Концертный зал на колесах //16.10.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Хотите, чтобы качество звука в вашем авто приближалось к лучшим студийным образцам? Нет проблем. Оцените для себя масштабы переделок, на которые вы согласны пойти, и сумму, которую готовы на это потратить. Теперь умножьте и то и другое на два и отправляйтесь к специалистам.

    Однажды вы пришли к выводу, что по каким-то причинам звучание штатной акустической системы в вашем автомобиле вас больше не устраивает. Есть два варианта дальнейшего развития событий: вы меняете «музыку» в своем авто или же меняете само авто на другое, с более совершенной «акустикой». Неизвестно, что выйдет дороже, но, если вы склоняетесь к первому варианту, стоит обратиться к профессионалам.


    Ваше авто может звучать, как хороший концертный зал или звукозаписывающая студия. Другое дело, сможете ли вы по достоинству оценить чистоту звука и музыкальные нюансы. Статистика, накопленная специалистами по автозвуку за долгие годы наблюдений, неутешительна – лишь около 5% клиентов, устанавливающих дорогие аудиосистемы, способны адекватно воспринять детализацию звучания музыки.

    Для остальных 95% главным является громкость и плотность звука. Нередки случаи, когда клиенты оценивали достоинства аудиосистемы, установленной в автомобиле, открыв окна, врубив звук на полную мощность и отойдя метров на пятнадцать от машины.

    Впрочем, и для тех, кому важны тонкости звучания, и для тех, кто любит погромче, есть несколько общих моментов, на которые стоит обратить внимание при музыкальной доработке автомобиля.


    Во-первых, следует определиться с местом установки компонентов будущей аудиосистемы. Штатные места не всегда позволяют установить динамики с нужными характеристиками, а это значит, что либо придется дорабатывать штатные места, либо понадобится изготовление специального подиума.

    В установке подиума нет ничего страшного, он даже вполне способен оживить привычный интерьер, однако надо отдавать себе отчет в том, что это уже полноценная переделка салона со всеми вытекающими последствиями.


    Во-вторых, для достижения качественного звучания аудиосистемы необходимо защитить салон от посторонних шумов и вибраций, то есть сделать хорошую шумоизоляцию. Однако эта процедура утяжеляет автомобиль и, как следствие, влияет на динамику.

    С этой проблемой сталкиваются владельцы «горячих» хетчбэков и спорткаров, у которых на счету каждая доля разгонных секунд. В этом случае приходится идти на компромисс между гипотетическим идеальным качеством звука и динамикой.


    Наконец, следует максимально ответственно подойти к выбору компонентов для будущей системы. По большому счету, цепочка «головное устройство–усилитель–акустика» замкнута, и с какого именно компонента вы начнете строить свою систему, особого значения не имеет. Важно лишь помнить о том, что от того, насколько совместимы компоненты между собой и насколько они соответствуют друг другу по техническим параметрам, в конечном итоге будет зависеть качество звука.


    Основные параметры, на которые нужно обратить внимание при выборе акустики – это номинальная мощность RMS и чувствительность, которая измеряется, как правило, в дБ/Вт на метр.

    Не стоит забывать об одной немаловажной вещи: динамик, имеющий небольшую мощность, но при этом обладающий высокой чувствительностью, способен развить такое же звуковое давление, что и более мощный динамик, но тогда потребуется усилитель меньшей мощности.

    Если эти два динамика одинаковы по качеству звучания, возникает вопрос: зачем переплачивать за мощность усилителя?


    В случае с усилителем желательно, чтобы его номинальная мощность превышала номинальную мощность акустики примерно на 40–50%. Усилитель же, имеющий номинальную мощность ниже, чем у акустической системы, может быть подвержен перегрузкам, способным повредить акустику.


    Достичь максимального качества звучания поможет установка трехкомпонентной фронтальной акустики, состоящей из твитера, среднечастотника и мидбаса.
    Высокочастотные динамики – твитеры – выполняют основную функцию по локализации музыкальных образов, поэтому для получения правильной звуковой сцены нужно очень внимательно отнестись к их размещению и направленности.

    Наиболее правильную локализацию звуковых образов можно получить, изготовив для твитеров специальные подиумы на стойках лобового стекла. Кроме того, специфику звучания твитеров во многом определяет материал, из которого изготовлен его купол. Так, например, шелковый твитер воспроизводит высокие частоты очень мягко и воздушно, в то время как твитер с титановым куполом воспроизводит верх более ярко и резко.


    Среднечастотный динамик может быть купольным или диффузорным . При выборе среднечастотного компонента следует учитывать его будущее местоположение в салоне автомобиля, расстояние от него до твитера и мидбаса. Купольный СЧ-динамик, как правило, изготовлен из шелка и по сравнению с диффузорным имеет более высокую резонансную частоту.

    В связи с этим купольный среднечастотник лучше устанавливать ближе к твитеру. При установке он не требует изготовления объема.
    Диффузорный среднечастотный динамик, по сравнению с купольным, имеет более низкую резонансную частоту и при установке требует изготовления отдельного объема от 0,4 до 2,5 литров.

    Диффузор такого динамка может быть изготовлен из бумаги, полипропилена, кевлара и многих других материалов, применяемых в изготовлении акустики.
    Для мидбаса важным параметром является способ изготовления корзины: литая корзина мидбаса предпочтительнее штампованной, поскольку обладает большей жесткостью и позволяет уменьшить коэффициент нелинейных искажений.


    Максимально раскрыть потенциал трехкомпонентного «фронта» позволит его поканальное усиление. В результате получается система очень качественная по звучанию и гибкая в настройках.


    Если фронтальная система отвечает за верхнюю часть звукового диапазона, то для воспроизведения низких частот НЧ-головки существуют сабвуферы. Сабвуферные динамики могут иметь разные технические параметры, которые так же, как и тип кузова автомобиля, влияют на выбор акустического оформления и места расположения сабвуфера.

    Однако главное, что следует помнить: дорогие мощные сабвуферы рассчитаны на то, чтобы создавать звуковое давление, поэтому мощность, сопротивление и количество обмоток не влияют на музыкальность динамика, и маломощный, но правильно рассчитанный и изготовленный сабвуфер по качеству звучания превзойдет динамик, предназначенный для соревнований по SPL.


    И последнее, о чем хотелось бы напомнить: идеальное звучание акустической системы возможно лишь у неподвижного автомобиля. Как бы ни была хороша шумоизоляция, в движении акустическая картина будет меняться.

    Соответственно, чтобы оценить характер изменений в качестве звука, стоит попробовать, как звучит ваша новая акустическая система на ходу. Тогда уже у вас будет гарантия того, что вновь смонтированная акустика доставит вам удовольствие от прослушивания любимой музыки в любой дорожной обстановке.
     

    Rambler's Top100