Часовое соло Винсента Калабрезе //23.05.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Чтобы почувствовать себя действительно «очень важной персоной», для которой, как в старые добрые времена, великий мастер лично изготавливает в единственном экземпляре часы на заказ, надо знать это имя – Винсент Калабрезе.

    Авраам-Луи Бреге, Жан-Жак Бланпа, Джордж Грэм были великими мастерами, у которых заказывали часы представители королевских фамилий. Сегодня их имена носят всемирно известные бренды: приобрести такие часы может практически каждый при наличии нужной суммы. А чтобы почувствовать себя действительно «очень важной персоной», для которой, как в старые добрые времена, великий мастер лично изготавливает в единственном экземпляре часы на заказ, надо знать это имя – Винсент Калабрезе.
    Если его имя и название марки – Vincent Calabrese – вы назовете истинному знатоку и ценителю часов, поток хвалебных и восхищенных эпитетов иссякнет не скоро. «Выдающийся мастер, уникум», – скажут вам. И никакого преувеличения тут не будет. Талант Винсента Калабрезе в самом деле необычайно масштабен и многогранен. Этот великий мастер – поистине генератор оригинальных идей во всем, что касается механики, дизайна и стиля. Он свободен от чужих влияний и практически ничего не заимствует, а это одна из величайших ценностей в нашу эпоху всеобщего цитирования.
    Калабрезе принадлежит к той немногочисленной касте часовщиков, которые и в наши дни создают часы исключительно вручную. Он сам делает механизмы для своих моделей. Качество, оригинальность и разнообразие его творений заслуженно создали ему репутацию одного из самых ярких изобретателей в часовом мире.
    Карьера Калабрезе началась в 1977 году, после того, как он получил золотую медаль на Международной выставке изобретателей в Женеве. С тех пор он идет от триумфа к триумфу, вызывая удивление, восторг и восхищение подлинных часовых знатоков во всем мире.
    Учредив в 1985 году профессиональную ассоциацию независимых часовщиков AHCI, он до 1988 года сосредоточился на разработке модельного ряда Les Spatiales, совершенствуя производство часов разной формы и из различных металлов. Кстати сказать, Калабрезе сегодня едва ли не единственный мастер, работающий с платиной 950-й пробы. Калабрезе в совершенстве овладел искусством изготавливать все детали часов, от начала и до конца. Создав несколько первоклассных моделей для известных часовых фирм, он решил подготовить собственную коллекцию, снабдив ее оригинальными, сконструированными им самим механизмами. В 1990 году родилась Commedia, которая в следующем году трансформировалась в модель Mona Lisa – первую в истории часового дела модель с «прыгающим часом».
    В коллекции Les Philosophiques в модели Commedia используется весьма оригинальная идея оформления циферблата. Он представляет собой раскрывающийся театральный занавес, в центре которого появляется цифра, обозначающая час. Цвет занавеса может быть различным – красным, синим, зеленым, аметистовым и черным.
    Еще более оригинальны часы Mona Lisa. В отличие от предыдущей модели, на дисплее в центре занавеса появляется не цифра, а миниатюрная картинка. Некая девушка Lisa каждый час сбрасывает с себя часть одежды. В одиннадцать часов на ней не остается уже практически ничего, и владелец часов справедливо ожидает, что в полночь часы покажут ему настоящий стриптиз. Однако когда занавес распахивается, взорам окружающих вместо обнаженной девушки предстает всемирно известное изображение Джоконды.
    Но самая известная коллекция Калабрезе, его «визитная карточка», в каждую модель которой он действительно вкладывает душу – это Les Spatiales. Можно без преувеличения назвать ее уникальной. Ведь каждый экземпляр изготавливается в единственном числе, в соответствии с конкретными пожеланиями заказчика. Это касается основного дизайна, формы, материалов и даже цвета стрелок и стиля гравировки. Сначала Калабрезе делает эскиз, который представляется на одобрение заказчика. Лишь после этого мастер приступает к созданию часов. Вся работа от начала и до конца осуществляется исключительно вручную и занимает (включая период создания эскиза) от года до двух. Все часы коллекции Spatiales целиком (как корпус, так и механизм) выполнены из 18-каратного золота или платины 950 пробы. Часы первой серии этой коллекции мастер назвал Personnelles. Представленные им в 1977 году на уже упоминавшейся выставке в Женеве, именно они принесли ему золотую медаль и заслуженное признание. Затем появилась серия Symboliques. Визитной карточкой всех этих моделей является механизм, собранный на платине или золоте в виде инициалов заказчика, а также различных символов, будь то образы исторических сооружений, к примеру, Эйфелевой башни, или географические контуры стран, например, Италии или Японии. Калабрезе использует даже изображения животных, вроде собак или лошадей, включая мифического крылатого коня Пегаса. Механизм виден через стекло. Творения мастера будто парят в воздухе, не имея точки соприкосновения с корпусом, что возможно благодаря прозрачным сапфировым дискам. Позднее эту идею развили многие часовые мастера, например, Паскаль Берклаз для своей марки Quinting.
    Помимо авторских моделей, созданных по индивидуальному заказу клиента, мастеру хватало времени и на разработку собственных усложнений часовых механизмов. С 1985 года Калабрезе начинает работу над моделями Tourbillon. Поначалу он решил выпустить не более десятка таких часов. Однако их успех заставил его в 1997 году, когда он отмечал двадцатилетие своей карьеры, создать новую модель этих часов Regulus – турбийон с регулятором, то есть индикацией часов, минут и секунд на отдельных циферблатах. Часы эти могут быть выполнены в 18-каратном золоте, платине или в прозрачном сапфировом корпусе.
    Также в арсенале Calabrese есть и достаточно практичная коллекция Les Techniques. Эти часы просто идеальны для путешествий. К примеру, модель Daily, помимо индикатора резерва хода и календаря, имеет отдельный циферблат, сверяясь с которым путешественник может в течение целой недели узнавать домашнее время, ведь ободок этого циферблата разделен на семь сегментов, соответствующих дням недели, и стрелка совершает полный оборот за неделю. Часовую же стрелку большого циферблата можно легко установить по местному времени, как только вы перемещаетесь в другой часовой пояс.
    И, наконец, в авторской концепции одной из самых последних коллекций мастера Les Ludiques тонко сочетаются элементы мистики и юмора. Эти модели оснащены механизмами с «прыгающим часом». Все они изобретены и запатентованы Калабрезе. В модели Baladin дисплей-окошко движется по циферблату, показывая минуты. Что же касается «прыгающего часа», то тут мастер использует не только цифры, но и буквенные обозначения. Они появляются на дисплее каждые три часа. M означает Midday и Midnight – полдень и полночь, T (первая буква слова three) – три часа, S (six) – 6 часов, N (nine) – девять часов. Циферблат оживляет лишь большая стрелка, отсчитывающая секунды.
    Модель Vincent по принципу действия напоминает предыдущую. Однако и здесь Калабрезе не обошелся без сюрприза. Если наклонить часы под углом 60º, возникает иллюзия, будто циферблат исчезает, и вы смотрите в глубину часов. А может быть, в глубину времени? Но, конечно же, это всего лишь оптический обман, трюк или, если хотите, шутка мастера. Впрочем, шутка не единственная. Ведь само название модели Vincent – не просто имя Калабрезе, как можно подумать. В названии заключен каламбур, игра слов, основанная на их одинаковом звучании. Дело в том, что модель эта выпущена к 2000 году. По-французски же vin означает 20, а cent – 100. Стало быть, vin x cent – это 20 x 100 = 2000.
    Могут ли часы ответить на вопрос: два часа ночи сейчас или два часа дня? Могут, если это – модель Night and Day из коллекции Les Ludiques от Vincent Calabrese. И ответ поистине оригинальный и остроумный, в стиле мастера – часы до полудня появляются в окошках-дисплеях в виде римских цифр. В полдень происходит переключение на арабские цифры – с 13 до 23. Затем, с полуночи цикл повторяется.
    В модели Horus используется образ бога Гора. Отдельный циферблат в виде крылатого светила (так Гора изображали древние египтяне), движется по большому циферблату, совершая полный оборот за час и указывая минуты. При этом он не поворачивается относительно своей оси, т.е. цифра 12 всегда сверху; цифра 6 – снизу. Внутри маленького циферблата, разделенного на 12 частей, маленькая стрелка, вращаясь, отсчитывает часы.
    Модель Sun-Tral с «прыгающим часом» появилась в коллекции Les Ludiques совсем недавно, в 2001 году. Дисплей в ней расположен прямо в центре циферблата и обрамлен изображением солнца. Минуты отсчитываются движением «Земли» вокруг «Солнца» по циферблату.
    До недавнего времени фирма Calabrese, расположенная в Лозанне, состояла всего из двух человек: самого Калабрезе и его дочери, которая занималась рекламой и продвижением марки. Но в прошлом году мастер организовал марку Nouvelle Horlogerie Calabrese с достаточно мощным производством и развитой маркетинговой сетью. Как пояснила Тина Калабрезе, ее отец просто устал одновременно создавать авторские и «рыночные» модели. Поэтому теперь все. что связано с коммерческими коллекциями, будет производиться под маркой NHC, где сам Калабрезе будет выступать только как генератор идей. В основу коллекций NHC легли наиболее простые модели коллекции Les Ludiques, которые выпускаются на фабрике новой компании (не более 1000 экземпляров одной модели в год).
    А сам Калабрезе теперь сосредоточился только на авторских моделях Les Spatiales категории piece unique, сложных, выполненных в единственном экземпляре из драгоценных металлов. Так в этом году он по заказу клиента из Германии создал модель «водонапорная башня», где в качестве опорного моста для механизма выступает золотая копия средневековой водонапорной башни, сохранившейся в Баварии. Все колеса и передачи механизма сделаны так, что играют роль колесных передач башни, поэтому сквозь прозрачный корпус механизма можно в деталях видеть, как она «качает воду».
    Эта модель мастера вызывает одновременно восхищение и улыбку, и доказывает, что Калабрезе использовал еще далеко не весь свой творческий потенциал. И теперь, избавившись от необходимости работать сразу на несколько фронтов, он сможет полностью раскрыть свой талант и создать удивительные авторские шедевры. Ведь не случайно его собственная марка, для которой он по-прежнему все создает собственными руками, называется Vincent Calabrese Poesies Mecaniques.

    Лиза Епифанова

    Rambler's Top100