Мускулы снова в моде //20.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • История «мускулистых» машин началась осенью 1963 года, когда в продаже появился Pontiac GTO. То была всего лишь спортивная модификация одной из моделей концерна General Motors. Небольшое, по американским меркам, купе приводилось в движение мощным 325-сильным восьмицилиндровым двигателем. Руководство американской фирмы воспринимало модель как нишевую и надеялось продать около 5000 таких машин, но только в 1964 году было выпущено более 32 тысяч!



    Eight cylinders all mine
    Allright hold tight I'm a highway star


    Deep Purple


    Американцы ностальгируют по тем временам, когда Кеннеди еще не застрелили, Элвис еще не страдал от обжорства, а арабы еще не взвинтили цены на нефть. Старые добрые шестидесятые. Тогда с настроенными на рок-н-ролл приемниками из Чикаго в Лос-Анджелес по воспетой битниками Route 66 ехали огромные шестиметровые седаны, обгоняемые небольшими, но очень мощными muscle car, «мускулистыми автомобилями», легендами того времени.
    Американцы не просто ностальгируют, проливая слезы умиления, они всеми силами пытаются вернуть те времена. Подростки отращивают волосы и носят расклешенные джинсы, автозаводы выпускают модели, стилизованные под ту эпоху, а звезды разъезжают на культовых машинах той поры не только в фильмах и клипах, но и по жизни.
    Ностальгия по временам Beatles и Rolling Stones прогрессирует и в Старом Свете. Но самое интересное, что и в России начинается пора знаменитых машин эпохи рок-н-ролла. На московских дорогах уже появились первые muscle cars.

    Восемь цилиндров восторга
    История «мускулистых» машин началась осенью 1963 года, когда в продаже появился Pontiac GTO. То была всего лишь спортивная модификация одной из моделей концерна General Motors. Небольшое, по американским меркам, купе приводилось в движение мощным 325-сильным восьмицилиндровым двигателем. Руководство американской фирмы воспринимало модель как нишевую и надеялось продать около 5000 таких машин, но только в 1964 году было выпущено более 32 тысяч!
    У истоков нового культа стоял также американский гонщик Кэрролл Шелби. Он подметил, что к конструированию автомобилей в США и Европе подходят по-разному. Если в Старом Свете выпускают небольшие автомобили с хорошими ездовыми качествами, но маломощными четырехцилиндровыми моторами, то в Америке – тяжелые неуклюжие седаны с мощными двигателями V8. А что если объединить наилучшее – европейское шасси и американский мотор? В 1961 году Кэрролл совместно с британской фирмой AC Cars соединили легкий спортивный английский родстер с мощным восьмицилиндровым мотором компании Ford – на свет явилась легендарная Shelby Cobra. В конце шестидесятых Cobra обрела мотор объемом чуть меньше 7 литров (!), была одним из самых скоростных автомобилей в мире и пользовалась громадным спросом и в Англии, и в Штатах.
    Успех этой машины, а также модели Pontiac GTO конкурентов сподвигли компанию Ford на создание знаменитой Shelby Mustang, которая не нуждается в представлении. Нельзя не вспомнить и такие культовые «мускулистые» авто, как Chevrolet Camaro, Dodge Charger, знаменитый Corvette. То была пора автомобилей-легенд. Даже авторитетный британский журналист Джереми Кларксон, известный своей нелюбовью к продуктам американского автопрома, увидев Chevrolet Corvette Stingray 1969 года, воскликнул: «Боже, какие современные формы!» Но все хорошее когда-то кончается, в начале 1970-х главные экспортеры нефти с Ближнего Востока подняли отпускные цены более чем в четыре раза. И машины с мощными, прожорливыми моторами вымерли, как динозавры…
    Американцы не оставляют попыток возродить легендарные машины той славной поры. Не так давно дебютировал Pontiac GTO, представляющий собой перелицованное купе Holden Monaro родом из Австралии, появились новый Mustang и Corvette. Но все это ремиксы, «A Little Less Conversation» в обработке ди-джея Junkie XL. Современно, стильно, но уже не то.
    Именно поэтому многие состоятельные американцы, несмотря на то, что современные «корветы» и «мустанги» и ездят быстрее, и комфортнее, и легче управляются, отдают предпочтение старинным коллекционным авто, свидетелям славных шестидесятых.
    В салоне машины немного пахнет бензином? Но ведь это запах детства!
    Тут нет трэкшн-контроля и при резком старте автомобиль «жжет шины»? Но разве это не здорово – говорить с автомобилем напрямую, без переводчиков в виде многочисленной электроники!
    Мотор ревет не по-детски? Но что вы хотите, когда спидометр показывает сотню – не километров в час, а миль!
    А откуда взялась эта дрожь в руках? От восторга!

    Эксклюзив доступен
    Со времени выпуска легендарных «мускулистых» авто прошло уже более 30 лет, но многие из них до сих пор можно встретить на дорогах. На известном автомобильном аукционе Barrett&Jackson ежегодно уходят с молотка десятки таких машин, пребывающих в идеальном состоянии. На них ездят каждый день! В свое время эти автомобили стоили недорого. Как легенды со временем они подорожали в цене, но и сейчас можно найти отлично сохранившиеся машины за вполне разумные деньги. Различные коллекционные ограниченные версии машин, конечно, дороги, и в самой Америке они вряд ли будут стоить меньше $100–200 тысяч. Но если остановить выбор на более распространенных, более серийных машинах (которые в Америке, может, и не уникальны, но в России – эксклюзив стопроцентный), то даже с учетом таможенных сборов автомобиль будет стоить от $80 тысяч. Согласитесь, невысокая цена за эксклюзивный коллекционный автомобиль и к тому же способный, в отличие от других раритетов, «сделать» большинство современных иномарок в спарринге на светофоре. Многие возразят, что за эти деньги можно, например, купить Porsche. Но уместно ли сравнивать такие разные машины? Да и кого сегодня удивишь новым Porsche?

    Элвис, Beatles, а может Феллини?
    Вряд ли могут не впечатлить «мускулистые» автомобили с их изысканными наглыми формами, ярко выделяющиеся в дорожном потоке. И все же: быть может, вам больше по душе изысканная европейская управляемость, британская сдержанность или яркий итальянский шик. Тогда стоит присмотреться к другим легендам шестидесятых – родом из Европы.
    В гаражах коллекционеров Туманного Альбиона в большом количестве хранятся спортивные, потрясающие своей элегантностью, автомобили Jaguar E-Type. Дебютировав в 1961 году на Женевском автосалоне, E-Type произвел настоящий фурор. Машина не только отменно выглядела, но и совмещала последние технические решения с впечатляющей динамикой. То было начало шестидесятых, а E-Type выдавал 240 км/ч и стоил в два раза дешевле самой доступной модели Ferrari. Успех был неизбежен. Причем автомобиль был популярен не только в Англии и на континенте, но и за океаном. Туда везли больше половины всех выпускаемых машин, а всего конвейер покинуло свыше 72 тысяч автомобилей этой модели.
    Примерно в то же время на Британских островах производили еще одну чрезвычайно знаменитую машину – Aston Martin DB4. Машина был примером технического совершенства для того времени, а ее изюминкой стал суперлегкий корпус, собранный вручную из труб, и алюминиевый кузов. Становится понятно, почему именно Aston Martin был выбран в качестве автомобиля суперагента Джеймса Бонда.
    В то время как Элвис во всю «зажигает» слушателей знаменитой Blue Suede Shoes Перкинса, а Beatles выпускает альбом Help со знаменитой Yesterday, в Италии Федерико Феллини снимает свою первую цветную картину «Джульетта и духи». Там же тогда еще молодой и малоизвестный стилист Джорджетто Джуджаро работает над дизайном новой автомобильной легенды — двухместного купе Maserati Ghibli. Эта машина увидит свет в 1967 году и покорит мир своими формами и потрясающей динамикой. Купе Ghibli будет служить визитной карточкой Maserati вплоть до нефтяного кризиса.
    Тем временем другой итальянский производитель скоростных авто Ferrari выпускает серию легендарных моделей, венцом которых становится дебютировавшая в 1968 году знаменитая Ferrari Daytona. Легкая машина, оснащенная 12-цилиндровым двигателем мощностью 352 л.с., развивала несусветную по тем временам скорость 282 км/ч. Так же быстро во всем мире могла ездить только одна модель — американский суперкар Ford GT40.
    Все эти легенды английского и итальянского автопрома того времени тоже можно найти в собраниях коллекционеров. Редкие коллекционные спортивные авто, выпущенные узким тиражом, стоят от нескольких сотен тысяч до миллионов евро. Но популярные машины того времени можно найти и за вполне разумные деньги. Так, Jaguar E-Type и некоторые модели Ferrari шестидесятых в идеальном состоянии могут стоить от 80–100 тысяч евро.
    Самое интересное, что на сегодняшний день легендарный muscle car или суперкар из Европы, находящиеся в отличном состоянии, можно без проблем приобрести, не вылетая из России. Новый тип автомобилей для российского рынка предлагает компания «Дедушкины конюшни». Молодая фирма специализируется на продаже профессионально отреставрированных спортивных автомобилей 1960–70-х годов. Помимо продажи «Дедушкины конюшни» занимаются и вопросами технического обслуживания и ремонта коллекционных машин. Работает мастерская, в которой отремонтируют автомобиль каждого клиента фирмы.
    Первые коллекционные старинные спорткары выходят на российский рынок и собирают вокруг себя толпы восхищенных людей. Но находятся и скептики. «Это не наша автомобильная история, – заявляют такие люди. – Где вы нашли тут запах детства, откуда корни этой непонятной ностальгии? Вы что, выросли в Америке?» Остается признать, что по части автомобильной истории нам повезло меньше, чем европейцам и американцам. Если у кого и остались воспоминания, то скорее всего о поездках на «копейке», на простеньком «москвичонке» или в лучшем случае на дедушкиной 21-й Волге. Но разве это повод отторгать от себя историю легендарных автомобилей прошлого, и мы ведь росли на песнях Элвиса и «биттлов». И как американцев с их короткой историей восхищает архитектура древнего Московского Кремля, так и нас приводят в восторг те легендарные машины славных шестидесятых…

    Николай Корзинов



    Rambler's Top100