижении у людей только увеличивалась, то необходимо было придумать новый вид транспорта. В 1817г. немецкий барон Карл Дрез изобрел самокат.

    "Машина для ходьбы", как назвал изобретение Дрез, имела руль, седло и прикрепленные к раме два колеса. В действие самокат приводился ногами. Хорошенько потренировавшись, на самокате можно было развить скорость до 15 км/ч. Чем не альтернатива лошади? Успех изобретения превзошел все ожидания. И только в 1861г. парижский слесарь Пьер Мишо вместе с сыном усовершенствовали "машину для ходьбы".

    Мастера сделали неподвижные опоры для ног (педали), прикрепили их к рычагам, которые присоединили к ступице колеса. Теперь переднее колесо можно было вращать, нажимая попеременно то на одну, то на другую педаль. Скорость передвижения этого средства уже превышала 20 км/ч. А название «велосипед» совершенно оправдывало себя: латинские слова VELOX (velocis) и PES (pedis) значили "быстрый" и "нога".


    Что интересно, в России первый велосипед был построен задолго до немецкого барона и французского слесаря. В 1801г. крепостной кузнец Ефим Артамонов из уральского села Верхотурье построил велосипед с педалями и рулем и проехал на нем от Урала до Петербурга. Жаль только, что тот велосипед попал в царскую коллекцию редкостей и вскоре был забыт.


    Конечно, первые велосипеды отличались своим видом от представленных сегодня в продаже велосипедов. В Великобритании придумали велосипед с большим передним колесом. Седло велосипедиста располагалось прямо над этим огромным колесом и над установленными на колесе педалями. Таким образом, собственный вес велосипедиста помогал ему нажимать на педали и развивать приличную для того времени скорость – 40 км/ч.


    Расположить педали в середине велосипедной рамы, а вращение придать не заднему, а переднему колесу, придумали независимо друг от друга француз Андре Гийме в 1869г. и англичанин Гарри Лоусон в 1879г. На велосипед были установлены цепь и зубчатый механизм. Но, как оказалось позднее, именно такую модель велосипеда спроектировал 350 лет тому назад гениальный Леонардо да Винчи.


    Шины, накачанные воздухом, и помещенные в резиновую оболочку, впервые закрепил на велосипеде шотландский ветеринар Джон Дэнлоп. До этого колеса велосипеда представляли собой железный обод, обтянутый жесткой резиновой оболочкой. Позднее братья Мишлен установили пневматические камеры и на колеса первых автомобилей. А в начале XX века были усовершенствованы велосипедные тормоза. Обычный тормозной башмак, при необходимости прижимаемый к велосипедному колесу, заменили тормозной колодкой, приводимой в действие тросом и зажимавшей обод колеса с двух сторон. В 1911г. изобрели переключатель скоростей: механизм, позволявший цепи переходить с одного зубчатого колеса на другое. Это и поспособствовало созданию спортивных велосипедов.


    Нет предела совершенству. И сегодня, казалось бы, идеально сконструированные велосипеды производители не устают совершенствовать. Модели постоянно обновляются: улучшается дизайн, изменяются технические характеристики, используются новейшие материалы. Но, по-прежнему, этот "двурогий железный конь" служит человеку верную службу.

    Rambler Top100