Гражданские танки //24.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Оценив все достоинства и недостатки танка, российские миллионеры пришли к выводу, что роскошные внедорожники интереснее. Конечно, по проходимости гусеничные машины заткнут за пояс даже самый серьезный колесный вездеход. Но у внедорожников есть одно существенное преимущество – на них еще можно ездить по дорогам общего пользования.

    Года три назад мировые СМИ поведали о курьезном случае: один британский мультимиллионер преподнес своей дочке экстравагантный свадебный подарок – танк. Причем, не обычный боевой, а доработанный под гражданские цели, тюнинговый, как говорят нынче. Внутренности бронемашины убрали атласом и белой кожей, в стены вмонтировали распылители с дорогим парфюмом, водительское кресло изготовили на заказ по меркам, снятым с леди, в одной из ведущих фирм. Естественно, оснастили гусеничную машину и передовой стереосистемой, видеопроигрывателем, баром с холодильником... Говорили, что одно только переоборудование вылилось в миллион фунтов стерлингов.
    В ту пору тема новых русских была еще актуальна в России. И многие ждали, что найдется Иван, который переплюнет Джона. Но романтическая пора покупать блины, что подороже, была на исходе. Оценив все достоинства и недостатки такого танка, российские миллионеры пришли к выводу, что роскошные внедорожники интереснее. Конечно, по проходимости гусеничные машины заткнут за пояс даже самый серьезный колесный вездеход. Но у внедорожников есть одно существенное преимущество – на них еще можно ездить по дорогам общего пользования.


    Если джип, то Jeep
    В мире полноприводных автомобилей повышенной проходимости, как и везде, есть свои легенды. Прежде всего на ум приходят две старейшие внедорожные марки – американская Jeep и английская Land Rover. Оба бренда ведут свою историю с 1940-х годов. Правда, американцам все-таки следует отдать первенство, несмотря на то, что торговой маркой слово jeep cтало примерно в то же время, что и Land Rover. Просто во время Второй мировой, когда внедорожников Land Rover пока не было и в помине, слово jeep уже было на ходу – так американские солдаты называли армейские внедорожники Willys и Ford.
    Мало кто знает, что знаменитый Jeep был создан вовсе не конструкторами фирмы Willys. Его разработали и собрали в 1940 году специалисты незадачливой фирмы American Bantam. Долгие годы эта компания пыталась покорить Новый Свет маломощными европейскими автомобильчиками, собираемыми по лицензии английской компании Austin. Но даже низкая цена с так любимыми американцами «девятками» на конце не смогла привлечь к себе любителей всего крупного и мощного. Казалось, появление внедорожника, так понравившегося американским военным, должны было положить начало процветанию невезучей фирмы, но нет: как только армии потребовалось огромное количество таких машин, их производство было передано на более крупные фирмы Ford и Willys, а «счастливчикам» из American Bantam пришлось довольствоваться изготовлением прицепов для своих джипов. Это была их лебединая песня...
    С 1941 года в американскую армию стали поставлять внедорожники Willys MB и Ford GP. Именно от аббревиатуры последней модели и возникло слово jeep: американские солдаты сочли более удобным называть машины не джи-пи, а джип. После войны название Jeep стало торговой маркой фирмы Willys. Позже внедорожный бренд оказался в распоряжении Chrysler, которая в конце прошлого века слилась с немецким Daimler-Benz и сейчас называетcя DaimlerChrysler.
    Модельный ряд подразделения Jeep ныне представлен тремя основными моделями – Wrangler, Cherokee, Grand Cherokee. Wrangler – прямой потомок легендарного Willys MB, хорошо подойдет любителям путешествий, правда, если отправляться в путешествие вчетвером, вещей с собой придется взять минимум – слишком маленький багажник. По проходимости машина неплоха, поэтому Jeep Wrangler вполне можно встретить на внедорожных «покатушках». Хорошей проходимостью отличаются и модели Jeep Cherokee и Grand Cherokee, но в отличие от Jeep Wrangler они также предлагают и высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров.

    Внедорожная марка №1
    Первый внедорожник британской компании Rover дебютировал в конце апреля 1948 года на Амстердамском автосалоне. Английские внедорожники снискали себе славу за отличную проходимость, но в течение многих лет машины не отличались ни комфортом, ни привлекательным дизайном. Рабочие лошадки, одним словом. Англичане понимали, что с такими спартанскими машинами лакомый американский рынок для них пока закрыт. Поэтому еще в пятидесятые годы конструктора Land Rover пытались создать универсальный внедорожник. Однако кардинально положение изменилось только в 1970 году, когда в модельной гамме фирмы появился революционный на то время Range Rover. Современникам было необычно, что новый автомобиль предназначался для движения не только по плохим дорогам, но и автомагистралям (максимальная скорость – 158 км/ч; вероятно, это был самый быстрый в то время внедорожник). Кроме того, привыкшие к аскетизму владельцы полноприводных проходимцев дивились: «В салоне авто так же комфортно, как в легковушке среднего класса!» Не сидели они в современных «рэндж-роверах»! Стилисты, правда, и этот автомобиль обошли стороной: был лишь немного подретуширован обычный угловатый кузов. В начале восьмидесятых прошлого века Range Rover стал еще комфортнее: появилась модификация внедорожника с автоматической коробкой передач – нонсенс по тем временам. Тогда же на «рэндж» начали устанавливать кондиционеры. А за последнее десятилетие Range Rover стал и вовсе роскошным автомобилем, внедорожником представительского класса, как его нередко называют. Причем, внедорожником с очень привлекательным дизайном. Сейчас это, пожалуй, самый роскошный из автомобилей, обладающих неплохой проходимостью.
    В конце прошлого века внедорожное подразделение Land Rover было продано немецкому концерну BMW: фирма Rover страдала от больших финансовых проблем. Но вскоре Land Rover был перекуплен американским концерном Ford. Вместе с фирмами Jaguar, Volvo, Mazda и Aston Martin, Land Rover ныне входит в фордовский Premier Automotive Group.
    На сегодняшний день гамма Land Rover представлена четырьмя моделями – Range Rover, Discovery, Defender и Freelander. Все внедорожники, вероятно, именно поэтому, еще по тому, что модели этой фирмы пользуются большим пиететом у настоящих джипперов, марку Land Rover в Европе часто называют внедорожной маркой №1 в мире.
    О модели Freelander скажем лишь, что она появилась сравнительно недавно (в 1997 году) и была создана как альтернатива на новом рынке городских паркетных внедорожников, что, на наш взгляд, и удалось. Range Rover – это уже проходимец. Правда, ездить на таком авто по бездорожью как-то жалко: все-таки стоит он около 100 тысяч евро. Да и для особенно сурового бездорожья английский флагман не приспособлен – в машине, например, нет жесткой блокировки межосевого дифференциала, свойственной многим «профессиональным» вездеходам. Но геометрическая проходимость – на высоком уровне. На Discovery выезжать на бездорожье можно более уверенно: машина подешевле, да и проходимость у нее получше, считают любители полного привода. В скором времени в продаже появится новейший Land Rover Discovery 3, говорят, очень серьезный вездеход. И тем не менее на внедорожные покатушки, например, лучше выезжать на легендарном Defender, классике жанра off-road, который ведет историю от самой первой модели Land Rover, появившейся в 1948 году. Достаточно спартанский, по сегодняшним меркам, внедорожник выделяется впечатляющей геометрической проходимостью, хотя, как и у Range Rover, у него нет жесткой блокировки дифференциала. Поэтому те, кто предъявляет особенно высокие требования к проходимости авто, обычно проводят доработку. Покорители внедорожья, как правило, называют только два серийных автомобиля наилучшими полуфабрикатами для приготовления полноценного вездехода. Один – Defender, другой – Toyota Land Cruiser.

    Японские легенды
    Land Cruiser, один из самых почитаемых среди японских внедорожников, – носитель богатой истории. Выпускать внедорожники компания Toyota начала в 1951 году, а с 1955 года машины получили имя собственное Land Cruiser. Первые полноприводники внешне очень напоминали американский Jeep, причем до восьмидесятых годов прошлого века салон внедорожника был спартанским, да и внешне машина выглядела по-боевому. Но за последние два десятилетия Land Cruiser стал по-настоящему роскошным автомобилем, на его базе, кстати, был создан первый внедорожник «люксового» отделения японской компании – Lexus LX 450.
    Ныне Toyota Land Cruiser – это внедорожник, сочетающий в себе высокий уровень комфорта с завидным уровнем проходимости. Машина оснащается постоянным полным приводом с демультипликатором, блокировками межосевого и заднего дифференциалов, на некоторых версиях блокируется также передний дифференциал. Особенной похвалы заслуживает очень прочный и долговечный кузов, закрепленный на лонжеронной раме. Еще одно достоинство – просторный и вместительный (до 10 человек) салон и объемный трансформируемый багажник.
    Среди японских внедорожников альтернативу модели Land Cruiser представляет разве что Nissan Patrol. Производство предшественника этой модели было начато в том же 1951 году, когда на заводах компании Toyota только начали cерийно производить Land Cruiser. Как и первые внедорожники других компаний, Patrol пятидесятых годов прошлого века очень напоминал американские джипы Willys. Любопытно, что за более чем полувековую историю идеология модели не изменилась – это по-прежнему покорители самого тяжелого бездорожья с лонжеронной рамой и зависимыми мостами спереди и сзади. Существенно изменился разве что уровень комфорта. Надежность и высокий уровень проходимости модели была оценена ООН: Patrol заказывают для гуманитарных и миротворческих миссий.

    Проходимцы Mercedes
    Часто говорят, что своим появлением внедорожник Mercedes Gelaendewagen обязан иранскому шаху Резе Пехлеви, который в 1970 году заказал компании Daimler-Benz (ныне DaimlerChrysler) партию автомобилей повышенной проходимости для иранской армии. Когда внедорожник был готов к серийному производству, шаха в результате военного переворота свергли, и Gelaendewagen остался без покупателя. Пришлось в срочном порядке приспособить машину для гражданских нужд. Поэтому и дизайн у G-вагена такой необычный. Но, на самом деле, все было несколько иначе. Шах сделал свой заказ в 1975 году, когда G-ваген был практически полностью сконструирован. А идея создать универсальный внедорожник – комфортабельный, как Range Rover, и проходимый, как спартанский Land Rover, родилась еще в начале 1970-х в маркетинговых отделах двух фирм – австрийской Steyr-Daimler-Puch из Граца и штуттгартской Daimler-Benz. Так образовалось совместное австро-германское предприятие.
    Для производства внедорожника в Граце построили новый завод, рассчитанный на выпуск 10 тысяч машин в год, а первые серийные автомобили были изготовлены в 1979 году. Машина выпускалась как для частных лиц, так и в спецверсиях, а с 1982 года G-вагены стал закупать бундесвер.
    Ныне Gelaendewagen – один из самых роскошных «профессиональных» вездеходов. Помимо высокого качества изготовления, роскошного салона, машина может похвастаться также исключительной динамикой: версия Mercedes G 55 AMG, например, разгоняется до 100 км/ч за 5,6 секунды! Единственный существенный минус – большой интерес к автомобилю среди угонщиков.
    Около семи лет назад DaimlerChrysler начал также выпускать более «дорожную» версию внедорожника – Mercedes M-класса. Машина также отличается хорошей проходимостью и роскошным интерьером, но помимо всего прочего является более технически совершенной моделью. Более аэродинамичный кузов позволяет при езде по немецким автобанам легко развивать высокие скорости, при этом у машины меньше расход топлива. Увы, эта модель пользуется повышенным интересом и у угонщиков.

    Российская альтернатива – Hummer
    Американская компания AM General, выпускавшая армейские вездеходы Humvee, представила первый «гражданский» внедорожник в Детройте в 1992 году. В отличие от армейского, «цивильный» автомобиль, получивший имя Hummer, отличался более комфортабельным салоном с кондиционером, стереосистемой и некоторыми другими деталями. В 1998 году компанию AM General приобрел концерн General Motors и практически сразу начал разработку маленького Hummer H2, который дебютировал в 2002 году. На Московском автосалоне 2003 года была обнародована сенсационная новость: Hummer H2 получил российское гражданство.
    Недавно автомобиль начали собирать на заводе «Автотор» в Калининграде. Ежегодно планируют ежегодно продавать 400–500 внедорожников стоимостью около $90 тысяч. Удачным ли будет этот проект? Есть разные мнения. Представители российского отделения GM уверены в успехе: ведь, по их данным, в России ежегодно продается около 10 тысяч автомобилей класса «люкс». Про сам внедорожник говорят, что проходимость у него впечатляющая. Правда, есть некоторая сложность – для управления «хаммером» требуются водительские права грузовой категории С: максимальная разрешенная масса модели Hummer H2 – 3900 кг. Грузовик-внедорожник, гражданский танк…

    Николай Корзинов



    Rambler's Top100