Luxury »
Все статьи »
Сверхзвуковой любимец звезд и бизнесменов (15.07.2008)
"Грустно. Мне будет его не хватать, – печалился актер Роджер Мур, 30 раз летавший самолетом Concorde, в том числе и в качестве агента 007 в фильме "Moonraker" в 1979 году. – Больше всего мне будет не хватать его скорости. Ну, и, конечно, икры".
Франко-британское согласие
Французский посол Жоффруа Корсель и британский министр авиации Джулиан Эмери 29 ноября 1962 года подписали в Лондоне протокол о совместном строительстве сверхзвукового самолета, предназначенного для гражданской авиации. Реализацию проекта поручили четырем компаниям – британским British Aircraft Corporation и Bristol Siddeley и французским Sud-Aviation и Snecma. Местом строительства самолета стал французский город Тулуза.
Уже на следующий год англо-французский консорциум подписал контракты с ведущими мировыми авиакомпаниями, которые были готовы приобрести самолет. Работа по строительству шла необычайно быстро. Единственной проблемой оказалось название. Стороны договорились, что самолет должен называться "Согласие". Но английское и французское написание этого слова отличалось на одну букву: у англичан Concord, у французов Concorde. Уступать никто не хотел. Проблема решилась в самый последний момент.
11 сентября 1967 года на летном поле аэропорта Тулузы тысячи человек собрались, чтобы увидеть новый самолет. На трибуну поднялся британский министр технологии Энтони Веджвуд Бенн.
"Мы будем писать название самолета так же, как и наши французские друзья. Для нас буква "e" в конце слова будет символизировать Англию (England), превосходство (excellency) и Европу (Europe)", – сказал министр.
Первый полет предсерийного Concorde состоялся17 декабря 1971 года, а через год ему удалось преодолеть звуковой барьер. Наконец, спустя почти два года, вступили в строй серийные лайнеры: сначала в воздух поднялся первый французский экземпляр, а затем – британский.
"Слишком много еды!"
Коммерческая эксплуатация Concorde началась 21 января 1976 года. И сразу огромной популярностью стали пользоваться открывшиеся в том же году регулярные полеты в вашингтонский аэропорт Даллеса и ежедневные (с 1978 года) рейсы в нью-йоркский аэропорт Кеннеди.
Кому приходилось летать на этом чуде авиатехники, тот навсегда запомнил интерьер салона, изысканные блюда и экзотические напитки. Одним из "серьезных" замечаний к сервису на борту Concorde было: "Слишком много еды!" В меню тогда входили: икра, лобстер, заливная утиная печень с порто, жареные каштаны, устрицы с шампиньонами, палтус в оливковой пасте, тарталетки, лепестки манго, сморчки в сметане, налим с трюфелями, фрикасе из лисичек.
Отдельные нарекания сильной половины человечества вызывало отсутствие в экипажах Concorde стюардесс. Пассажиров обслуживали только мужчины-стюарды.
Вообще, для многих полет на Concorde стал таким же показателем статусности, как приглашение на прием в Белый дом или Букингемский дворец.
В 80-е годы регулярные рейсы отошли в прошлое – самолеты перешли на чартерное обслуживание пассажиров. Появились специальные concorde-круизы вокруг света, на которые туристов привлекали перспективой позавтракать в Лондоне, пообедать в Нью-Йорке, поужинать в Токио или Гонконге и вернуться на ночлег в Лондон. Стоимость такого удовольствия доходила до $11 тысяч, однако недостатка в желающих не было.
Лайнер для элиты
Concorde стал основным средством передвижения звезд спорта и кино, супермоделей, а также самых известных и могущественных бизнесменов. Это и понятно. Путешествие из Нью-Йорка до Парижа занимало всего 3 часа и стоило $9 тысяч. Поэтому, как правило, контингент обычного "конкордовского" рейса на 80% состоял из бизнесменов, 10% составляли знаменитости и венценосные особы, оставшиеся 10% – простые смертные.
Актриса и автор популярных женских романов Джоан Коллинз, миллионерша и постоянная пассажирка Concorde, постоянно заказывала два последних ряда в первом классе, чтобы оградить себя от ненужных спутников.
Завсегдатаями суперлайнера являлись и The Queen. Музыканты всегда сидели на самых лучших местах в одном ряду.
Команда Manchester United летела на Concorde на финал чемпионата Европы в мае 1999-го. За этот полет клубу пришлось выложить 150 тысяч фунтов стерлингов.
Теннисист Андре Агасси путешествовал на сверхзвуковом лайнере вместе с супермоделями Клаудией Шиффер и Синди Кроуфорд. Не брезговали "Конкордом" для визитов в США премьер-министры Великобритании: Маргарет Тэтчер, Джон Мейджор и Тони Блэр. Праздновать свой 85-й юбилей отправилась на Concorde и британская королева-мать.
Пол Маккартни и Клифф Ричард путешествовали на борту франко-британского чуда не раз, причем всегда без проблем. А вот Элтон Джон во время полета в Галифакс в 1997 году испытал немало неприятных ощущений – у "Конкорда" тогда отказал один из двигателей прямо над Атлантическим океаном. Фанатами сверхзвуковых путешествий были и солисты Oasis братья Галлахер.
Звезда "Титаника" Кейт Уинслет, будучи номинированной на "Оскар", летела на самый великий вечер в своей жизни именно на Concorde.
Однажды пассажиром лайнера был даже Папа Римский. Во время полета в Замбию стюард предложил ему выпить красного вина. Иоанн Павел II отказался со словами: "Нельзя мне, шеф слишком близко"…
Увы, но славная история Concorde длилась недолго и оборвалась трагически. 25 июля 2000 года вскоре после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль произошла первая и единственная катастрофа этого лайнера. После этого самолет постепенно сняли со всех авиалиний и теперь его можно увидеть лишь в авиационных музеях.
Василий Ланской
Фоторепортаж