Катамаран – яхта в квадрате //30.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • С одной стороны, катамаран – это двухкорпусное судно, без всяких отягчающих обстоятельств. Но, с другой стороны, сумма слагаемых (одинаковых корпусов) здесь не равна простому сложению, потому что катамаран все-таки не просто двухкорпусное судно – это принципиально иная конструкция со своими достоинствами и недостатками.

    С одной стороны, катамаран – это двухкорпусное судно, без всяких отягчающих обстоятельств. Но, с другой стороны, сумма слагаемых (одинаковых корпусов) здесь не равна простому сложению, потому что катамаран все-таки не просто двухкорпусное судно – это принципиально иная конструкция со своими достоинствами и недостатками. Основное достоинство, вытекающее из принципа парной конструкции – заметное увеличение жизненного пространства. Однако не в два раза, как может показаться, а примерно в полтора. Второе преимущество – катамаран меньше подвержен качке, чем традиционная яхта. Кроме того, у него значительно меньше осадка и парусные катамараны намного быстрее своих однокорпусных собратьев.
    К недостаткам многие относят стоимость его содержания – расценки за стоянку во многих маринах считают за квадратный метр занимаемой площади. Но если отрешиться от финансовых проблем, то основная проблема катамарана, по крайней мере парусного, в том, что в отличие от классической яхты он может перевернуться, а перевернувшись, уже не встанет самостоятельно на киль. Впрочем, эта характеристика скорее волнует спортсменов на гоночных судах. Круизные катамараны, а именно о них мы расскажем, перевернуть не так-то просто. Кроме того, они строятся с соблюдением техники безопасности – катамараны имеют «второй» запасной вход во внутренние отсеки: в случае аварии помощь можно ожидать в достаточно комфортных условиях.

    Происхождение вида
    Само слово «катамаран» пришло в европейскую культуру из тамильского языка где-то в середине XVII века – английский пират, и по совместительству путешественник, Уильям Дампье (William Dampier) писал о виденных им странных двухкорпусных лодках туземцев: «Они называют их «катамаранами». Сейчас мы уже точно знаем, что катамаран обязан своим происхождением жителям Французской Полинезии – именно они активно использовали и используют двухкорпусные лодки при перемещении с острова на остров.
    А уже в конце XVII века Британское королевское общество фиксирует в своих анналах факт испытания необычного двухкорпусного судна длиной 20 футов, достигшего потрясающей по тем временам скорости 17 узлов. Но даже такой результат не внес ни тени сомнения в плотные ряды сторонников традиционных однокорпусников – и, таким образом, началом истории современного катамараностроения можно считать 1876 год, когда американец Нэт Херрешофф (Nat Herreshoff) выиграл большую парусную регату на катамаране Amaryllis собственной постройки.
    Как ни странно, до последней четверти XX века катамараны оставались экзотическими судами в мире западноевропейского яхтинга. И только с появлением на Олимпийских играх гоночного катамарана класса «Торнадо» отношение к многокорпусникам стало медленно меняться. Следующий прорыв – маленькие Hobbie cat, познакомиться с которыми можно в самом обычном отеле Турции или Египта. Ну и главное – бесчисленные рекорды скоростей под парусом, установленные в 80-е годы исключительно на ката- и тримаранах.

    Строительный бум
    Все плюсы катамаранов косвенно подтверждаются еще одним фактом. Динамика появления верфей, которые строят мультикорпусные суда, реально превосходит темпы развития рынка однокорпусников. Хотя по общим объемам продаж однокорпусные суда еще далеко впереди. Что это – вопрос роста или же отражение реальной действительности – покажет время. Но разнообразие моделей катамаранов, как парусных, так и моторных, наводит на простую мысль: на эти лодки существует стабильный спрос.
    Не секрет, что на начальной ступени развития многое определяют не серийные образцы продукции, а индивидуальные проекты. Именно последние реализуют в себе все возможные и невозможные технологические и конструкторские инновации и достижения. Поэтому совершенно логично начать наш обзор парусных круизных катамаранов с уникальных, единственных в своем роде моделей, каждая из которых характеризуется словом «самый». Самый быстрый – Magic Cat, самый большой – Douce France и самый высокотехнологичный – Lady Barbaretta.
    Нельзя обойти стороной и серийное производство – но так как рынок катамаранов находится на бурном этапе роста, то и количество фирм, выпускающих эти суда сегодня, велико. Вот список наиболее известных в мире производителей: Outremer (размер катамаранов от 42 до 64 футов), Nautitech (от 39,5 до 82 футов), Catana (от 43,1 до 76 футов), Alliaura Marine – Privelege catamarans (от 37 до 58 футов),Voyage catamarans (от 44 до 58 футов), Broad Blue (от 38 до 46 футов). Лидером в строительстве серийных катамаранов, как, впрочем, и серийных парусных судов вообще, на сегодняшний день является Франция.
    В этом обзоре мы остановимся на двух, самых коммерчески успешных и прекрасно зарекомендовавших себя французских брендах – Fountaine Pajot и Lagoon.

    Custom
    Строительство суперъяхт по индивидуальным проектам всегда становится событием в мире яхтостроения. Особенно это относится к суперкатамаранам. Но в отличие от многих великолепных проектов традиционных парусников, обсуждать достоинства которых можно только на основании иллюстраций, фактически все сustom-катамараны находятся под чартерным менеджментом, то есть сдаются в аренду. Поэтому информация о них может иметь вполне конкретное применение – за 300–400 тысяч евро в неделю можно лично убедиться в искусстве конструкторской и дизайнерской мысли.

    Magic Cat
    Круизный катамаран Magic Cat, длиной 82 фута, разработан и построен в 1996 году французской компанией Multiplast, специализирующейся на скоростных три- и катамаранах, многим из которых принадлежат выдающиеся результаты в скорости под парусом. Последнее из таких достижений установлено Бруно Пейроном в конце августа нынешнего года на гоночном катамаране Orange II при пересечении Атлантики.
    Будущий владелец катамарана поставил перед дизайнерами задачу совместить повышенные требования к комфорту яхты с высокими скоростными и навигационными характеристиками. К этому необходимо добавить, что Magic Cat был первым катамараном такого размера, проектируемым специально для коммерческого использования. Несмотря на это, при реализации проекта Magic Cat специалисты Multiplast сохранили основные принципы постройки гоночных катамаранов (с целью достижения оптимальных результатов), модели поплавков многократно тестировались, особое внимание уделялось качеству материалов с точки зрения максимального облегчения конструкции. Корпуса, палубные надстройки и несущие перекрытия яхты, традиционно для Multiplast, изготовлены из углеродистого волокна с внутренней сандвичевой конструкцией.
    Поэтому вполне естественно, что Magic Cat предлагает своим гостям великолепные и комфортабельные интерьеры. Яхта имеет 4 двухместные каюты для гостей с душевыми кабинами и туалетами, просторные внутренний и внешний салоны, огромную площадь носового «трамплина», полный набор оборудования для занятий водными видами спорта: водные лыжи, виндсерфинги, каяки, оборудование для дайвинга, плазменный телевизор с современной видеосистемой, аудиосистемы в салонах и каждой каюте. При этом достигаются совершенно уникальные мореходные характеристики – круизная скорость под парусами 20 узлов (при истинном ветре 18 узлов). При слабых ветрах (около 5 узлов) катамаран спокойно развивает скорость 9 узлов, превосходя по этому показателю все существующие парусные круизные яхты аналогичного размера. Как заметил один клиент, отдыхавший на Magic Cat года два назад: «Я много путешествовал на яхтах, но впервые меня «вдавливало» в кресло на парусной яхте».
    С конца 90-х годов Magic Cat активно работает в чартерном бизнесе, набрав за это время более 100 000 миль, и по сей день считается одним из самых успешных чартерных катамаранов.
    Такой результат вдохновил Multiplast на создание двух полусерийных 72-футовых катамаранов со скоростными качествами, превосходящими Magic Cat, и высокими стандартами комфорта и внутреннего дизайна круизных яхт.

    Douce France
    Катамаран Douce France – самый большой круизный катамаран на сегодняшний день. Был разработан компанией Marc Van Peteghem & Vincent Lauriot-Pryvost (MVPLP) в 1998 году. Кстати, эта компания, как и Multiplast, в основном, «гоночная», к ее услугам прибегали многие легендарные французские яхтсмены – от Эрика Табарли до Оливье де Керсасона и Филиппа Пупона. MPVLP отлично зарекомендовала себя и на рынке серийных катамаранов – практически вся линия круизных яхт Lagoon разработана архитекторами этой компании.
    Douce France поражает прежде всего своими гигантскими размерами: длина более 40 метров, ширина – 15,5 метра, водоизмещение – более ста тонн. Катамаран строился как настоящий круизный лайнер, что во многом определило внутренний и внешний дизайн яхты. В своих поплавках Douce France имеет шесть совершенно идентичных двухместных кают площадью более 15 кв. м каждая, оборудованных туалетами и душевыми.
    В оформлении кают, отделанных дорогими породами дерева, зеркалами и тонированным стеклом, присутствует легкий колониальный шарм. Пространство между поплавками условно делится на 5 областей: огромный «трамплин» – открытое пространство впереди для загорания и отдыха; флайбридж, где расположено все управление яхтой и места для гостей; основной салон, отделанный красным деревом различных тонов, дает прекрасный панорамный вид и может одновременно принять до 36 человек. Из основного салона вы попадаете на открытый обеденный салон, закрытый сверху продолжением флай-бриджа; и, наконец, просторная кормовая палуба, где расположены тендеры и лестницы для купания. Часть кормовой палубы может опускаться ниже уровня воды для подъема/спуска тендеров. Хозяин Douce France может смело говорить о том, что у него на яхте есть своя небольшая марина. Восемь человек команды катамарана располагаются в отдельных помещениях в носовых частях поплавков. Также от гостей полностью отделены кухонные, холодильные и другие подсобные помещения.
    По парусному вооружению Douce France представляет из себя двухмачтовую шхуну с площадью парусов около 520 кв. м. Круизная скорость под парусами при среднем ветре – 12 узлов, максимальная скорость, которую удалось достичь катамарану при скорости ветра 28 узлов, составила 24 узла. Катамаран оснащен двумя дизельными двигателями (с топливными баками на 20000 л), двумя генераторами, опреснителями, современной электронной системой навигации. К услугам гостей всевозможный водные виды спорта, включая дайвинг и джет-ски, домашние кинотеатры и совершенные аудиосистемы.
    Douce France проектировался и был построен с учетом совмещения качеств безопасности и надежности круизного лайнера с индивидуальностью и уютом настоящей мегаяхты. Эта яхта идеально подходит как для корпоративного отдыха, так и для романтичных семейных путешествий. Что лишний раз подчеркивает и само название катамарана, которое можно перевести как «Добрая милая Франция».

    Lady Barbaretta
    В конце 1999 года парижская фирма морских архитекторов Chenus, Presles & Associes (CPA), имевшая за плечами опыт несколько разработок гоночных яхт и многокорпусников для океанских гонок, приступила к реализации амбициозного проекта по постройке большого чартерного парусного катамарана.
    Задача заказчика не отличалась особой оригинальностью: скорость, устойчивость и максимальный комфорт для предполагаемых гостей. CPA, опираясь на свой недавний опыт по дизайнам катамаранов для гонок Кубка Жюля Верна и The Race, не колеблясь выбрала углепластик как наиболее прочный и легкий (пусть и недешевый) материал для постройки новой круизной яхты. И сегодня, катамаран, получивший гордое имя Lady Barbaretta и спущенный на воду в апреле прошлого года, является самой большой полностью углепластиковой парусной яхтой в мире (знаменитая «Мирабелле 5» –композитная).
    Длина – 32 м (105 футов), максимальная ширина – около 14 м, высота мачты, также из углепластика – 38 м. Яхта может нести 800 кв. м парусов, развивая при этом скорость до 20 узлов. Два 425-сильных дизеля Caterpillar обеспечивают катамарану 17 узлов хода под двигателями.
    В разработке внутренних интерьеров и принципов размещения гостей, можно смело сказать, что дизайнеры CPA сделали большой шаг вперед, и Lady Barbaretta открывает новую страницу в проектировании круизных парусных катамаранов. Дело в том, что в большинстве случаев, по разным соображениям, все каюты (и гостей, и экипажа) было принято размещать в поплавках – это значительно ограничивало размеры кают и снижало реальную обитаемость яхты. В Lady Barbaretta все не так – большинство гостевых кают и основные салоны находятся на главной палубе (то есть на перекрытии между поплавками).
    С кормовой палубы вы через одну из трех скользящих стеклянных дверей попадаете в главный салон катамарана: слева от вас – барная стойка, справа – небольшой уголок для утреннего кофе и милых бесед, чуть впереди – большой обеденный стол. Сразу за этим столом, слева, находятся две большие двухместные гостевые каюты с плазменными телевизорами, душами-джакузи и прочими удобствами, справа – огромная мастер-каюта. Весь дизайн интерьеров выдержан в минималистических тонах с использованием фурнитур из светлого клена и бамбука.
    Среди других элементов внутреннего дизайна превалируют стекло и хромированный металл. Между входами в каюты расположена лестница, ведущая на флайбридж катамарана, а впереди – пульт управления яхтой (только под двигателями). Дизайн здесь также минималистический – штурвал отсутствует.
    Lady Barbaretta рассчитана на восемь гостей, так что одна гостевая каюта и каюты экипажа (5 человек) расположены все-таки в поплавках. Освободившееся в поплавках пространство не пропало даром: здесь находятся кухня, прачечные, сушильные и другие подсобные помещения. В кормовых частях разместились гаражи для джет-ски, водных лыж, комплектов оборудования для дайвинга и глубоководной рыбалки. Эти гаражи закрыты, как на многих моторных яхтах, управляющимися гидравлически платформами для купания.
    Два основных тендера катамарана – длиной 14 и 12,5 фута соответственно, размещаются на кормовой палубе также в специальных гаражах.
    Пульт управления яхтой под парусами находится на флайбридже – два штурвала, и сюда на гидравлические лебедки проведены все шкоты. Здесь же (место позволяет) находится U-образный диван для гостей и коктейльный столик с небольшим холодильником и айс-мейкером.
    Подводя итог краткой экскурсии по Lady Barbaretta, можно сказать, что этот катамаран на сегодняшний день являет собой наиболее органичное сочетание, казалось бы, несочетаемого: идеального внешнего дизайна, быстроходной парусной яхты и принципов внутренней организации пространства моторных мегаяхт.

    Серийное производство
    На первый взгляд, разница между серийными моделями и индивидуальным проектом примерно такая же, как между типовой квартирой и загородным особняком. Но на самом деле, если не принимать во внимание очевидных различий в геометрических размерах и цене, сходств между двумя классами гораздо больше – это проявляется в основополагающих принципах расчетов устойчивости и управляемости, в предпочтениях (на каждом этапе развития рынка) к строго определенным материалам корпусов и интерьеров. Но главное даже не в этом: инновационные разработки и в том, и в другом классе катамаранов заставляют всю индустрию в целом стремительно развиваться, что особенно заметно, если учесть, что промышленное производство катамаранов еще очень молодое. Итак, лидеры серийного рынка круизных парусных двухкорпусных судов.

    Fountaine Pajot
    Безусловный лидер последних двух десятилетий – французская компания Fountaine Pajot была образована 28 лет назад Жаном Франсуа Фонтейном (Jean Francois Fountaine), профессиональным яхтсменом, членом олимпийской сборной Франции, многократным чемпионом мира в различных океанских гонках. К сегодняшнему дню эта верфь выпустила около 1500 катамаранов различных моделей.
    Как и некоторые другие нынешние лидеры рынка, Fountaine Pajot начинала свою работу с постройки серийных однокорпусников олимпийских классов и гоночных океанских многокорпусников. Первый серийный катамаран фирмы – Louisiane 37 – был спущен на воду в 1983 году, почти через 7 лет после создания фирмы. Модель имела неожиданный, даже для своих создателей, коммерческий успех: устойчивый, быстрый и простой в управлении катамаран обладал невероятными для своего размера внутренними объемами, что в то время было революцией в мире яхтинга. Корпус Louisiane 37 был изготовлен методом вакуумного формования, с сердцевиной из полихлорвиниловой пены. Эта технология с небольшими изменениями используется компанией уже 25 лет.
    Устойчивых спрос на Louisiane 37 побудил компанию создать целую серию подобных катамаранов. И в 1985 году в производство запускается Casamance 44 – первый представитель нового поколения, в котором Fountaine Pajot применило несколько инноваций, ставших визитной карточкой фирмы. Было отдано предпочтение килю против шверта. Киль имеет очевидные преимущества: не требует никакого управления и великолепно защищает валовую линию: винт, перо руля и днище корпуса в случаях касания с грунтом. К тому же отсутствие швертовых колодцев экономит место и увеличивает полезный объем внутренних помещений, что просто необходимо при длительных путешествиях. Второе – была применена комбинация парусного вооружения – генуэзский стаксиль на закрутке и грот со сквозными латами, что позволило легко регулировать площадь парусности в зависимости от силы ветра и по максимуму использовать потенциал яхты.
    Всего на сегодняшний день в модельном ряде Fountaine Pajot 16 парусных катамаранов длиной от 37 до 72 футов. Некоторые из них уже сняты с производства, но продолжают работать в чартере во всем мире.
    Две яхтам производства Fountaine Pajot хотелось бы упомянуть особо – это Athena 38, абсолютный лидер верфи по количеству проданных экземпляров, и легендарная Bahia 46, абсолютный лидер чартерного рынка катамаранов последних лет.

    Lagoon
    С компанией Lagoon – основным конкурентом Fountaine Pajot – знакомы очень многие, даже, быть может, и не подозревая об этом. Вспомните не столь давний голливудский блокбастер «Водный мир» (1994 г.) с огромным парусным тримараном и Кевином Костнером в главных ролях. Этот тримаран (точнее, их было два) построен верфью Lagoon специально для съемок данного фильма. И Кевин Костнер, бывший и до съемок «Водного мира» неплохим шкипером, сразу стал принадлежать к избранной касте яхтсменов, сумевших достичь под парусами скорости более чем в 30 узлов. Это не удивительно - ведь тримаран является точной репликой знаменитой яхты Pierre the 1-st, побившей в 1991–92 годах множество рекордов скорости под парусами и с 1992 года принадлежащей известному яхтсмену-миллионеру Бобу Фоссету.
    А начиналась компания Lagoon в 1984 году, ровно 20 лет назад, как отделение знаменитой парусной фирмы Jeanneau, созданное тогда для разработки различный гоночных проектов.
    Первый серийный катамаран – Lagoon 55 – увидел свет в 1988 году. Дизайн этого катамарана, как, впрочем, практически и всей будущей модельной линейки Lagoon, был разработан фирмой Marc Van Peteghem и Vincent Lauriot-Pryvost.
    По сравнению с яхтами Fountaine Pajot, катамараны Lagoon принадлежат к более высокому классу по своим потребительским характеристикам, что отражается на их цене. Например, Lagoon имеет большую внутреннюю «обитаемость», здесь применяются более дорогие отделочные материалы.
    Огромное внимание верфь уделяет качеству изготовления корпусов и палуб, производя их в строгом соответствии с современными аэрокосмическими технологиями.
    После успеха Lagoon 55, в следующие 2–3 года верфь выпустила еще два катамарана длиной 57 и 47 футов, сознательно занимая отличный от Fountaine Pajot по размерам яхт сектор рынка (у Fountaine Pajot в то время основной упор был сделан на производство катамаранов длиной 40 футов). И лишь в начале 90-х Lagoon осторожно приступает к выпуску 40-футовых катамаранов, и то сначала только на территории США.
    Сейчас в линейке фирмы 11 моделей парусных катамаранов длиной от 37 до 67 футов. Lagoon является ныне частью крупнейшего яхтенного концерна Beneteau и имеет хорошие возможности для разработки опытных образцов и прототипов. Но миссией компании, как и 20 лет назад, остаются скорость, надежность, эстетика в сочетании с особым вниманием к требованиям и пожеланиям своих нынешних и будущих клиентов. Ради которых, собственно, все эти красивые яхты и строятся.

    Кирилл Зиновьев



    Rambler's Top100