Дом – легче воздуха //03.12.2008

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Эпоха коммерческого применения воздушных аппаратов легче воздуха начинается вновь. По данным западных экспертов, уже сегодня мировая потребность в этих воздушных судах различной грузоподъемности и назначения составляет около 1300 единиц.

    Сейчас дирижаблями наиболее активно занимаются в Германии, Великобритании, США, России. Однако разработчиков высокотехнологичных дирижабельных систем в мире не так уж и много. Лидерами дирижаблестроения в современном мире можно назвать компании: Zeppelin Luftschifftechnik (Германия), Advanced Technology Group (ATG, Великобритания), American Blimp Corporation (АВС, США) и НПО "РосАэроСистемы" (Россия).

    Наследники Цеппелина

    В 1987 году основатель и владелец American Blimp Corporation Джим Тил (James Thiele), предугадав надвигающийся дирижабельный бум, выпустил на рынок то, что было минимально необходимо для воздушной рекламы, телевизионной съемки и развлекательных полетов – максимально простой и дешевый в производстве аппарат. Его дирижабль A-60+ построен по схеме дирижаблей двадцатых годов XX века. Корпус этого дирижабля стал единственным новшеством аппарата. Он состоит из двух оболочек – внешней силовой, сшитой из усиленной полиэстровой ткани, и внутренней газодержащей, сваренной из каркасированной полимерной пленки. Служит такая конструкция около двух лет. Дирижабль A-60+ остается самым распространенным в мире. Всего было построено и эксплуатируется более 20 дирижаблей этого типа (в США, Южной Америке, Африке, Австралии, Азии, а также во многих странах Европы). Цена A-60+ составляет $1,25 миллиона.

    В 1991 году была создана первая 10-метровая модель Zeppelin NT, построенная одноименной компанией из Фридрихсхафена (Friedrichshafen) – прямой наследницей легендарного предприятия графа Цеппелина. Это самый большой современный действующий дирижабль. В конструкции Zeppelin NT LZ-N07, в отличие от "простенького" A-60+, создателям удалось воплотить все лучшее, что есть в современном авиастроении Германии: легкие и надежные двигатели, углепластиковые элементы конструкции, оптоволоконную систему управления, новейшие приборы навигации и управления, бортовые компьютеры.

    Дирижабли британской компании ATG серии Skyship 600 летают в разных странах мира – США, Великобритании, Саудовской Аравии. Последняя модификация этого воздушного судна, известная как Skyship 600 B, "прижилась" в Германии. Она была приобретена германской компанией Cargolifter для коммерческого использования. Этот 61-метровый сигарообразный дирижабль демонстрирует чудеса выносливости и надежности, а высокая рентабельность эксплуатации этого туристического "баллона", где цена билета на часовой полет составляет 300 евро, обеспечивает стабильный приток средств. В гондоле Skyship 600 B свободно размещается 12 человек. Благодаря двум двигателям Porsche 930 по 255 л.с. аппарат легко развивает скорость. Кроме профилактических предполетных осмотров, SkyShip 600 В не нуждается ни в капитальном ремонте, ни в перестройке.

    Российское дирижаблестроение, хотя и не представило столь впечатляющих образцов воздухоплавательной техники, как в Германии, Англии или США,  уже вполне уверенно заявило о себе как о конкурентоспособном производителе. Так, совместный российско-французский проект – Voliris-900, созданный НПО "РосАэроСистемы", наглядно продемонстрировал полное соответствие всем международным стандартам, не уступая ни одному западному производителю.

    Нумера в поднебесье

    Сейчас дирижабли в основном используются в качестве эффектных рекламных площадей, для видеосъемок и других зрелищных мероприятий. Однако уже в самом ближайшем будущем эти аппараты смогут получить совершенно иное, можно сказать, фантастическое применение.

    Американская компания Aeros создала дирижабль Aeroscraft ML866 – аппарат с внутренней полезной площадью отсеков, превышающей 460 кв. метров. Но самое интересное – в основном предназначении дирижаблей Aeros: они будут продаваться как летающие частные дома и отели. Причем владельцу комфортабельного и оригинального жилища совсем не обязательно летать! Достаточно надежно закрепить его на высоте нескольких метров. Примечательно, что земельное законодательство большинства стран не требует оформления прав аренды для такой "воздушной парковки" дома. Внутри дирижабль может быть спланирован и оборудован по вкусу хозяина так же, как и обычный коттедж. Но и это еще не все. В далеко идущих планах компании преобразовать дирижабль в шикарный воздушный четырехэтажный отель класса люкс.

    Внутри небесного дома будут находиться пассажирские салоны, комфортабельные каюты, конференц-залы и рестораны, библиотека, прозрачный пол в зале совещаний и даже казино. Планируется, что из аэропорта он будет вылетать в вертикальном положении с первоначальной скоростью 185 км/ч, набирая ее до 280 км/ч на высоту 2 438 метров. В небо воздушное судно Aeroscraft ML866 поднимется в 2010 году.

    А вот другой подобный чудо-дом носит название Manned Cloud ("Управляемое облако"). Он был спроектирован как летающий отель французским дизайнером Жаном-Мари Массад (Jean-Marie Massaud). Воздушный корабль китообразной формы был разработан с помощью аэрокосмической компании ONERA и способен перевозить до 40 сорока человек на расстояние до 5 тысяч километров. Обычная скорость Manned Cloud составляет 130 километров в час, а максимальная – 170. На двух палубах дирижабля могут разместиться 40 гостей и 15 человек обслуживающего персонала (1100 кв. метров). Кроме комфортабельных кают, в "Управляемом облаке" пассажиров ожидает ресторан, библиотека, тренажерный зал и SPA-салон. Перевозить всех туристов, желающих путешествовать по миру без дорог, в течение 72 часов, этот шикарный небесный отель сможет уже в следующем году.

    Итак, дирижабли вновь выходят из тени и уже решают широчайший спектр всевозможных задач – от транспортировки грузов и рекламы до туризма. А новейшие достижения дирижаблестроения позволят реализовать то, что вчера казалось не только спорным, но и несбыточным.

    Дмитрий Гнатенко






    Zeppelin NT LZ-N07


    Zeppelin NT LZ-N07


    Zeppelin NT LZ-N07


    Zeppelin NT LZ-N07


    Skyship 600


    Skyship 600


    Skyship 600


    Manned Cloud


    Manned Cloud


    A-60+


    A-60+
    Rambler Top100