Компании, строящей яхты мирового уровня. Интервью для Luxury-info.ru
– Почему Вы решили инвестировать деньги именно в этот бизнес?
– Как это часто бывает, людей, достигших результатов в одних областях, постоянно тянет переключиться на какой-нибудь внешне красивый бизнес. Это потом они понимают, что это только обертка, а наполнение – все-тот же бизнес, порой не легче того, которым они всегда занимались.
Подобное случилось и с нами в конце 2004 года. Нам было, конечно, проще начинать: мы, в силу специфики своего основного бизнеса, отличали нос от кормы и у нас уже была судостроительная верфь недалеко от Петербурга, надо было только перепрофилировать ее часть в яхтенную и научиться строить. Совсем немного. Очень хотелось попробовать, сможем сделать что-нибудь приличное или нет. Никаких других причин не было. Уж точно, о больших деньгах не думали. Но это не хобби. Уже.
– Как Вы определяете философию верфи и свои преимущества перед отечественными и зарубежными конкурентами?
– Философия простая – сделать качественный продукт, который должен во всех отношениях устроить заказчика. Среди технических преимуществ - возможность почти неограниченного роста, как по длине и высоте, так и по количеству.
Кроме того, у нас свое интерьерное производство, и на этом мы делаем акцент. Многие западные верфи заказывают обстройку на стороне.
– Россия медленно, но уверенно выходит на мировой рынок производства и продажи яхт. Как, на ваш взгляд, как будет развиваться эта отрасль?
– Медленно – да. А вот, насчет уверенности…я бы пока не торопился с такой оценкой. Давайте сразу определимся, что мы говорим о размерности лодок более 20 метров. Рост числа яхтостроительных верфей вряд ли произойдет в ближайшие годы. Этот бизнес требует значительных начальных вложений и не приносит быстрой отдачи, но подразумевает большое личное участие, занимая уйму времени, которое люди, способные на такие инвестиции, могли бы потратить на другие проекты.
С другой стороны, далеко не каждый пассионарий, готовый полностью посвятить себя делу яхтостроения, способен выложить на это серьезные деньги . Вот здесь и не сходится…
Кроме того, Россия никогда не была успешна в области качества выпускаемой продукции. Поэтому наши граждане традиционно заказывали, заказывают и будут заказывать яхты там, где это делает остальной мир. Если мы хотим, чтобы заказывали у нас, надо удивить. А это – качество. Потенциально – можем, но надо время и вера заказчиков, либо строительство на свой страх и риск. Кто сумеет – выживет, остальным придется закрыться. Соотечественники этой категории очень требовательные люди.
– Какова сейчас у Вас продолжительность постройки судна по уже готовому проекту?
– Сегодня мощность верфи 3–4 23-метровые яхты в год, либо одна 35–40 метровая и одна – 23. Немного, конечно, но и задача гнаться за количеством не стоит. Есть время отрабатывать технологии и оттачивать качество, а при его наличии количественный скачок уже будет делом техники.
Когда закончим эллинг, то появится возможность строить еще две дополнительных лодки до 45 метров. Главное, чтобы заказчик был. Строительство одной 23-метровой яхты– это год напряженного труда, а 40–45-метровой – все два. Поэтому каждая лодка – это некоторая история, со своими нюансами, определенная веха в жизни тех, кто ее создает.
– Планируется ли привлечение к работе над новыми проектами других известных в яхтенном мире дизайнеров? Если да, то кого именно?
– Безусловно, наличие именитых яхтенного архитектора и яхтенного дизайнера в проекте строительства любой серьезной лодки в большой степени является залогом успеха верфи. Иными словами, на сегодняшнем этапе их отсутствие – тупиковый вариант.
Вот почему в преддверии начала строительства 40-метровой яхты мы общаемся с рядом дизайнеров, имена которых на слуху у всех, кто мало-мальски интересуется лодками. С вашего позволения, считаю этичным не называть их имена до момента окончания переговоров. Всему свое время. Давайте, оставим это темой следующего интервью…
Беседовал Константин Старцев