Еще в 1837 году совсем молодой Луи Вуиттон устроился учеником к самому знаменитому парижскому сундучному мастеру Марешалю, поэтому первый плоский чемодан, изобретенный им в 1854 году, хранил некоторые черты своего прототипа – во всяком случае, основа у них была одна - дерево.
Во времена, к которым относится сей бессмертный опус Маршака, дорожная кладь действительно путешествовала отдельно от хозяев в специальных отсеках поездов, была довольно многочисленна, а ограничения по весу появились только с развитием гражданской авиации.
Кстати, пережитки той эпохи недавно аукнулись в Испании, где на внутренних рейсах до сих пор существуют отдельные полки для багажа при входе в вагон – отличное, между прочим, место как для цыганских мошенников, так и для складирования гексагена. Одна моя знакомая как-то раз имела возможность испытать на себе всю прелесть горячего пиренейского гостеприимства в таком поезде – осталась без паспорта, денег и почти нового чемодана, хорошо что не от Louis Vuitton.
А между тем первые багажные принадлежности этой знаменитой марки как раз и разрабатывались для подобных путешествий, когда кладь должна была легко устанавливаться друг на друга, занимая отведенное ей компактное пространство сначала в дилижансе, затем на пароходе и в поезде. Еще в 1837 году совсем молодой Луи Вуиттон устроился учеником к самому знаменитому парижскому сундучному мастеру Марешалю, поэтому первый плоский чемодан, изобретенный им в 1854 году, хранил некоторые черты своего прототипа – во всяком случае, основа у них была одна - дерево. Однако признанный к тому моменту императорским двором багажных дел мастер Вуиттон обтянул каркас серым водонепроницаемым полотном Trianon и разделил внутреннее пространство перегородками. Так появились отделения для платьев, шляп, перчаток и прочих аксессуаров. Впоследствии, когда дамы отказались от самостоятельно хранивших форму кринолинов и корсетов, чемоданы Louis Vuitton обзавелись вешалками и выдвижными полками, но не изменили идее компактности. И началось: монархи заказывали фирме изготовление моделей для перевозки самых невероятных грузов, а вслед за ними потянулись и дипломаты, и просто богатые путешественники. В 1869 году по желанию хедива Египта Измаил-Паши компания создала специальный чемодан для хранения фруктов в дороге, в 1883-м по заказу высокопоставленного токийского чиновника Гото Шозидо был изобретен трансформер, позволявший оборудовать вполне приличный кабинет в пути (письменный стол и книжные полки убирались в недра все того же плоского сундука). В анналах компании есть чайный чемодан, сделанный для одного индийского магараджи, и первый образец бьюти-кейса, выстеленный изнутри красным сафьяном, поразивший воображение посетительниц парижской выставки декоративных искусств 1925 года. Менялся не только интерьер изделий, но также и материалы, из которых они были выполнены. В 1872 году серая ткань для обтяжки уступила место более модной красно-бежевой в полоску, ей на смену в 1888-м пришло существующее и поныне шашечное полотно Damier, которое, в свою очередь, в 1896 году было смещено с лидирующих позиций знаменитой канвой с монограммой LV. Первоначальный коричневый цвет фона и бежевый рисунок этой фирменной ткани впоследствии был дополнен другими вариантами расцветок, а печатный логотип перенесен в качестве орнамента на кожу разных фактур. Наиболее удачные образцы частных заказов компания по сей день использует в разработках современных коллекций. Да и самый первый плоский прямоугольник с окованными углами постоянно присутствует в ассортименте фирменных бутиков в почти неизменном виде, хотя из всех вышеперечисленных способов передвижения на сегодняшний день для чемоданов подобной жесткой формы актуален разве что морской – не зря матросские рундуки имеют похожую конструкцию. Однако… за приобретением этого культового предмета стоят не только необходимость и функциональность, но и соображения престижа. Чемодан от Louis Vuitton – это статус-символ, знак принадлежности к высшим олигархическим слоям общества, признак наличия у хозяина как минимум собственной яхты (потому что в других местах он вряд ли будет удобен - для прочих надобностей «компания по изготовлению багажных принадлежностей №1» изобрела и продолжает совершенствовать массу самых разных по объемам, конфигурации и степени мягкости дорожных сумок и саквояжей). И если еще в 1883 году богатый путешественник Сандеман отметил особую прочность чемоданов от Louis Vuitton, прошедших с ним на телегах, повозках и слонах через Америку, Индию, Японию, Корею и Бирму, единственных уцелевших в железнодорожной аварии, то после изобретения в 1890 году фирменного пятитумблерного замка багажные принадлежности этой марки приобрели степень надежности швейцарского банка.
Как правило, в бутиках имеется в наличии несколько вариантов чемоданов разных размеров, выполненных из классической ткани линии Monogram (127 тыс. руб.) или из относительно недавно появившейся в коллекции кожи Epi со специально выделанной «под старину» как бы морщинистой поверхностью (225 тыс. руб.). Кстати, последний материал представлен в более широком цветовом спектре – помимо делового черного можно заказать багаж в красных, желтых, лиловых, ванильных и кофейных тонах. О сумме, в которую выливается индивидуальное изготовление дорожных принадлежностей, даже сами представители компании имеют весьма смутное представление. Конечная цифра зависит не только от декоративной отделки поверхности, но и от предполагаемого назначения Его Величества Чемодана, а соответственно, от его внутреннего наполнения. По имеющемуся опыту (в России подобных обращений еще не было) можно лишь сказать, что исполнение классической жесткой модели из ультрамодной разработки дизайнеров – кожи с разноцветными монограммами на белом фоне – повышает цену изделия в 3-5 раз.
Ручная кладь
Конечно, компания, завоевавшая столь высокий статус, что из ее инициалов было составлено название самой мощной в области производства предметов роскоши корпорации LVMH, может удерживаться на вершине пирамиды только будучи достаточно мобильной. С учетом современных требований клиентов Дом Louis Vuitton ежегодно создает огромное количество дорожных, спортивных, компьютерных сумок и кейсов – в богатстве выбора ему действительно нет равных. Все изделия, так или иначе относящиеся к стилю ретро, выполняются в базовой комплектации из той же водонепроницаемой и устойчивой к истиранию канвы Monogram – портпледы, мягкие чехлы для костюмов, шляпные коробки двух диаметров 40 и 50 см (52500 и 61500 руб. соответственно). Что касается «дамских» видов багажа, как то: кометичек типа «beaute bijoix» или мягких сумок-баллонов с двумя ручками Keepall (изобретение 1924 года положило начало всему модельному ряду сумок формы polochon), то тут наблюдается большая пестрота – помимо классической темно-коричневой ткани они могут быть изготовлены из сочетания полотна и кожи, из гладкой кожи растительного дубления Nomade (из нее же с успехом производят и современные саквояжи), из лакированной кожи с тисненым рисунком Monogram, из той же фирменной канвы, но голубого, вишневого или хаки оттенка, из шашечного полотна Damier или из грубоватой, но очень привлекательной на ощупь кожи Epi, например, ярко-алого цвета. В связи со знаменательной датой (150-летие со дня основания Дома), которую Louis Vuitton отмечает в 2004 году, в коллекции представлено рекордное количество образцов, инспирированных историческими моделями марки. Главный дизайнер Дома Марк Якобс возродил классическую форму докторского саквояжа, украсив полотно полосками золотой, серебряной, лимонной кожи, вновь появилась в бутиках знаменитая трапециевидная круизная сумка Express – на сей раз ослепительно-ультрамаринового цвета. Хитом женской аксессуарной линии обещает стать полотно Trianon – то самое, с которого когда-то началась вся история фирмы. Мужская же линия более тяготеет к спортивным формам, особенно в связи с обращением Марка Якобса к униформе теннисистов 1920-х годов в летней коллекции одежды. Под цвет трикотажа пастельных оттенков сумки для тенниса, гольфа и та же цилиндрическая Keepall выполнены из небесно-голубой или натурального охристого цвета кожи с тиснеными монограммами, что придает всему комплекту достойный клубный имидж с налетом летней небрежности. О близости отпуска напоминает и серебристо-серый цвет самой формообразующей модели багажа конца ХХ века – обтекаемого овального чемодана на колесиках с выдвижной ручкой (79 тыс. руб.) из последней коллекции Louis Vuitton. Для удобства пользователя этот чемодан с говорящим названием «Конкурент» дополняется сумкой-компаньоном, которая устанавливается сверху и прикрепляется к длинной металлической ручке. Подобные дополнения, при необходимости легко обращаемые в ручную кладь, существуют и для всех дорожных моделей в спортивной линии.
Трансфер: Москва – Париж – Нью-Йорк
Но здесь старейшая багажная компания Louis Vuitton уже вступает на поле, где достаточно много игроков. В Москве с элегантными спортивными сумками и современными чемоданами существует некоторая проблема, анализ состояния бутиков перед майскими праздниками дал неутешительные результаты: старейшая компания Hermes, специализирующаяся на кожаных аксессуарах, предлагает своим клиенткам лишь одну модель (но в двух размерах) дорожной сумки бордового цвета из отличной кожи мягчайшей выделки (110 тыс. руб.). Несколько шире выбор в фирменном магазине знаменитой обувной марки Salvatore Ferragamo – есть классические полумягкие чемоданы на молнии за 31420 рублей, к ним косметические сумки и даже наличествуют специальные дамские кофры для компьютеров из довольно жесткой на ощупь кожи темно-красного и темно-коричневого оттенков. В Третьяковском проезде можно найти нейлоновые дорожные сумки марки Prada за очень приличные деньги (необходимая дань за фирменный логотип, которым можно похвастаться перед подругой).
В Европе и Америке солидных компаний, производящих багажные принадлежности из нейлона, смеси кожи и нейлона или из материалов последних оборонных разработок, довольно много. Можно упомянуть коллекцию Hartmann из нейлонового твида – супермодный материал для следующего сезона или их же стилизованную под ретро серию чемоданов Wings (классическая модель на деревянной основе в зависимости от материала обтяжки стоит от $1195 до $1495).
Adventures
В мировом рейтинге не отстает и производитель оригинальных швейцарских армейских ножей Victorinox. Багажная коллекция этой компании Travel Gear включает в себя несколько суперсовременных и функциональных линий ($350–500). Swiss Werks Collection представляет собой ряд чемоданов на колесиках эргономичных форм с телескопическими алюминиевыми ручками, которые почти на 30% облегчены по сравнению с багажом того же класса производства других фирм. К тому же привыкшие к снежной белизне Альп швейцарцы предпочитают весьма жизнерадостные (горнолыжные) расцветки для своего фирменного пуленепробиваемого нейлонового покрытия – открытый алый, ультрамарин, апельсин в сочетании с черными кантами. А количество функциональных наружных карманов на молниях, особенно в линии Emotion 360, предназначенной для экстремальных путешественников, доходит до 6 штук, что делает вертикальный чемодан на колесиках похожим на экзотическую гусеницу.
В России такая яркая спортивная направленность представлена итальянской маркой Mandarina Duck в фирменном бутике галереи Bosco di Ciliegi в Петровском пассаже. При приблизительно одинаковом со швейцарской компанией ценовом уровне признанный во всем мире молодежный бренд №1 в основном славится своими экспериментами с нестандартными высокотехнологичными материалами. В коллекции этого лета присутствует нейлон с водоотталкивающей пропиткой и металлическим отсветом на подкладке для линии ISI, телячья кожа с накладками из матового нейлона и катафорезовым покрытием фурнитуры для традиционных мягких дорожных сумок из линии Keep. Яркие оранжево-красные рюкзаки с многочисленными карманами из коллекции Knock выполнены из хлопка с PVC, а особую прочность замкам и молниям обеспечивает нестандартный материал – кованое железо с напылением. Такой багаж как нельзя лучше соответствует стилю жизни людей, которые выбирают самостоятельно контролирующую температуру тела одежду Mandarina Duck из хлопково-керамического волокна или ветровки с титановой пропиткой, защищающие своих владельцев от ультрафиолетовых лучей.
Если же увлечение экстремальными видами отдыха не является определяющим моментом в выборе дорожных принадлежностей, хорошее соотношение современного дизайна и параметров цена-качество представляет давно и заслуженно любимая отпускниками марка Samsonite. Вертикальные чемоданы мягких форм из черного и фирменного серого нейлона Durable 840 Denier с грязе- и водоотталкивающей пропиткой дополнены отдельными бьюти-кейсами и чехлами для костюмов (от $200 до $350), а самая последняя дизайнерская линия Silhouette выполнена из моющегося полиэстра завлекательных ярких расцветок и включает в себя практически все известные на сегодняшний день формы багажа.
Так что независимо от того, куда вы собираетесь отправиться этим летом, одно можно сказать точно – отдых в этом году не будет скучным. А потерять дорогой чемодан в одном случае вам не позволит его цена, в другом – ядовитая тропическая окраска.
Юна Завельская