Дух Востока и влияние Запада в дизайне //24.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Мы безнадежно пытаемся «поверить алгеброй гармонию» - математически высчитать законы «фэн шуя». Вот и один из самых талантливых и востребованных архитекторов Страны восходящего солнца, член JCD (Японской ассоциации дизайнеров) и директор токийского Университета художественного творчества Юкио Хасимото, прибывший на выставку «Арх Москва» по приглашению столичной Международной школы дизайна, прочел перед слушателями мастер-класс на тему «Современный японский ресторан».

    Запад устал от хаоса аналитически расчлененного мира, Восток возвращает ему эмоционально-целостное восприятие бытия. Может быть, поэтому мода на японскую кухню, японские интерьеры, лаконичный красно-бело-черный дизайн устойчиво держится уже несколько лет. Мы безнадежно пытаемся «поверить алгеброй гармонию» - математически высчитать законы «фэн шуя». Вот и один из самых талантливых и востребованных архитекторов Страны восходящего солнца, член JCD (Японской ассоциации дизайнеров) и директор токийского Университета художественного творчества Юкио Хасимото, прибывший на выставку «Арх Москва» по приглашению столичной Международной школы дизайна, прочел перед слушателями мастер-класс на тему «Современный японский ресторан». Но приблизило ли это нас к разгадке тайны хоть на сантиметр? Господин Хасимото не пытался соорудить из своих проектов вавилонскую башню концептуальных измышлений, на первый взгляд, он лишь делился личными впечатлениями и почти неуловимыми нюансами своего настроения.
    Здесь не мешает внести некоторые пояснения. Противопоставление двух культур – Запада и Востока – построено на принципе «теоретическое – практическое». Исторически так сложилось, что японское сознание было чуждо философских концепций, а все теоретические построения создавались представителями разных видов художественного творчества в форме диалога мастера и ученика. Привычка японских учителей не анализировать мир, а приводить стихотворный пример, зачастую оборачивалась множественными, иногда взаимоисключающими толкованиями. Даже основное эстетическое понятие «югэн» - сокровенная, таинственная, глубинная красота – лишено какой-либо определенности. В XIV веке драматург и актер театра Но Дзэами Мотокие описывал югэн как «присутствие элегантного, спокойного, глубокого, смешанного с чувством изменчивости» (здесь сказалась, видимо, буддистская идея бренности и непостоянства). Но по ходу истории понятие красоты у японцев эволюционировало от пышности к скромности, от яркости к сдержанности, простоте и бедности. И уже в XV веке поэт и теоретик жанра рэнга (писание стихов “по кругу”) Синкэй определял югэн как “изящную скудость” и уподоблял истинную красоту зрелищу мерцающего льда. Не отсюда ли возник и современный минимализм, также пришедший к нам с Востока?
    Тезис второй: японские художники и поэты воспринимали мир, находящийся в постоянном движении, как лишенный какой-либо определенности, завершенности. Чувствуя невозможность адекватно отобразить его глубинную суть, они перешли к “значащим умолчаниям”, предполагающим, что зритель или читатель сам дополнит образ. Тщательной выписанности, детализации, развернутым художественным описаниям была противопоставлена поэтика фрагмента, штриха, намека, который был, скорее, обозначением темы, чем ее раскрытием. Прием, которым (и это прослеживается в материалах мастер-класса) довольно часто пользуется господин Хасимото.
    Произнеся несколько предваряющих слов на тему построения дизайнерского процесса – как важны для художника личный опыт, источники дополнительной информации и новые жизненные впечатления - Юкио Хасимото начал свой мастер-класс с конкретных примеров (в абсолютном соответствии с историческими принципами японской эстетики).
    Итак, пример первый – японский ресторан в Японии.
    Казалось бы, банальная задача. Но Юкио знаменит тем, что всегда пытается взглянуть на традиционную архитектуру глазами современного человека. На этот раз в качестве изобразительного источника им был выбран обыкновенный венчик для взбивания чая – предмет, известный с детства каждому японцу. Дизайнер подверг тщательному изучению саму конструкцию объекта и увидел, что метелка образуется из тонких полосок расщепленного бамбука, которые расходятся лучами. И этот контур венчика, только как бы многократно увеличенный, прослеживается во внешнем облике ресторана, а внутри него находится зал для посетителей, интерьер которого выполнен совсем в другой технике. Однако главный образ, снаружи, прочитывается каждым японцем, знакомым с чайной церемонией. Нужный эффект новизны достигнут.
    Один из основных принципов Юкио – максимальное использование в проекте вещей, которые несут на себе отпечаток реальности. В качестве примера можно привести ресторан корейской кухни «Zassouya», построенный по проекту Хасимото в Японии. Это только для европейцев все восточные культуры «на одно лицо» – для самого же дизайнера очень важно было найти те незначительные детали, которые отличают архитектуру одного дальневосточного государства от другого. И Юкио Хасимото отправился в Корею. Он изучал национальную посуду, кухню, место, где готовится еда в старинных корейских домах, посетил местный ресторан здоровой пищи. Очень многое в сопредельных странах действительно похоже, но различаются комбинация и обработка предметов, материалы – собственно то, что делает культуру культурой. В Корее Юкио обнаружил, что это другие пропорции некоторых вещей. Модуль японского жилища базируется на размерах татами (90х180 см), соответственно измеряется и площадь – одно татами, два, шесть, восемь. Корейский модуль – 90х150 см, и стандартная высота в помещении на 30 см меньше, чем в Японии, при том, что используются одни и те же материалы и вещи. Таким образом, при изменении одной составляющей пропорции, рождается совсем иной тип культуры. В дизайне же восприятие объекта происходит не на рациональном, а, скорее, на эмоциональном уровне – то есть, целиком. Трудно сразу зрительно выделить разницу, нужно проанализировать причину своего интереса к предмету. Еще одна примечательная деталь - вход в корейское жилище раскрывается не горизонтально, сдвижением двери вбок, как японская перегородка «седзи», а путем поднятия панели наверх. Из этих малых открытий и сложился образ корейского ресторана на японской земле. Юкио сделал предварительные чертежи, еще не зная конкретных размеров. Планировка как бы копировала старинный корейский принцип градостроения - в центре большое открытое пространство, похожее на площадь, а сбоку отдельные кабинеты. Окончательно проект оформился уже в Японии – были подобраны световые точки в ресторане, материалы, образцы, составлены цветофактурные карты. В соответствии со своей концепцией работы дизайнер продвигался от общего к частному. Ведь для этнического ресторана очень важно чувствовать стиль, не один к одному использовать фольклорные элементы, а всегда преобразовывать их в соответствии с принципами красоты, принятыми в той местности, где размещается объект, что делает их приемлемыми для конкретного потребителя. Так, к корейской площади внутри ресторана и низким стенам с меньшей высотой проемов (посетители это замечают сразу – некоторые с непривычки ударяются головой), Юкио добавил еще один элемент – национальные светильники из листов бумаги. Кстати, если хозяину придет в голову идея трансформировать дневной ресторан в ночной клуб, то коррекция, по мнению Юкио, должна происходить не путем подвижки стен, а за счет освещения.
    Освещение очень тесно связано с общей концепцией, и обдумывать его надо сразу, в момент проектирования, а не после. Готовятся макеты, деталировки, максимально приближенные к реальности, потому что существуют вещи, которые невозможно понять на чертеже, тем более, этого не могут сделать заказчики. А недопонимание приводит к ошибкам. Часто в целях лучшего взаимопроникновения разных культур Юкио Хасимото сотрудничает с другими дизайнерскими бюро и художниками. Например, в работе над проектом ресторана «Daidaiya» творческий тандем был образован с англичанами. В основе концепции этого заведения лежала японская тема, но традиционный национальный интерьер уже успел порядком надоесть публике, поэтому перед Юкио стояла задача придания новизны архаичным формам. Ему удалось добиться желаемого с помощью сотрудников британской группы «Tomato». Это объединение современных альтернативных дизайнеров очень популярно в Англии. Они работали над интерьерами в фильме «Transpoiting», в группе Underworld. Сознание дизайнера должно быть разомкнуто, открыто – и Юкио Хасимото обратился к британским авангардистам с их распахнутым настежь мировосприятием, чтобы они привнесли в проект новые идеи, свое нестандартное прочтение элементов японского искусства. В результате верхнюю панель над баром украсила графика группы «Tomato», а вокруг расположились традиционные предметы интерьера. Или, пол кабинетов устилает тонкий бамбук (типично японская деталь), а занавес сделан из высокотехнологичной английской ткани. То есть, нетрадиционное сочетание материалов привнесло в проект «свежее дыхание».
    Пожалуй, в этом смысле показателен опыт Юкио Хасимото по созданию китайских этнических ресторанов в Японии. В Пекине дизайнер обнаружил выложенный серым кирпичом крытый двор, который образуют четыре дома. Это строение в сознании Юкио явилось идеальным воплощением традиционного китайского способа размещения домов – объединения близстоящих строений под одной крышей. Серый кирпич для строительства своего нового объекта он привез из Китая, причудливые деревянные панели тоже родом из Поднебесной. Аутентичность заведения также призвана была подтвердить выставка чайников для китайской чайной церемонии, которую дизайнер разместил на полочках в чилл-ауте. Естественно, что в планировке ресторана сохранился образ подсмотренного в поездке дворика-каре.
    Совсем другим получился следующий китайский проект. В Шанхае на дизайнера большое впечатление произвел один сад, точнее, резные решетки, сквозь которые проглядывала растительность. И еще запали в душу узкие улочки средневековых китайских кварталов, обрамленные высокими фасадами домов. Поэтому новый объект получил на входе коридор из светящихся колонн. Юкио специально сделал высокие стены, относительно которых переход кажется узким, и обогатил их элементами декора после поездки в Китай. Значит ли это, что дизайнер готов жертвовать функциональностью в угоду концепции? Теснота в китайском ресторане, низкие потолки в корейском… Однако в умелом манипулировании нашим зрительным восприятием и кроется мастерство Хасимото: ощущение узости коридора возникает за счет высоты потолков – 6 м, а так он вполне эргономичен – двое людей спокойно расходятся в этом тоннеле. Построению нужных пропорциональных отношений служит и основной декоративный элемент обеденного зала - огромный сосуд из глины, специально изготовленный для Юкио китайскими гончарами. Что касается высокого входа в ресторан, то в этих столбах как бы совместилась узость китайской улицы с галерейным принципом устройства японских домов, где крыша держится на редких опорах. Однако Хасимото осовременил колонны – теперь в стеклянных цилиндрах циркулирует вода. Толчком к созданию подобного образа послужил фильм Тарковского «Солярис» – в свое время он оказал сильное влияние на художника.
    Собственно, работа декоратора и заключается в создании определенной среды, зачастую совершенно не совпадающей с первоначальным предназначением помещения. В одном из проектов Юкио Хасимото пришлось превращать бывший банковский офис в ресторан-гриль “500 Bar The Bank”. Естественно, на первое место дизайнер выдвинул создание уютного интерьера бара. А поскольку клиентами ресторана должны были стать соотечественники Юкио, то ему пришлось учитывать японские стандарты комфорта, которые очень высоки (все, что в мире работает на этот стандарт, он готов использовать, все новейшие системы отопления, освещения он опробует в своих проектах). И возник образ – депозитарий, для поддержания которого были использованы старые сейфы. Идея банковской ячейки как символа неприкосновенного частного пространства, кажется, особенно соответствует краеугольному камню японской эстетики – двойственной категории «ваби-саби», которая незримо присутствует во всех проектах Юкио Хасимото. Возможно, именно желание постичь прелесть одиночества («ваби» присущ семантический оттенок «уныния», «заброшенности», «саби» подразумевает «одинокую грусть») влечет европейцев в пространство японской культуры, олицетворением которой за пределами Страны восходящего солнца все чаще становятся рестораны японской кухни.



    Работы Юсио Хасимото – один из лучших примеров новаторского дизайна, соединяющего в себе утонченную эстетику и прагматизм, дух Востока и влияние Запада, традицию и современность, натуральные и высокотехнологичные материалы.
    Юкио Хасимото получил мировую известность за десять лет блестящей работы в дизайнерской компании Super Potato. Он конструирует пространство, используя обширные возможности самых разнообразных материалов, применяя необычные световые эффекты и совмещая привычные понятия, такие как помещение для чайной церемонии, и непривычные, такие как ресторан с интерьером из гофрированного металла, выполненный в концепции чайного домика. Пространство, созданное Юкио Хасимото, красноречиво свидетельствует о том, что урбанизм, воплощенный в интерьере, может быть не только холодным, минималистским, но и теплым, сочетающим в себе модернизм и эклектику – ключевые понятия, определяющие современный образ жизни.

    Полина Богданова

    Rambler's Top100