Восемьдесят лет безопасности //19.11.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Первый шведский автомобиль, положивший начало восьмидесятилетней истории автомобильной компании Volvo, получил имя «Якоб». 25 июля, согласно шведскому календарю, считается днем святого Якоба. Именно в этот день 80 лет назад два шведа Густав Ларсон (Gustaf Larson) и Ассар Габриэльсон (Assar Gabrielsson) договорились о том, что начинают работу над созданием национального шведского автомобиля.


    Ларсон уже имел диплом инженера Королевского технологического института и успел поработать в английском автомобилестроении, а Габриэльсон специализировался в экономике и бизнесе. Случайная встреча положила начало новому проекту.


    Первоначально в это предприятие денег никто не захотел вкладывать, и пришлось Габриэльсону вложить собственные средства в разработку прототипа первого автомобиля. А вот первыми результатами проекта уже заинтересовались инвесторы и предложили свое участие в предприятии. Одним из учредителей новой компании выступила шарикоподшипниковая компания SKF (ее доля составила около 200 тысяч шведских крон). Вновь образованная компания получила название Volvo (с латинского volvo переводится как «я качусь»).


    Изначально бренд Volvo принадлежал именно SKF. Эмблема Volvo представляла собой символ железа (в честь римского бога войны его еще называют символом Марса), закрепленный по диагонали металлической полосой, а торговая марка была выполнена в характерном египетском стиле с чередованием широких и тонких линий. Первый шведский автомобиль, при создании которого использовалось максимальное количество комплектующих шведского же производства, был представлен 14 апреля 1927 года под названием OV4. В нем было много от американских автомобилей как в стилистическом, так и в конструктивном отношении, но при этом OV4 был по-настоящему национальным продуктом.


    В первом варианте он имел открытый четырехдверный кузов, рассчитанный на пять мест и выполненный из листовой стали на раме из ясеня и медного бука. У машины было мощное шасси с 20-дюймовыми колесами и независимая рессорная подвеска. Четырехцилиндровый 28-сильный двигатель позволял развивать скорость до 90 км/ч. Обивка салона была выполнена из натуральной кожи. Вскоре появился и второй вариант, уже с крышей: практичные шведы отдали предпочтение закрытому варианту.


    К 1930 году Volvo пополнила свои активы 6-цилиндровым двигателем, который был встречен весьма доброжелательно, собственным журналом, предназначенным для владельцев их автомобилей, и начала поставлять свои машины в таксопарки. Автомобиль, появившийся к тому времени, PV651, был длиннее и шире предшественника и имел более прочную раму.
    В сентябре 1944-го на выставке в Стокгольме Volvo представил новинку. Это был PV444 – автомобиль, объединивший в себе американский стиль и европейские размеры, который, по сути, и зародил дизайнерские традиции Volvo. В этом автомобиле шведам удалось совместить понятия «семейный» и «спортивный». Оснащалась эта модель 40-сильным экономичным двигателем (в конце войны остро ощущался дефицит топлива) – 4-цилиндровой версией с коротким маховиком и верхним расположением распредвала. Интерес PV444 вызвал огромный, и за время выставки было заключено более двух тысяч контрактов на его покупку.


    В 1954 году Volvo преподнес ряд сюрпризов. Во-первых, был показан двухместный автомобиль Volvo Sport, с кузовом из усиленного стеклопластика и обутый в проколозащищенные шины. В дальнейшем он получил развитие под индексами 1900, 1800… Во-вторых, шведы установили на свои машины пятилетнюю гарантию, по которой в течение вышеуказанного периода компания обязывалась оплачивать все расходы по ремонту свыше 200 крон, являющиеся результатом аварии или несчастного случая. А если учесть, что за год до этого цены на Volvo снизились почти вдвое, то от желающих приобрести автомобиль этой марки не было отбоя.


    Гамма продукции расширялась и в 1959 году появился спортивный купе Volvo P 1800. Последовавший затем успех 144-й модели был вполне оправдан и продолжителен. В результате к началу 1971 года Volvo стал наиболее продаваемой автомобильной маркой в странах Северной Европы. А в 1974-м состоялась презентация Volvo 240 – более современной и безопасной модели, чем его предшественник. Надежный, удобный, безопасный автомобиль стал популярен во всем мире. Он оставался в продаже до 1993 года и был выпущен в количестве 2,8 миллиона экземпляров.


    В течение всей своей истории эта шведская фирма уделяет максимум внимания безопасности водителя и пассажиров. Volvo стала первой в мире компанией, установившей в 1959 году трехточечный ремень безопасности в серийно выпускаемый автомобиль. Создатель нового ремня безопасности Нильс Болен получил множество различных наград, но основная его заслуга в том, что этот ремень спас миллионы людских жизней. Инженеры фирмы продолжали работать над повышением безопасности, и ремни были дополнены подушками безопасности. Сейчас этим средством защиты оснащается почти каждый автомобиль, а первый автомобиль Volvo, оборудованный подушкой безопасности, сошел с конвейера в 1987 году. Причем подушки безопасности рассматриваются уже как элемент общей системы безопасности, включающей еще и ремни, и структуру кузова автомобиля. Продолжая совершенствование системы безопасности, Volvo, первым среди автопроизводителей, предложил боковые подушки безопасности, устанавливаемые в сиденьях. В 1966 году появился Volvo 144 и стал «самым безопасным автомобилем мира». Еще он получил титул «Автомобиль года» в скандинавских странах. Спустя 30 с лишним лет Volvo S80 продолжил традицию и стал самым безопасным автомобилем мира в 2000 году.


    В 1982 году появилсь новая модель Volvo 760, которая сразу получила всемирный успех. А ведь накануне из-за изменившихся тенденций на рынке компания переживала значительные трудности. Вслед за Volvo 760 появилась более массовая и «демократичная» 740-я модель, быстро завоевавшая Швецию и другие страны. В 80-е годы Volvo становится самой продаваемой европейской маркой в США. В 1991-м на рынок вышел новый хит семейства Volvo – 850, который имел большой успех. С помощью системы SIPS и других новшеств компания Volvo показала, каким должен быть по-настоящему безопасный автомобиль.


    В 1994 году начинается выпуск совершенно новой версии Volvo 960, а уже через год появляются следующие претенденты на успех – Volvo S40 и V40. В 1996 году публике представлен Volvo C70 Coupe. Это купе (вслед за ним появился Volvo C70 Cab) собирали на заводе в Уддевалла, которым Volvo владела совместно с Tom Walkinshaw Racing. Volvo S80, который был впервые показан в Москве, имел мощность 272 л.с., а также надуваемый занавес IC и систему защиты от плетевого удара WHIPS – первые в мире средства безопасности такого типа, и в 2000 году эта модель признана самым безопасным автомобилем мира.


    В самом конце двадцатого столетия отделение легковых автомобилей Volvo Cars переходит в собственность Ford Motor Company. И уже в XXI веке в линейке моделей Volvo появляется внедорожник. Премьера SUV – Volvo XC90 состоялась в Детройте в 2002 году.


    За восьмидесятилетнюю историю своего существования компания Volvo завоевала репутацию производителя дорогих, престижных, надежных и безопасных машин. Но на первом месте у конструкторов автомобилей Volvo всегда стояла безопасность. «Автомобили создаются для людей и ими управляются. Основной принцип заключается в том, что все дизайнерские усилия – это есть и должна быть безопасность…» – написал в своей книге один из основателей Volvo Густав Ларсон. Годами проверенная надежность и безопасность Volvo вызывают доверие у людей во всем мире.

    Владимир Головин







    Volvo 122 and PV544 USA, 1958


    Volvo 130, 1970


    Volvo 240 GLE, 1983


    Volvo 264 GLE, 1978


    Volvo 264 TE, 1975


    Volvo 340 GL, 1988


    Volvo 460 Turbo, 1994


    Volvo 760 GLE, 1982


    Volvo 760 GLE, With Lambda sond emblem, 1987


    Volvo 850, 1994, Passenger airbag front, introduced 1992


    Volvo 850, 1996


    Volvo 960, 1995


    Volvo 960, 1995-2


    Volvo 1800 S, 1965


    Volvo 122 Amazon caught in the middle of Manhattan traffic, 1958


    Volvo C70 Coupe, Triton, 426 Silver metallic


    Volvo C70 Coupe, Triton, 426 Silver metallic, 1999


    Volvo ÖV 4 Prototype, 1926


    Volvo ÖV 4 Prototype, 1926


    Volvo ÖV 4 Prototype, 1926


    Volvo ÖV 4, 1927


    Volvo ÖV 4, 1929, From Winter rally


    Volvo P210, 1961


    Volvo P220, 1962


    Volvo P1800 Prototype, 1960


    Volvo Philip, 1952


    Volvo PV444 A Prototype, 1944


    Volvo PV444 A Prototype, 1944


    Volvo PV444 A Prototype, 1944


    Volvo PV444 A, 1950


    Volvo PV444, 1944, Wooden mock-up prototype with PV60 tail lights


    Volvo PV445 Delivery van, 1950


    Volvo PV445 DH, 1953, 1955


    Volvo PV445 Duett, 1955


    Volvo PV445 Duett, 1958


    Volvo PV544 Special, 1961


    Volvo PV544, 1965


    Volvo PV 4, 1927, PV444, 1945, (X1)


    Volvo PV 4, 1927, PV444, 1945, (X1)


    Volvo PV 4, 1928


    Volvo PV 36, 1935


    Volvo PV 51, 1937


    Volvo PV 53 - PV 56, 1940, with front mounted Volvo Minor producer-gas unit


    Volvo PV 53 - PV 56, 1940, with Volvo producer-gas trailer 1941


    Volvo PV 60 Prototype, 1944


    Volvo PV 60, 1944, on it s first show in Stockholm, September 1, 1944


    Volvo PV 650, 1929, with Järby coupe body, nicknamed The fishhook


    Volvo PV 652, Kellner body, 1931


    Volvo PV 652, Model car, 1930


    Volvo PV 671, 1930


    Volvo S40, V40


    Volvo S40, V40, USA


    Volvo S80, Argon, 444 Polarctic metallic


    Volvo Sport (P1900) Prototype, 1954


    Volvo Sport (P1900), 1956, 1957


    The estate version, the Volvo P220


    Volvo TR 673, 1932


    Volvo TR 701, 1935, taxi version


    Volvo V40, Silver met 329


    Volvo S40, 2008


    Volvo S80, 2008

    Volvo XC90, 2008
    Volvo XC90, 2008
    Rambler's Top100