Европа умеет направлять интерес жителей Востока в нужное русло при их финансовом благополучии. Именно при наличии предложений и спроса специалисты прогнозируют яхтенный бум в зоне Персидского залива.
В настоящий момент яхтенный бизнес здесь оказался под угрозой – в регионе катастрофически не хватает стояночных мест. Люди и рады были бы купить себе, скажем, 30-метровую яхту, да вот ставить ее некуда – в существующих маринах все места заняты, а планы строительства новых заставляют отложить покупку на некоторый срок. И это при всей роскоши жизни – подпирающих небо высотных зданиях, наличии на улицах дорогих автомобилей… А вот водное пространство пустует.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что во всех существующих маринах количество мест никак не удовлетворяет спрос. Правильнее сказать, что в Эмиратах насчитывается всего 750 стояночных мест. Существующие марины требуют расширения, и, конечно же, строительства новых.
Редакция «Акватории…», по приглашению организаторов Dubai International Boat Show, посетила регион и на месте ознакомилась с перспективами развития яхтенной инфраструктуры. Первым делом участникам пресс-тура показали уже существующие марины в Дубае, Абу-Даби и в Дохе – столице Катара.
Дубай
Старейшая марина в Дубае Dubai International Marine Club – Mina Seyahi является площадкой проведения бот-шоу и других яхтенных мероприятий. Там проходят, например, Дубайские Гран-при гонок Class 1. С недавнего времени она расширилась за счет второй марины Dubai Marina, построенной у подножия Grosvenor House. Новая марина считается самой современной и лучшей по предоставляемому сервису. Благоустроенная набережная с фонтаном служит отличным местом для прогулок. Тут открыты рестораны, где, кстати, в отличие от Mina Seyahi, не подают алкогольных напитков.
Небольшая марина у знаменитого отеля – Jumeirah Beach Hotel Marina способна разместить в своей гавани гостевые яхты, но и там свободных мест не наблюдается. Только что построенная Festival Marine шириной 250 метров может принять 100 яхт и обеспечить им высокий уровень сервиса. Она находится в самом центре Dubai Festival City, на территории которого расположено 90 ресторанов, 550 магазинов, 2 международных школы, 12 кинотеатров и 18-луночное поле для гольфа чемпионского класса. Марина предусматривает полный спектр услуг.
Говоря о проектах будущих марин, следует сказать, что главным сосредоточием яхтенной жизни станет искусственный остров Palm Jumeirah. На первоначальном этапе его проектирования при каждом коттедже на любой ветви пальмы предусматривалось место для яхты владельца и наличие гостевого пирса. Но в окончательном виде пришлось отказаться от этой идеи из-за сложного управления такой инфраструктурой, зато в месте, где начинаются «листья» острова, строятся две марины – Anchor Marine East и Anchor Marine West. Именно две эти марины станут пристанью для владельцев яхт. Марины рассчитаны на 700 стояночных мест для яхт длиной от 10 до 30 метров. Члены Anchor Marine получат эксклюзивный доступ в Clubhouse – место, где можно с комфортом провести время: поужинать, провести деловые переговоры, встретить друзей за прохладным коктейлем. В этом же районе острова, который уже окрестили Восьмым чудом света, планируется строительство 20 высококлассных отелей. Для швартовки гостевых яхт в центре ствола, по обе стороны, запланированы две марины, способные принять яхты больших размеров.
Абу-Даби
Самая большая в Абу-Даби – Abu-Dhabi International Marina Sports, у торгово-развлекательного центра, служит пристанью для яхт членов яхт-клуба, но рада принять и гостей, прибывающих на своих яхтах.
Другая марина – Albateen Marina скорее предназначена для туристического флота. Оттуда выходят яхты и катера на рыбную ловлю, на дайвинг-сафари. Но и там пока стоят несколько больших яхт, которые явно принадлежат частным лицам.
В районе Абу-Даби расположено много частных островов, которые находятся в собственности у обеспеченных жителей Эмиратов. Все они имеют свои пирсы.
У President Hotel находится Emirates Palace Marina, куда раз в год пришвартовываются яхты правителей ОАЭ, приезжающих на ежегодный саммит, – для чего, собственно, и был воздвигнут этот отель.
Планы развития Абу-Даби включают строительство современных культурных центров, при которых будут открыты небольшие марины и гостевые пирсы.
Доха
Соседствующий и пытающийся обогнать Эмираты Катар много внимания уделяет не только строительству искусственных островов, но и развитию яхтенной инфраструктуры. Однако все еще отстает от соседей. В Дохе есть пока единственная цивилизованная марина при отеле Ritz – Ritz Carlton Marina.
В Дохе полным ходом идет строительство искусственного острова The Pearl Qatar, предусматривающего наличие отдельной марины в искусственно созданной бухте – Porto Arabia. Кроме того, девять отдельно насыпанных островов – Isola Dana, входящих в этот проект, были сразу же проданы. Они имеют свои собственные марины, рассчитанные на яхты владельца острова и яхты его гостей. Pearl Qatar находится всего в 20 километрах от международного аэропорта в Дохе.
Еще один проект искусственного острова Lusail, рассчитанный на проживание на нем 175 тысяч человек, берет свое начало с 25 декабря 2005 года. В южной части острова планируется строительство большой марины с богатой инфраструктурой.
Решив проблему стояночных мест для яхт любых размеров с присущим восточным размахом, можно будет, не являясь специалистом-аналитиком, прогнозировать взрыв яхтинга в этом регионе. При успешной реализации, в чем нет сомнений, плана расширения марин в зоне Персидского залива до 60 тысяч стояночных мест, можно с легкостью заключить, что центр мирового яхтинга переместится из Европы и Америки в жаркие страны Ближнего Востока. Даже если по количеству марин Ближний Восток не догонит Лазурный берег, то весьма и весьма приблизится к этому. И уже оттуда будут диктоваться новейшие тенденции в яхтинге, там будет регулироваться спрос и предложение на этом рынке услуг.
Редакция благодарит Dubai International Boat Show за организацию поездки.
Евгений Белов
Фоторепортаж