Путешествие на дому //22.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Популярные в Европе и Америке дома на колесах выходят на российский рынок, а вместе с ними и новая концепция красивой жизни.

    Русский характер, непознанная российская натура! И что как не бескрайние просторы необходимы нашей широкой натуре, чтобы оставаться этой самой неизведанной, уникальной и неповторимой.
    Дикая природа — это хорошо, да вот мы уже не дикари. Сон в палатке, которую сам, на собственном горбу, как ишак карабахский, тащил на себе, мало кого впечатляет. А вот горячий душ после горнолыжного дня в Хакассии или запотевшая от холода бутылочка «Evian» в дельте Волги после рыбалки... Очень много мелочей, объединенных понятием «необходимый комфорт», неотъемлемо вошло в наш быт и настоятельно требует своего постоянного присутствия. Сегодня это не только теплая вода в умывальнике, чистка зубов утром, но и бокал горячего глинтвейна после активного зимнего отдыха или стаканчик любимого виски со льдом перед сном. Список индивидуален и бесконечен.
    Вот для этой самой цели, безусловно любящие себя западные люди придумали машины-дачи и прицепы-дачи.

    Покорители просторов
    Идея не нова. Если взглянуть на природу, то улитки и черепахи, таскающие свой дом на себе, прекрасно себя чувствуют уже не один миллион лет. Не известно, они ли вдохновили создателей первых образцов этой чудо-техники, но скажем, один из популярных производителей автодомов – немецкая фирма Buerstner отмечает в этом году свое 80-летие! Традиции любви к самим себе живут уже веками, и плоды этой любви тем слаще, чем полнее бюджет личности. Теоретически наши просторы должны были выдвинуть именно россиян далеко вперед в деле создания караванов, но помешали известные социальные катаклизмы. Зато сейчас у нас есть все основания сначала перетянуть рынок машин и прицепов-дач в Россию, а затем и показать, каким должно быть производство по созданию этой уникальной техники. Видимо, недюжинная интуиция сподвигла еще одного немецкого производителя – Hymer, на участие в Московском Международном автосалоне 2002 года!

    Разные подходы
    Только в одной Европе насчитывается около 50 производителей подобной техники, еще два десятка в Америке. О гамме продукции - чуть позже, а вот владельцы этой разнообразной продукции на нашем континенте и за океаном довольно сильно отличаются друг от друга. В Штатах владельцами караванов (так и звучит их название на английском) нередко являются люди небогатые, подчас это единственное жилье владельца. В Европе, напротив, обладание подобным транспортом означает нахождение владельца на хорошем уровне общественной лестницы, да еще и подчеркивает его страсть к путешествиям приключенческого характера. Для многих немцев или англичан не спланировать за год время и место своего отпуска уже есть экстремальное приключение! Практически во всех европейских странах выпускается по несколько журналов «караванной» тематики, бурлит клубная жизнь, замешанная на путешествиях и приключениях.

    Варианты выбора

    Гамма домов на колесах огромна – как среди прицепов, так и среди дач-автомобилей. Прежде всего они различаются по размерам – от крохотных симпатичных прицепчиков компании T&B, чуть больше английской телефонной будки, до восьмиметровых двухосных монстров. Среди самоходных домов разнообразие еще большее. От практически серийных (снаружи) микроавтобусов, до многоосных двухэтажных настоящих громад, напичканных всем, что душа пожелает. Швейцарский производитель Tischer и немецкие Bimobil и Nordstar делают домики, устанавливаемые на машины-пикапы, так что по приезду на место отдыха тягач выезжает из-под него и используется как обычная машина для путешествия по окрестностям. Компании Unicat и австрийская Action Mobil вообще производят уникальную технику, практически только на заказ, на базе тяжелых грузовиков повышенной проходимости. Даже подержанные образцы не опускаются по стоимости ниже 100 тысяч евро. Используются они не только для отдыха и путешествий, но и для работы в «полевых условиях». К чести наших производителей, надо заметить, что в свое время делались подобные машины – в основном для военных нужд и геологов, газовиков-нефтяников. Но внутреннее убранство, как и отечественная мебель и бытовая техника, отличались вовсе не последним словом цивилизации. Но типичные караваны – это шасси, взятое от грузового фургона (чаще всего Fiat, Iveco, Mercedes или Volkswagen). А на раму грузовичка поставлен тщательно изготовленный легкий дом. Легкий – потому, что по всему миру категория «В» позволяет управлять автомобилем не тяжелее 3,5 тонны. Да и езда на тяжелом автомобиле, особенно на дальние расстояния, может утомить. Кроме того, отправляясь в дальнюю дорогу, особенно в дикие места, придется взять все необходимое для комфортной жизни с собой, а это, поверьте, немало!

    Дом XXI века
    Сам «дом» изготавливают из современных материалов. Он надежно хранит тепло зимой и прохладу летом. Имеет 3-5 лет гарантии на герметичность, даже если попадете в тропический ливень или песчаную бурю. В стандартное оборудование обычно входит пара разборных кроватей, «легким движением руки» превращающихся в небольшие диванчики и столы между ними. Газовые отопитель жилого салона и нагреватель воды для душа, умывальника и кухонной раковины. Газовая плита, холодильник (работает от бортовой электросети, от 220 вольт или от газа). Большое количество шкафов, шкафчиков и полочек. Душ, туалет, умывальник. Газовые баллоны, емкости для чистой и использованной воды. Выдвигающийся снаружи шатер. Видеокамера заднего вида.
    Список дополнительного оборудования безграничен. Кондиционер, дополнительная теплоизоляция. Телевизор, DVD, да чего там – домашний кинотеатр – ведь как раз, пресытившись красотой дикой природы, захочется экшен с Чангом или расслабиться с Мэрфи, да вы сами лучше знаете, чего вам хочется и что нужно не забыть положить на полку. Багажник на крыше каравана для любителей серфинга, рафтинга, всяких видов бординга и глайдинга. Туда же складируют легкую пластиковую мебель для кемпинга.
    Часть караванов имеет специальные внутренние багажники для мотоциклов, скутеров и велосипедов, для остальных — есть конструкции, устанавливаемые снаружи. То же и с небольшими лодками. Есть совсем специализированные машины. Немецкий PhoeniX выпускает модель 9200SG, во внутренний багажник которой спокойненько заезжает мерседесовский Смарт! Если хотите прихватить с собой катер или небольшую яхту, то приобретать придется машину-дачу или ехать группой автомобилей – больше одного прицепа за автомобиль цеплять не разрешается.
    Дополнительных устройств, механизмов и приспособлений тоже не счесть. Зависит все только от широты ваших увлечений. Бензиновый или дизельный электрогенератор полезен практически для любых увлечений. Он позволит пользоваться любой электротехникой в самой дикой глуши. Компрессор понадобится любителям дайвинга и плавания на надувных плотах и лодках.

    Индивидуальный подход

    Покупка подобного дома на колесах - это тоже отдельная процедура. Практически все новые машины приобретаются на заказ у официальных дилеров компаний-производителей. Выбор материалов отделки, обивки мебели, оборудования кухни и всяких бытовых мелочей. Пока проходит несколько месяцев ожидания производства – покупайте посуду постельное белье любимых расцветок, вазочки-статуэтки, дачную мебель. В последние годы некоторые производители начали экспериментировать и с внешним дизайном автомобилей и прицепов. Лидером, пожалуй, является немецкий Dethleffs, и машины и прицепы которого напоминают скорее космические корабли или межпланентные станции.

    Инфраструктура и российские условия
    Безусловно, подобная техника требует определенной инфраструктуры. Прежде всего паркинги для караванов. Справочник-атлас по Южной Европе, выпущенный национальным немецким автоклубом ADAC, насчитывает более 1000 (!) страниц. Правда, у нас легко договориться с егерями, лесниками и прочими хозяевами необъятных просторов дикой российской природы, но будет чуть хуже с коммуникациями, хотя и контролировать слив отработанной воды в тайге, видимо, никто не будет. Сервис подобной техники не сложен и сводится к обслуживанию автомобиля-донора, то есть микроавтобуса Mercedes или Fiat, который выполняют соответствующие станции техобслуживания, присутствующие в больших городах. Мелкий ремонт прицепов и кузовов машин-дач вполне по силам нашим механикам, при наличии необходимого оборудования и ремонтных материалов.
    Еще один небольшой нюанс – если вам более по нраву перемещение на дальние (или не очень) расстояния в дикие места и потом пребывание на этом месте без движения, вам больше подойдет машина-дача. С учетом наших реалий – с дизельным двигателем (он экономичнее, а топливо доступно даже в самых отдаленных уголках нашей бескрайней родины). Кроме того, по своим характеристикам, дизельный двигатель облегчает управление не самым легким автомобилем. Если, прибыв в отдаленный уголок, вам просто не терпится объездить все окрестности – вам больше подойдет прицеп-караван. Поставив его на стоянку в выбранном вами живописном месте, отцепляете тягач и колесите по округе, забираясь в самые труднодоступные уголки. Необходимый тягач – лучше внедорожник, с ручной коробкой передач и опять-таки дизельным мотором. Тяжелая машина – меньше мешает прицеп, проще управлять! Сразу предупредим – потребуется категория Е в правах, особенно если соберетесь за границу. Кстати, приобретя и активно освоив новое транспортное средство, вы пропишетесь в особый клан «путешественников-дальнобойщиков». На европейских дорогах с вами будут перемигиваться фарами такие же любители домашнего уюта в самых отдаленных уголках нашей планеты, хотя сами они владеют винными погребами где-нибудь в солнечной Италии или банком в Швейцарии.
    Так что, «окараванивайтесь» смело и решительно. Первым, как всегда, достанутся сливки!

    Марк Подольский

    Rambler Top100