Капли небесной росы //27.12.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • По легендам Полинезии, жемчуг – это капля росы, упавшая с ночного неба с полной луной.

    Его магическому магнетизму были подвластны сильные мира сего: Семирамида, любившая розовый жемчуг, коллекционер перлов Клеопатра, Иван Грозный, не расстававшийся со своим жемчужным посохом, и английская королева Елизавета II, украшавшая жемчугом не только себя, но свою левретку.

    Название жемчуг – производное слово от китайского и татарского, которое в старорусском звучало, как «зеньчуг». Это связано, прежде всего, с тем, что Китай издавна был страной, экспортирующей жемчужины по всему свету. Обладающий широкой цветовой гаммой, в 120 оттенков, жемчуг издавна считался излюбленным материалом ювелиров, однако добыча его всегда была трудоемкой и затратной. Именно поэтому уже в средние века в Китае пытались культивировать перлы, особенно популярны были жемчужины с ядром в виде Будды, которые зачастую использовали в качестве денег. Метод для получения перла был прост, в раковину моллюска помещали маленькую вылитую из золота скульптурку, которая через несколько лет покрывалась жемчужной оболочкой.
    Этот расхожий способ получил большое распространение в сегодняшней кузнице культивированного жемчуга – Японии. В частности, Кокити Микимото создал целую индустрию выращивания перлов. Выглядит это так: у одной из устриц из мантии вырезают полоску живой ткани, в нее кладут маленький шарик перламутра и вживляют через разрез в «плоть» другой устрицы. Процесс заживления раны и ведет к появлению новой жемчужины. При благоприятных условиях четверть оперированных устриц может дать жемчужины, стабильно рождает перламутр двадцатая часть. Для более успешного послеоперационного периода вводимое в устрицу ядро орошают антибиотиком. Это длительный процесс, он занимает несколько лет.
    На озере Бива, на Хонсю, в той же Японии пошли дальше и теперь выращивают безъядерные жемчужины. Для этого в мантии одного моллюска делается 10–20 надрезов, в которые вводят кусочки мантийной ткани другого моллюска. Похожий способ прижился и в Австралии, в бухте Кури, в заливе Брекнок, а также в Квинсленде, недалеко от мыса Йорк. Выращивание культивированного жемчуга связано прежде всего с его популярностью у ювелиров. Жемчужины получаются красивые с определенным, заложенным набором качеств, в то время как натуральные перлы имеют форму, в которую облекает их природа, не всегда идеальную, и большую стоимость.


    В этом сезоне жемчуг – снова один из главных трендов. Новая коллекция женских часов от Bovet – это сочетание бриллиантов и перлов. Модель Fleurier Pearl Watch ослепляет блеском бриллиантов, общим весом 4,29 карата. Камнями классической огранки увенчаны корона, заводная головка, раскладная застежка, а также винтики, скрепляющие корпус с браслетом из 110 жемчужин. Бриллиантами отмечена каждая метка на перламутровом циферблате. Стоит отметить, что жемчуг и часы Bovet скреплены дружбой уже давно, в позапрошлом веке мастера бренда поставляли часы, декорированные отборными жемчужинами, для китайского двора.


    Настоящий гимн родине многих прекрасных жемчужин – Полинезии – воспевает французская марка Tahizea. В ювелирных изделиях этого бренда используются черные жемчужины с Таити, которые сами по себе редкость. Облаченные в золотые формы и классический ювелирный стиль, они являют собой настоящее произведение искусства. В новой коллекции прослеживается морская тема и столь популярный биоконцептуализм.


    Для другого французского бренда Misaki характерно смешение элегантности и авангарда. Эта компания работает с культивированным жемчугом, который создается по уникальной, запатентованной компанией технологии SHL (Super High Lustre). Благодаря ей рождаются перлы сверхъяркого блеска X-treme Lustre. Сердцем такой жемчужины является натуральное кварцевое ядро. Его обволакивает радужный перламутр. Жемчужины X-treme Lustre излучают сияние, во много раз превосходящее блеск натурального жемчуга. Часы Misaki Snake выполнены в виде манжеты с жемчужинами запонками, в той же концепции создан «напульсник»-браслет из натуральной кожи с жемчужинами – привет всем рокерам. Совершенно противоположные ассоциации вызывают романтическое колье Mirage и ожерелье с серьгами Amazone. Это истинная французская ювелирная классика haute joaillerie.


    Итальянский ювелирный дом Utopia создал коллекцию с говорящим названием Swing (Качели) – подвесные украшения, декорированные цветным жемчугом. Необычный оттенок и идеальная форма крупных продолговатых жемчужин создают ощущение легкости изделия. Белое золото, бриллианты и драгоценные камни подчеркивают нежность и чистоту жемчужин.


    Знаменитый швейцарский ювелирный дом Adler в своей жемчужной коллекции черпает вдохновение в китайской мудрости о том, что жемчужина из Южного моря – это осколок луны. Классический дизайн сочетается с роскошью барочного византийского стиля, белое золото и блеск бриллиантов в украшениях обрамляют крупные жемчужины, каждая из которых достигает от 11 до 16 миллиметров.


    В Римской империи жемчуг считали символом власти и мудрости, индейцы использовали его как талисман, в Европе жемчуг клали в вино, подаваемое почетному гостю, чтобы показать чистоту своих помыслов, о лечебных свойствах этого минерала известно многим испокон веков. И сегодня нежность, легкость и редкость жемчужин ценятся любителями высокого ювелирного искусства.


    Самая большая жемчужина:
    Жемчужина Аллаха (жемчужина Лао-Цзы). Она найдена в Южно-Китайском море 7 мая 1934 года. Моллюск был весом около 300 кг, вес жемчужины составил 6,35 кг, размер: 24х14 см. Форма напоминает голову человека в чалме. К сожалению, жемчужина не покрыта перламутром, что значительно снижает ее ценность.


    Павла Талова

    Rambler's Top100