Московский салон-музей «Бронзовое чудо» //08.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Особое место в экспозиции занимает анималистическая скульптура

    Московский салон-музей «Бронзовое чудо», объединяющий различные направления сегодняшнего русского искусства, очень разборчиво подходит не только к эстетической ценности, но и к тематике экспонируемых произведений. В частности, особое место в экспозиции занимает анималистическая скульптура. Изображение животных – искусство самое древнее и, пожалуй, одно из самых благородных: оно предполагает гуманизм, нравственное, уважительное отношение к природе, удивление и восторг перед разнообразием ее творений, преклонение перед Создателем. К тому же в России анималистика развивается давно и завоевала бесспорную любовь зрителей. Компания «Бронзовое чудо» в своей галерее представляет большую коллекцию произведений московского скульптора Сергея Кривцова.

    В его работах чувствуется сила и экспрессия. Описывая их, можно смело цитировать популярные фильмы о живой природе, настолько точно удается автору уловить характерные черты животных и передать их средствами пластики.
    Самые разнообразные звери и птицы, дикие и домашние, привлекают скульптора гармонией движений и грациозностью, характером и совершенством форм. Львы, гиены, совы, соколы, змеи, различные породы собак, – пожалуй, легче составить алфавитный указатель. А вот люди не числятся среди его героев: Кривцов последователь чистого жанра. Однако, сознательно ограничив рамки творческого поиска, он ничуть не потерял – живой мир бесконечно интересен и постоянно дает пищу для творчества.
    Сергей Кривцов – художник молодой, но рано определившийся с направлением своей деятельности. Любовь к природе, к животным еще в период обучения в МГХПУ им. Строганова (курс профессора, академика А.Н. Бурганова), привела его в мир анималистической скульптуры. Много работая и внимательно изучая как историю жанра, так и «живую натуру», беря уроки у известного анималиста, А.В. Марца (член-корреспондент Российской Академии художеств), он еще тогда создал ряд интересных произведений. Дипломный проект получился уже целиком анималистическим, а одна из работ Кривцова – представленный в салоне-музее «Грустный щенок» – была рекомендована академиком В.Е. Цигалем в Третьяковскую галерею.
    Произведения Сергея, выполненные в реалистической манере, удивительно живые. Все разобрано до мелочей, при этом каждая вещь сохраняет цельность. За классическим спокойствием может скрываться буйство эмоций, а ради передачи динамики, стремительности, порыва, скульптор смело ломает каноны композиции.
    Он может причудливо изогнуть и закрутить форму, казалось бы, невероятным образом. Но при этом пластика сохранит естественность и будет точна.
    Для него конкретное наблюдение – отправная точка создания художественного образа. Анималистика – один из самых трудных жанров, ведь главный источник вдохновения здесь – природа. А она, как известно, изучения требует длительного и тщательного. Художник-анималист самостоятельно постигает анатомические особенности разных животных, наблюдает их, становясь настоящим натуралистом.
    Однако природу недостаточно просто скопировать. Чтобы бронза «ожила», нужно вдохнуть в нее свою энергию. Сергей Кривцов уверен: «Скульптура – не застывший металл, это механизм, имеющий невидимые внутренние пружины и рычаги, нужно только суметь их правильно найти и заложить». Художник, как и писатель, должен сродниться со своим героем, «влезть в шкуру» каждого зверя, чтобы понять его образ.
    В салоне-музее «Бронзовое чудо» этот скульптор представлен разносторонне. Отдельные работы, которые можно было бы назвать «психологическими портретами» животных, включены в проект «Галерея образов». Величественный носорог – «Хозяин», и трогательный «Грустный щенок» не оставляют посетителей равнодушными. Произведения малой пластики, отлитые в серебре, отличаются тонким, практически ювелирным, искусством лепки. Все работы обладают удивительным обаянием и яркой выразительностью. Многофигурные композиции, посвященные схваткам могучих животных, заявлены под общим названием «Момент истины». Главное в них – динамика, энергетика движения, и хотя красота здесь не самоцель, они удивительно красивы. Перед нами будто разыгрывается настоящая драма мира природы. Свирепый тигр схватился с крокодилом, беркут нападает на лису, бык отважно отгоняет медведя от коровы. Момент истины – момент апогея борьбы за существование, когда напряжены все силы сражающихся сторон, и зритель сам может предположить, кто станет победителем. Художник ненавязчиво, подспудно передает свои наблюдения и эмоции нам, зрителям. И остается только насладиться «остановленным мгновением», удивиться волнообразному изгибу хвоста крокодила перед ударом или изящному взмаху крыльев совы. Тема такого противоборства давно и последовательно развивается художником, и, пожалуй, в этом отношении не имеет в анималистическом жанре аналогов.
    У Сергея, однако, нет ни одного обращения к теме охоты. Художника интересует не психология травли, не отношения – хищник–жертва, а миг противостояния, столкновения двух сил, ошеломляющее сочетание скорости и мощи, молниеносность броска, напряжение мускулов.
    Характерная черта этого скульптора – честный, серьезный подход к работе. Кривцов старается ориентироваться на классические каноны «старого образца», правда, нередко экспериментирует и с новыми материалами. Но если речь идет о бронзовом литье, никогда не пропускает этапы: пластилин – гипс – воск – бронза. «Только работая с полной отдачей на всех этих стадиях, можешь получить результат». Это тот случай, когда творческое вдохновение художника и владение ремеслом соединяются вместе, чтобы дать рождение замечательным произведениям.
    Сохраняя своеобразие, скульптор не забывает об огромном наследии, созданном анималистами давних и новых времен. Бари, Мэн, Клодт, Либерих, Юшков, Ефимов, Ватагин, Марц… Они оставили замечательные, достойные восхищения творения. Быть похожим на них и отличаться – вот творческое кредо Сергея Кривцова.

    Мария Шашкова

    Rambler's Top100