Яхта «люкс»: российский стандарт //17.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Что отличает человека успешного от принадлежащего к элите общества? Конечно, собственная суперъяхта! Фантастически быстро растущий спрос на шикарные моторные лодки подтверждает, что класс российской элиты уже сформировался.

     Но до сих пор высший знак принадлежности к «сливкам общества» можно было приобрести только у зарубежных производителей. Причина известна: в России не строили яхт «люкс». Однако в последнее время отечественные компании стали рассматривать перспективы судостроения в России совершенно не так, как раньше.

    По мнению экспертов, потенциал спроса российских покупателей включает яхты от 15 до 30 метров длины, стоимостью от $800 тысяч до $5 миллионов. Статистика свидетельствует: больше всего россиян интересуют серийные яхты около 30 метров длиной стоимостью от 1,5 до 3 миллионов долларов производителей Azimut, Ferretti и других всемирно известных компаний. На западных судоверфях россиян уже давно рассматривают как весьма серьезного клиента, а Россию - как перспективный рынок сбыта дорогих яхт. Что могут противопоставить этому наши судостроители?

    Что происходит в мире
    Наметились две любопытные тенденции. Покупатели стали проявлять интерес к очень большим серийным яхтам. Увлекшись гонкой за размерами судна, заказчики жертвуют тем, что еще недавно считалось «изюминкой» яхты класса «люкс» - ее эксклюзивностью. Теперь предпочитают приобретать серийную яхту подходящего размера, а для самовыражения оставляют оснащение и внутреннюю отделку.
    Это привело к глобальным переменам на рынке яхтостроения. Усилилась специализация и разделение функций в процессе проектирования и строительства судов. Голландские, итальянские и американские судоверфи стали перекладывать все большую часть работ на специализированные компании. Например, процесс проектирования уже прошел стадию сегментации на проектирование судна, внешнего и внутреннего дизайна, отдельных систем, и раскрой материалов корпуса и надстройки. Все это верфи поручают отдельным компаниям, а сами занимаются маркетингом, организацией судостроительных и интерьерных работ, комплектацией, монтажом оборудования, и, конечно, сдачей судна заказчику. Любопытно, что при такой схеме, к примеру, голландская яхта на поверку таковой не является, поскольку многие ее составляющие производились в Турции, Азии или Китае… Зачем это делается? Управляющая компания стремится минимизировать затраты на каждом этапе производства. Поэтому выбирает субподрядчика на отдельный вид работ на конкурсной основе по принципу «максимальное качество за минимальную стоимость». Очень часто заказы достаются странам с дешевой, но довольно квалифицированной рабочей силой или «недорогой» сырьевой базой (низкие цены на металл, энергоносители и т.п). Все это заметно сказывается на себестоимости. При этом компания-подрядчик отвечает за качество каждого шурупа – иначе она скомпрометирует знаменитый бренд.


    Ключ к российской яхте
    Процесс специализации в мировом производстве яхт только начался, поэтому у России есть возможность стать его полноправным участником. Например, в качестве производителя корпусов и надстроек (КАСКО). Российские судоверфи попадают в европейскую зону влияния и имеют ряд серьезных преимуществ перед традиционными субподрядчиками европейских производителей в Турции и Малайзии. Они располагают квалифицированной рабочей силой (большой опыт военного судостроения), дешевыми энергоносителями и сырьем. Материальная оснащенность наших верфей вполне приличная. Они обладают всем необходимым оборудованием, в том числе для сварки по прогрессивным технологиям. Но главное, они ближе к заказчику, а значит ниже издержки на транспортировку изготовленных частей судна к производителю через морские порты на Балтике и Черном море. Доля российских судостроителей может достигать 20-25 процентов ($80-100 миллионов) от европейской доли рынка в секторе строительства корпусов и надстроек.
    Безусловно, выход российских судостроителей на рынок производства КАСКО комфортабельных моторных яхт, сулит немалые финансовые перспективы. Включение в мировую систему яхтостроения, впрочем, дает и другой шанс: выйти на рынок строительства яхт «под ключ». Эксперты считают, что «перегруженные» управляющие западные компании будут заинтересованы в том, чтобы организовать кооперацию по поставкам качественных комплектующих и судового оборудования в Россию с целью создания конечного продукта на российских верфях. Таким образом были бы «убиты» сразу «два зайца»: в Европе снизилась бы напряженность спроса (крупные компании могли бы размещать у нас заказы своих клиентов), с другой – российские заказчики могли бы получить качественный продукт «на дому». К тому же, по подсчетам экспертов, постройка яхты длиной 15-20 метров в России дешевле, чем в Европе, примерно на 20-30%. Для яхт 20-30 метров длины экономия составит до 40%.
    Есть, правда, несколько проблем, которые следовало решить самим верфям, прежде чем браться за строительство яхт «под ключ». Например, добиться таможенных льгот при ввозе судового оборудования или привести в соответствие требования Российского Морского и Речного Регистров с требованиями мировых Классификационных сообществ.
    Но решение такого рода проблем – дело в России не быстрое. И чтобы не растерять пока еще существующие преимущества, уже сегодня отечественные заводы реализуют проекты строительства судов «под ключ», пользуясь возможностями зарубежных специализированных компаний. Отечественный судостроительный рынок развивается, и сегодня «яхт-проекты» становятся привлекательными и для российских верфей, и для некоторых крупных заводов на постсоветском пространстве.


    География верфей
    Верфей, выпускающих небольшие яхты, в России и ближнем зарубежье довольно много. Они специализируются по типу производимых яхт, материалам корпуса и качеству отделки.
    Самая известная продукция московской компании "Мультимар" - многокорпусные круизно-гоночные яхты серии «Иван32™». По оценкам западных специалистов, ее предшественник «Иван 30™» - одно из лучших судов 30-футового класса в мире. Это элитный проект с яркой концепцией и несколькими защищенными know how. Яхта задумывалась как «лодка» для семейного круизного отдыха, водного туризма, рыбалки и охоты.
    Другой известный на нашем рынке производитель - петербургская верфь "MOROZOV YACHTS" делает ставку на опыт отечественных специалистов, и современные зарубежные оборудование, технологии, материалы. Собственная конструкторская группа верфи работает совместно с голландскими и испанскими дизайнерами. Размеры производственных помещений позволяют одновременно строить несколько объектов длиной до 30 метров. По желанию покупателя может быть создан индивидуальный проект или адаптирован существующий. Сегодня верфь работает преимущественно по запросам зарубежных заказчиков. В данный момент строятся яхты 15 и 17 метров длины для клиентов из Голландии и Англии. Все корпуса изготавливаются из алюминия, стали или дерева. В отделке применяются только экологически чистые материалы.
    Небольшие спортивные парусные яхты уже 14 лет строит екатеринбургское предприятие «Спрей» в сотрудничестве с конструкторским бюро «Рикошет дизайн группа» – главный конструктор Юрий Ситников (Санкт-Петербург), и предприятием «Казарин и К» (Нижний Тагил) – изготовителем корпусов яхт. В 1997 году с процессом производства яхт познакомился конструктор из Голландии, более 20 лет строящий яхты. Г-н Йоган Якобус ван Нусс не мог скрыть восхищения тем, что такие классные суда можно делать не на морской судоверфи, а на небольшом предприятии среди Уральских гор.
    В настоящее время предприятие строит 12 модификаций яхт размерами от 5,5 до 9,4 метра, от спортивной яхты класса «Микро» «Рикошет 550 Р» до комфортабельной трехкаютной яхты «Рикошет 940» представительского класса. Последняя - яхта трехчетвертьтонного класса. На ней есть две каюты и просторная кают-компания, где могут расположиться шесть человек экипажа. Внутренняя отделка - из современных импортных материалов. Яхта комплектуется мощным двигателем импортного производства, сантехническим, камбузным оборудованием. По желанию на яхте устанавливаются дополнительные бытовые приборы, средства и связи и навигации. «Плавучий дом!» - таков отзыв о «Рикошете-940» бывалых яхтсменов. Эти красивые суда можно встретить на Черном, Балтийском и Средиземном морях.
    Николаевская яхт-верфь "Навигаль лтд" работает на рынке малотоннажного судостроения Украины более 12 лет и является одним из ведущих предприятий в этой отрасли, а в изготовлении судов из алюминиевых сплавов занимает лидирующее положение в стране. Корпусосборочное производство из алюминиевых сплавов сертифицировано «Bureau Veritas Quality International».
    Сегодня верфь выпускает яхты и другие малые суда из алюминиевых сплавов и стали. При строительстве применяются оборудование и материалы ведущих мировых фирм. Производственный ассортимент разнообразен - изготавливаются семейные и представительские, круизные, скоростные моторные яхты, специальные суда. Предложения верфи включают 14 моделей парусно-моторных, 10 моделей моторных яхт, 4 модели специальных судов. Наиболее известны проекты "Навигаль162" длиной 16,2 метра со стальным корпусом, легкосплавный "Навигаль 1149", удивляющий своим внутренним простором при небольшой длине - 11,5 метра, и 14,5-метровая быстроходная "Навигаль1450". В ближайших планах - строительство стальных и алюминиевых «Моторсэйлеров» с малой осадкой, и постановка на серию мореходных моторных яхт «Боярин1200».
    Если небольшие судоверфи берут на вооружение общемировую практику кооперации и специализации, то у некоторых крупных заводов – другая позиция. Морской завод "Алмаз" предлагает заказчикам актуальные программы строительства новых судов, начиная от их проектирования до сдачи «под ключ». Гражданское судостроение стало специализацией "Алмаза" с 1991 года. Один из немногих заводов с широкими техническими возможностями и высококвалифицированным персоналом, «Алмаз» имеет все для того, чтобы войти в систему мирового яхтостроения. В 1997 году Система управления качеством ОАО Морской завод "Алмаз" была сертифицирована международным органом сертификации "Bureau Veritas Quality International" на соответствие стандарту ISO 9001-1994 c аккредитацией в национальном органе Великобритании UKAS. С 1999 года был налажен серийный выпуск скоростных катеров различного назначения длиной 5-12 метров. В 2000 году, успешно пройдя ресертификацию, завод подтвердил статус соответствия установленной системы управления качеством. В январе 2001 года верфь выиграла тендер и подписала контракт на строительство скоростного парома Superfoil 40 для обслуживания линии Таллин-Хельсинки. Этот 40-метровый катамаран предназначен для перевозки 300 пассажиров.
    Сегодня «Алмаз» проектирует служебные, прогулочные и скоростные катера, парусные, моторные и скоростные яхты. Специалисты считают это предприятие одним из самых перспективных игроков на рынке яхтостроения.


    Яхта «люкс» по-московски
    До настоящего момента в России для желающих обзавестись комфортабельным судном существовали два варианта. Первый - приобретение и переоборудование бывшего в эксплуатации речного теплохода, построенного в советские времена. Второй - покупка пластиковых или даже металлических яхт в Европе. И тот и другой имеют недостатки. Первый требует колоссальных вложений, и не дает возможности получить современный эстетичный «дизайнерский» продукт. А второй слишком дорог. К тому же, самые популярные в Европе пластиковые суда не годятся для российских студеных вод.
    Однако сейчас у российских заказчиков появился реальный шанс обзавестись яхтой «люкс». О реализации трех крупных проектов суперъяхт недавно объявил Московский судостроительный завод. Это самые современные российские моторные яхты класса «люкс» с алюминиевым корпусом 24, 33 и 38 метров, предназначенные для эксплуатации во внутренних водах России и морских акваториях.
    МССЗ лучше, чем другие, оборудован для строительства яхт до 50 метров длины. В советские времена он выпускал 80 процентов прогулочных судов. Всего с 1936 года было построено свыше 1700 пассажирских судов общей длиной более 52000 метров. Это известные в России и во многих зарубежных странах прогулочно-экскурсионные и пассажирские теплоходы «Москва», «Заря», «Луч».
    При проектировании, сборке и оснащении суперъяхт МССЗ пошел по логичному пути кооперации с крупными компаниями разной специализации. Яхты проектного бюро Московского завода разработаны в сотрудничестве с голландскими партнерами - дизайнерским бюро Guido de Groot Design и группой морской архитектуры Ginton & Weber. Совместная работа проектировщиков и конструкторов позволяет удовлетворить запросы заказчика относительно оснащения, а также дизайна интерьеров - именно того, на что сегодня обращают особое внимание при покупке серийного судна. Характеристики базового проекта, отвечающие требованиям Судового Регистра Ллойда (LloydХs Register of Shipping), Итальянского Морского Регистра (RINA), Российского Речного Регистра, при этом остаются неизменными. Это значительно облегчает задачу судостроителям и укорачивает «время ожидания» для покупателя.
    На яхтах устанавливаются системы и оборудование мировых лидеров производства корабельных систем. Это двигатели Caterpillar, дизель-генераторы Deuts, рулевые машины Autonav, навигационное оборудование Furuno и многое другое. Для покраски судов применяются технологии и материалы ведущего производителя систем покраски, компании Akzo Nobel. Это позволяет получать высококачественную финишную поверхность корпуса и надстройки, стойкую к воздействию окружающей среды и механическому износу.

    В первых проектах МССЗ использована уникальная технология сборки внутри

    корпуса строящегося судна сделанных в Голландии готовых интерьеров. Чтобы при увеличении объемов производства избежать трудностей с поставками, на заводе создан собственный цех по изготовлению сборных интерьеров и мебели для строящихся яхт. Это не снизило качества и изящества наполнения яхты. Одного взгляда на блеск поручней из полированной нержавеющей стали, выдвижные трапы с пультом дистанционного управления или автоматически открывающиеся двери с поверхностями из поликарбонатного зеркального стекла достаточно, чтобы понять: роскошь в российском исполнении ничем не уступает зарубежной.
    Первый проект яхты «люкс» BURIANI 80'B создан для завода дипломированным архитектором морских судов, итальянцем Марко Буриани, известным проектами моторных яхт от 12 до 32 метров почти для всех ведущих итальянских верфей. Архитектор и сотрудники проектного бюро «SANIPRO Ass.ti» создали суперъяхту в лучших традициях итальянской школы дизайна морских моторных яхт класса "люкс".
    У BURIANI 80'B очень яркая «внешность» - стремительный, эффектный силуэт.
    Глиссирующая моторная яхта предназначена, в первую очередь, для частных заказчиков, ценящих скоростные качества и надежность судов из алюминиевых сплавов. Судно класса A, RINA (Итальянский Морской Регистр), имеет длину 24 метра, ширину – 6,4 метра, осадку – 1,6 метра, полное водоизмещение – 69 тонн. Корпус и надстройка выполнены из алюминиево-магниевого сплава, что позволяет безбоязненно бороздить даже очень холодные российские воды. На яхте могут разместиться до 8 человек в 2/4 каютах. Для экипажа из 4 человек - 2 каюты. Благодаря двум двигателям - Caterpillar 800 или 1200 л.с., яхта развивает скорость 34-45 км/ч. На открытой верхней палубе с мягкими креслами и шезлонгами можно наслаждаться чистым воздухом и пейзажами. На главной палубе устроены огромная гостиная и столовая. Панорамные стеклянные раздвижные двери в кормовой части создают ощущение близости к воде. На нижней палубе располагаются спальные комнаты, где можно безмятежно растянуться на широкой кровати, и ванные с джакузи. Система жизнеобеспечения судна, организация внутреннего пространства, дизайн интерьера и качество использованных в отделке материалов, позволят совершать круизы по морям и рекам России в роскошной «вилле на воде».
    В создании не менее интересного проекта моторной суперъяхты De Groot 105.01 тоже не обошлось без иностранного участия. Группа дизайнеров компании Guido de Groot Design разрабатывает уникальные проекты судов, длиной от 15 до 72 метров, которые строятся на ведущих верфях мира. Голландский дизайнер Гвидо де Грот после окончания Института Дизайна "Art Center" в Пасадене (США) более 6 лет работал с французским автомобильным концерном Citroen в Париже. За время сотрудничества с Citroen Гвидо разработал дизайн модели The Citroen Xsara и некоторых других. Пять лет назад он основал собственное дизайн-бюро, специализирующееся на разработке интерьеров и экстерьеров яхт класса "люкс".
    Поэтому De Groot 105.01 предназначена для тех, кто хочет обратить на себя внимание на причалах Сан-Тропеза летом и в лучах карибского солнца зимой. Строительство под контролем Lloyd's Register of Shipping и соответствие требованиям Кода MCA, изысканный дизайн и отделка обеспечат владельца яхтой, соответствующей его статусу. При длине 33 метра судно имеет ширину 6,7 метра, осадку – 1,5 метра и полное водоизмещение – 130 тонн. На двигателях Caterpillar 2x385 л.с. она способна развивать скорость 20-24 км/ч. Количество пассажиров - 8 человек (4 каюты), и 4 человека экипажа. Силуэт и линии обводов яхты производят магическое впечатление: кажется, что всегда мечталось именно о такой. А если учесть, что техническая «начинка» и дизайн интерьеров всех трех палуб зависят только от фантазии заказчика, это и есть воплощение мечты, за которым уже не надо стоять в очереди где-нибудь на европейской верфи.
    Другой реализуемый на МССЗ проект - моторная суперъяхта класса «река-море» Olsten105.01(02) (Класс М-СП Российского Речного Регистра). Завод разработал его в сотрудничестве с европейской группой компаний OLSTENSHIP, которая привлекла к работе над проектом международную команду дизайнеров и проектировщиков. Ведущий проектант Юрий Шаманин решил в Olsten105.01(02) приоритетные задачи конструкции российской суперъяхты. Судно смешанного («река-море») плавания имеет малую осадку для эксплуатации на многих реках России, и одновременно хорошие показатели остойчивости для выхода в море. Современный внешний вид, надежные судовые системы и высокий уровень комфорта позволяют отнести ее к категории моторных суперъяхт. Длина судна 33 метра, ширина 6,7 метра, осадка – 1,5 метра, полное водоизмещение - 130 тонн. Внутри стального корпуса с надстройкой из алюминия скрыты мощные двигатели Caterpillar 2x385 л.с., разгоняющие яхту до скорости 20-24 км/ч. В 4/5 каютах могут разместиться 8-10 пассажиров, еще две каюты на 4 человек – для экипажа.
    Яхты серии Olsten 125.01 (02) могут использоваться российскими корпоративными заказчиками и пассажирским судоходными компаниями для организации отдыха класса "люкс" как на реках и водохранилищах России, так и в прибрежных морских зонах. Серийное судно легко модифицируется силами дизайнеров и проектировщиков МССЗ, поэтому яхта этой серии может удовлетворить запросы каждого заказчика. При длине 38 метров, ширине 6,7 метра, осадке – 1,5 метра, и полном водоизмещении в 170 тонн, это стальное судно выглядит настолько элегантно, что всегда обращает на себя внимание. Его мощные двигатели Caterpillar 2x475 л.с. легко несут стильный стальной корпус с надстройкой из алюминия со скоростью 20-24 км/ч. 5/6 кают предлагают роскошный отдых 10-12 пассажирам, для экипажа - 3 каюты на 5 человек. На главной палубе расположены просторные гостиная и столовая с большими окнами.
    Строительство «индивидуальных» яхт, считают московские судостроители, тоже имеет хорошую перспективу. Сейчас на МССЗ прорабатывают концепцию создания индивидуальных суперъяхт с одной из ведущих мировых верфей. Эти «морские красавицы» от 40 до 50 метров длины будут создаваться «под заказ». Но рынок судов таких габаритов в России ограничен, поэтому основные рабочие проекты завода - так называемые полусерийные (или полуиндивидуальные) яхты. На них МССЗ получил уже семь заказов. В феврале 2003 года на стапелях завода находились три судна длиной от 33 до 38 метров. В марте началось строительство еще двух. Среди заказчиков есть и частные лица, и коммерческие организации. Интерес к новой продукции активно проявляют и государственные структуры.
    Современный завод может производить до 20 яхт в год. В планах на ближайшие два года рост объема производства до 8-10 судов в год, а в 2006 году - до 12-14 судов в год. Такой объем делает МССЗ интересным партнером для чартерных компаний, которым важен не бренд производителя, а качество при невысоких ценах. А стоимость строительства, благодаря концентрации на выпуске полусерийных моделей яхт, на МССЗ меньше, чем на европейских верфях на 30-40%. К тому же, рабочие проекты МССЗ соответствуют запросам российских покупателей, которые в первую очередь заинтересованы в яхтах для эксплуатации на реках с краткосрочными выходами в море, или на крупных озерах и водохранилищах.

    Инна Ельникова

    Rambler's Top100