Luxury »
Все статьи »
Viking для королевы (23.09.2008)
В середине 1940-х на линиях средней и меньшей протяженности практически безраздельно господствовали DC-3 ("Дакоты"). Однако они уже успели заметно устареть, и им требовалась замена. Именно тогда и появился VC-1 Viking британской фирмы Vickers-Armstrongs.
Надежная замена
Над созданием авиалайнера фирма начала работать в 1944 году. Руководил созданием авиалайнера Джордж Эдвардс.
Конструкторы решили спроектировать цельнометаллический фюзеляж с работающей обшивкой. Это позволило разместить в коротком корпусе достаточно просторную 21-местную пассажирскую кабину и грузовой отсек под ней. Поскольку самолет предназначался для сравнительно коротких европейских линий, делать кабину герметичной сочли нецелесообразным. Пилотская кабина была трехместной, позади нее размещался пассажирский салон, состоящий из двух кабин: передней – на 9 мест и задней на 15–18, в зависимости от модификации и требований заказчика. В качестве силовой установки был выбран двигатель Bristol Hercules 130.
Сначала новую модель окрестили Wellington Transport Aircraft. Затем, не без намека на творения фирмы Douglas Aircraft, назвали VC-1 (Vickers Commercial No.1). Позже за авиалайнером закрепилось название Viking.
Были построены три прототипа. По программе испытаний они налетали 160 часов. Особое внимание было уделено отработке взлета с одним работающим двигателем. Данные испытания проходили в соответствии с новыми требованиями ИКАО. Vickers Viking стал первым пассажирским самолетом, удовлетворяющим этим требованиями. По результатам испытаний машина была признана годной для пассажирских перевозок. Сертификат летной годности самолет получил 24 апреля 1946 года.
Неказист снаружи, но красив внутри
Первым заказчиком стала корпорация BOAC. Для своего европейского подразделения (превратившегося в августе 1946 года в авиакомпанию British European Airways) – она приобрела серию из 19 самолетов. Первый из них полетел 23 марта 1946 года.
Всего же авиалайнер эксплуатировали более трех десятков авиакомпаний Великобритании, и неменьшее количество гражданских операторов из других стран.
Была также создана и специализированная версия – Viking C2. Самолет данной модификации использовался и для перевозки королевской семьи Великобритании. К примеру, на этой машине Елизавета II совершила ряд первых королевских визитов после вступления на престол. "Викинги" служили в качестве персональных самолетов высших лиц и в других государствах.
Vickers Viking не отличался особой элегантностью – он имел бочкообразную форму. Зато самолет был очень комфортен. Салон хорошо вентилировался и отапливался. Кресла были весьма удобными, в их подлокотники впервые монтировались кнопка для вызова бортпроводницы и выдвижная пепельница. Большие окна со шторами, совмещенные с рядами кресел, также делали путешествие более приятным. Стены и потолок пассажирского салона были обиты шумопоглощающей войлочной тканью и имели декоративное покрытие из кожи. На полу постелен шумопоглощающий ковер. Позади салона находился туалет и помещение для верхней одежды. В некоторых вариантах имелась даже кухня с электрическим оборудованием для подогрева пищи.
На магистральных линиях самолет отработал всего 10 лет – до середины 1950-х. В чартерных же и грузовых компаниях он летал до середины 1970-х. Всего было построено 163 самолета типа Vickers VC-1 Viking.
До наших дней сохранилось пять самолетов, еще два на реставрации. Большинство из них являются экспонатами музеев. А один экземпляр, размещенный возле венского аэропорта Швехат, превращен в ресторан фирмы McDonald's.
Василий Ланской
Фоторепортаж