Сколько стоит легенда? //30.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Купи Брэд серийный суперсовременный глиссер миллионов за 10–15, никто бы не обратил на это внимания. Но «Кализма»… случай совершенно особый. Это «love story» Голливуда.

    Покупка яхты ценой в несколько миллионов долларов в кругу мировых знаменитостей явление настолько обыденное, что давно не привлекает внимания прессы и общественности. Тем не менее, приобретение актером Брэдом Питом яхты с несколько странным названием «Кализма» стало событием, отмеченным во всех мировых таблоидах. Сенсаций стала отнюдь не стоимость яхты: 6 миллионов долларов за 165-футовую яхту – не самая высокая цена в наше время. Купи Брэд серийный суперсовременный глиссер миллионов за 10–15, никто бы не обратил на это внимания. Но «Кализма»… случай совершенно особый. Это «love story» Голливуда.
    Под именем «Кализма» яхта, построенная в 1906 году, известна почти половину своей долгой жизни. В 1967 году голливудская звезда Ричард Бартон подарил ее своей супруге – блистательной Элизабет Тейлор в честь получения актрисой «Оскара» за фильм «Кто боится Вирджинию Вульф?» В 2004 году Брэд Пит, повторяя звездный сценарий, не просто купил яхту, а презентовал ее своей жене Дженнифер Энистон, не дожидаясь «Оскаров». И мир заговорил о новой звездной паре Голливуда. Сравнение с четой Ричарда Бартона и Элизабет Тейлор не может не поднять рейтинг и так уже знаменитых актеров. Впрочем, эта яхта сама по себе стоит того, чтобы о ней рассказать подробнее.

    100 лет назад
    Век назад на шотландской верфи Ramage and Ferguson заложили яхту, которой суждено было стать последнем паровым судном в мире.
    Туманным весенним утром 9 апреля 1906 года яхта была спущена на воду и получила при традиционном обряде крещения имя «Минона». Появление ее не прошло незамеченным – фактически место в анналах истории яхта заняла сразу: на тот момент она обладала самым современным техническим оборудованием, а дизайн интерьеров был призван отразить «величие эпохи» короля Эдуарда VII, взошедшего на престол в 1901 году. Панели из красного дерева, мрамор, золотые краны создавали атмосферу элегантности и богатства, столь характерных для Англии тех лет, а выбранная цветовая гамма – белый, красный, синий – повторяла цвета флага могущественной Британской империи. Размеры яхты (длина 165 футов или 50 метров, ширина 21 фут или 6,4 метра) позволяли разместить на ней восемь членов команды и десять гостей, в распоряжение которых помимо пяти кают предоставлялись холл, столовая и библиотека. «Минона», будем пока называть ее так, родилась на грани веков, соединив в себе обаяние девятнадцатого века и последние достижения рвущегося вперед двадцатого.

    Имена

    Джордж Коатс, член привилегированного Королевского яхт-клуба, владел «Миноной» недолго. В 1914-м она была реквизирована Королевским флотом по случаю войны. Яхту оборудовали пушками и использовали для патрулирования морских дорог Великобритании.
    После войны «Минона» из военного корабля опять превратилась в элегантную яхту, сменив несколько владельцев из кругов английской аристократии. Мирный период для всех, в том числе и для яхты, продолжался не долго. Вторая мировая война опять призвала «Минону» под флаги Королевства. Теперь она использовалась как судно экспертизы, ищущее контрабанду, и являлась основным кораблем Королевского флотом до 1946 года.
    В 1947 году «Минону» переименовали в «Кортинию», и уже в следующем году она была продана греческой компании. Греки изменили название на «Одиссею». Но под греческим флагом яхта ходила недолго, ее приобрела Лондонская компания и в 1954 году переоборудовала, сменив паровую машину на пару дизельных двигателей.
    Ричард Бартон купил в подарок жене именно «Одиссею», которая уже в то время была знаменитой яхтой. Имя «Кализма» ей дали Бартон и Тейлор, соединив в слове имена своих детей от предыдущих браков – Kейт, Элизабет, Мария.

    Голливудская сказка
    Те, кто считает, что романтичные возлюбленной обычно делают до свадьбы, а после алтаря начинаются серые будни, – глубоко заблуждаются. По крайней мере, самый волшебный период жизни Элизабет Тейлор и Ричарда Бартона начался после их свадьбы в 1964 году. Если верить рассказам их друзей и мемуаристов – со дня свадьбы шли годы, а они по-прежнему не могли жить друг без друга. Подарки Бартона жене носили поистине королевский размах. Он преподносит ей самолет, назвав его «Элизабет», бриллиант размером 33,19 карат, жемчужину стоимостью 37 тысяч долларов. Но самым грандиозным даром любви мир назвал суперъяхту из стали, дерева и бронзы. «Подарок длиной в 50 м, шириной в 6,4 м – равный бриллианту величиной в отель Ritz» – так писали тогда в газетах. Упоминания в прессе о бриллиантах и атмосфера изысканной роскоши яхты подвигли Бартона на новые подвиги – уже на борту «Кализмы» он вручил Элизабет бриллиант размером в 69,4 карата. Бриллиант включен во всемирные каталоги под именем Burton–Taylor, а яхта, видимо, уже навсегда сохранит в своем названии имена их дочерей от первых браков.
    Супруги проводили на «Кализме» все свободное время, Элизабет вдохновенно занималась собственным дизайном внутренних интерьеров, меняя ковры, создавая коллекцию картин, подбирая аксессуары. На новое хобби уходило по нескольку тысяч в год. Кстати, на «доработку» яхты под свой вкус звездная чета заплатила сумасшедшие по тем временам деньги – около 240 тысяч, в то время как сумма покупки судна равнялась всего лишь 192 тысячам.
    К сожалению, конец у этой сказки грустный. Ровно через десять лет после свадьбы, в День независимости, Бартон и Тейлор объявили о разводе. Самая романтическая любовь Голливуда двадцатого столетия закончилась крахом, а все ее роскошные атрибуты были постепенно распроданы. В их числе оказалась и «Кализма» – символ любви, богатства и славы.

    Новая жизнь самой старой яхты мира
    В 1982 году «Кализма», принадлежащая в то время Питеру де Чабору принимала участие в самой знаменитой гонке всех времен и народов – Кубке Америки.
    В конце восьмидесятых индийский миллионер Молья (Mallya) решил купить себе яхту «с легендой». По его собственным словам, так как «Титаника» не существует, он остановил свой выбор на «Кализме».
    Сразу надо заметить, что «Кализма» не была для магната единственной любовью. Его коллекция старинных гоночных автомобилей насчитывает больше 260 экземпляров и хранится в 10 странах мира. Он имеет две яхты в Калифорнии, несколько – в Индии, есть в хозяйстве Boeing 727 и реактивный самолет Gulfstream.
    Однако «Кализма» не затерялась среди остальных дорогих игрушек бизнесмена. В 1991 году он начал рейсталинг судна, вернув ей, с одной стороны, исторический облик эдвардианской яхты, с другой – усовершенствовав техническую составляющую. Стоимость реконструкции опять была немалой – три миллиона долларов. Внутренний дизайн спальни «от Элизабет Тейлор» не изменился. В обновленном виде «Кализма» была передана в чартерный менеджмент – личного времени для неспешных прогулок у его нового владельца явно не хватало. Хотя он и совершил несколько круизов на «Кализме», большую часть времени она сдавалась в аренду за 40 тысяч в неделю. Базировалась «Калиста» на Мальте, предлагая состоятельным людям приобщиться к легенде.

    Де жа вю
    «Кализма» снова сыграла роль посланца любви, вещественного символа чувств. «Я хочу, чтобы Дженнифер знала, насколько я люблю ее, думаю о ней», – сказал Брэд Пит.
    Что ж, будем надеется, что второй звездный брак на борту этой яхты продержится дольше, чем первый, и сказка будет иметь счастливый конец.
    Кстати, еще до конца не известно, оставят ли новые владельцы яхту в своем собственном распоряжении или тоже сдадут в чартер. По крайней мере, имя ей менять они точно не собираются.
    На сегодняшний день чартерный период жизни «Кализмы» закончился. Кто не успел побывать на ее борту, тот, как говорится, опоздал. Хотя, возможно, потеряно еще не все. Если яхта все-таки вернется в «общее пользование», ее повторное возвращение в Голливуд придаст недельному путешествию на ней особую романтику.

    Алена Богданова

    Rambler's Top100