«Кубок Америки» - самая престижная яхтенная награда //10.02.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Его называют и «старый кувшин», и «дырявый кувшин», но до сих пор за обладание им сражаются лучшие гонщики, тратятся десятки миллионов долларов на бюджет каждой яхты, решившейся вступить в борьбу.

    Французы подарили Соединенным Штатам Америки величественную Статую Свободы. Американцы сделали из нее свой национальный символ и самую известную скульптуру современности. Правда, сегодня мало кто помнит, что, по замыслу создателей, Статуя Свободы должна была символизировать помощь Франции американскому народу в его борьбе за независимость.

    Англичане вручили шхуне «Америка» обычный по тем временам яхтенный трофей - кубок «100 гиней». Американцы переименовали его в «Кубок Америки», подарив миру самую престижную яхтенную награду. Страсти вокруг этого серебряного сосуда, весом 3,8 килограмма и высотой 68 сантиметров, не стихают уже больше 150 лет.

     

    В эпоху правления королевы Виктории кубки «100 гиней» были традиционной наградой победителю в яхтенных и конных соревнованиях. И тому и другому виду спорта королева покровительствовала и часто лично вручала подобные призы. Кстати, зная традицию пить до дна из выигранных кубков, Виктория велела своим ювелирам, изготовлявшим призы, делать их без донышка. Так королева боролась за здоровый образ жизни…

    Все остальные «бездонные» кубки той эпохи канули в Лету. Судьбой их мало кто интересуется. Зато имена тех, кто когда либо прикасался к «Кубку Америки», навсегда входят в историю парусного мира. Его называют и «старый кувшин», и «дырявый кувшин», но до сих пор за обладание им сражаются лучшие гонщики, тратятся десятки миллионов долларов на бюджет каждой яхты, решившейся вступить в борьбу.

     

    Яхта «Америка» против Старого Света

    Первый владелец Кубка, Джон Кокс Стивенс, основатель и первый командор Нью-Йоркского яхт-клуба, собрал синдикат для финансирования строительства шхуны «Америка» совсем не ради этого творения королевской ювелирной фирмы «Гаррард и сыновья». В 1851 году в Лондоне должна была состояться Первая всемирная промышленная выставка. Идея выставки принадлежала мужу королевы Виктории – принцу Альберту. В рамках выставки планировались научные, художественные и спортивные мероприятия. Британия слыла владычицей морей, и Каусская регата должна была еще раз подчеркнуть превосходство английского яхтинга. Взыгравший патриотизм американцев воплотился в парусной шхуне. Лучший американский яхтенный конструктор Джорс Стирс вызвался построить самую быстроходную яхту в рекордно короткие сроки, чтобы успеть к выставке. 20 тысяч долларов, по тем временам это была огромная сумма, – такую цену заплатили за яхту, названную «Америкой». В случае неудачного выступления в гонках Нью-Йоркский синдикат рисковал не столько деньгами, сколько престижем всей страны. «Америка» покидала Америку с напутствиями – «Если проиграете, лучше не возвращайтесь».

    В день своего прибытия в Каус Стивенс, как требовали обычаи того времени, направил официальный «вызов»: «Чтобы сравнить достоинства разных типов шхун Старого и Нового Свет, – говорилось в этом послании, - Нью-Йоркский яхт-клуб в лице своего командора Стивенса предлагает Королевской яхтенной эскадре, чтобы «Америка» приняла участие в гонках против любого числа шхун, входящих в любую яхтенную флотилию королевства, отобранных командором Королевской яхтенной эскадры». Далее следовали условия проведения гонок. Стивенс хотел, чтоб гоночная дистанция проходила в открытом море и при силе ветра не менее 6 узлов.

    Но британцы не спешили принять столь категоричный вызов. Более того, «Америке» было отказано в праве на участие в ближайшей регате. Поводом послужило то, что все стартующие английские лодки принадлежат одному владельцу, а «Америка» являлась собственностью синдиката. Стивенс предлагал в качестве приза - пари на 10 тысяч гиней. Но никто пари не принял.

    Больше трех недель шла тактическая борьба между Стивенсом и английскими яхт-клубами. Наконец командор подал заявку на участие «Америки» в гонках вокруг острова Уайт на «Кубок 100 гиней» Королевской яхтенной эскадры - и ее приняли. 22 августа 1851 года состоялась эта историческая регата. «Америка» с большим отрывом выиграла серебряный кувшин, полностью удовлетворив амбиции своих хозяев. Правда через 18 минут после «Америки» финиш пересекла небольшая яхта «Аврора», которая уже в силу своего размера была тихоходнее американской. Но в те времена обмеров судов и пересчета времени по гандикапу не проводили, и английский яхтенный приз покинул родину. Сама яхта-победительница осталась в Старом Свете, проданная через несколько дней после регаты лорду де Блакиеру.

     

    «Открыт для всех наций»

    «Кубок 100 гиней» сначала хотели переплавить и отчеканить памятные медали всем членам синдиката. И не было бы тогда, такого явления, как гонки на «Кубок Америки». Но то ли руки не дошли, то ли передумали, только в 1857 году, после смерти главы синдиката, Кубок был передан на хранение Нью-Йоркскому яхт-клубу. В дарственном акте, который еще называют «завещанием Стивенса», говорилось: «Любой яхт-клуб любой страны вправе во всякое время потребовать через одного или нескольких своих членов провести гонку на этот приз на любой яхте или другом парусном судне. <> Приз должен оставаться во владении клуба, а не его членов или владельцев яхты, которая победит в состязании. Не могут быть изменены условия его присуждения в качестве переходящего приза <…> Благодаря этому приз будет знаменовать собой постоянный призыв к дружественному международному соревнованию».

    Тогда на Кубке и появилась знаменитая надпись: «Открыт для всех наций». Нью-Йоркский яхт-клуб, согласно завещанию, разослал этот текст в яхт-клубы нескольких стран, в том числе и в Россию, приглашая вступить в борьбу за …«Кубок Америки». Так «Кубок 100 гиней» навсегда сменил имя. 12 лет «Кубок Америки» хранился как память о победе над английскими парусниками, и ни один яхт-клуб не оспаривал его у американцев. Он мог так и остаться памятным трофеем, если бы в 1868 году не пришел первый вызов из Англии – от Джемса Эшбри. Это была первая регата за "Кубок Америки". Хранители Кубка отклонили предложенный Эшбри формат соревнований, и англичанин был вынужден выступать в невыгодных для себя условиях, как, впрочем, и командор Стивенс в Англии 17 лет назад. Была проведена одна гонка, в которой шхуне Эшбри - «Камбрия» противостояли все желающие, а набралось таких немало, американские яхты. Он проиграл и вернулся в Англию… строить новую яхту. Через три года на «Ливонии» Эшбри снова вступил в борьбу, теперь ему удалось добится поединка яхт - «один-на-один». Американцы подготовили четыре яхты для защиты «Кубка» и меняли их в зависимости от погодных условий. Отсутствие единых правил огибания знака привели к тому, что Эшбри обвинил нью-йоркцев в нечестной игре, они его – в неджентльменском поведении. Взаимные обвинения звучали по обе стороны океана еще долго. Серебряный кувшин оказался яблоком раздора не только между Америкой и Англией. Разногласия начались и в самом клубе, командор клуба Биннетт, не согласный с позицией Джона Перпонта Моргана, покинул клуб, и Дж. П. Морган занял его место. С одним из самых богатых людей Америки было трудно спорить, к тому же Дж. П. Морган четыре раза лично финансировал защиту "Кубка Америки".

    Сам предмет столь ревностной защиты был со временем укреплен на внушительный постамент, составляющий теперь одно целое с викторианским кувшином. На постаменте гравировались имена яхт - история "Кубка Америки".

    "Властительница морей" каким-то мистическим образом передала вместе с кубком свои полномочия. По крайней мере, так казалось амбициозным американцам, и они были готовы защищать его любой ценой. И если Претендент строил одну яхту для участия в регате, американцы строили несколько и проводили отборочные соревнования. За честь защищать "Кубок Америки" сражались лучшие клубы и яхтсмены страны. Больше всего средств вкладывали, конечно, члены Нью-Йоркского яхт-клуба. Так что основатель клуба - Джон Кокс Стивенс подарил своему детищу вместе с Кубком, "открытым всем нациям" и почетную миссию защиты и просто сумасшедшую статью расходов. Ходила мрачная шутка, что тот, кто проиграет Кубок - поставит вместо него свою голову.

     

    Защитники и Претенденты

    В довоенный период его безуспешно пытались оспорить канадцы и британцы. После Второй мировой войны "Кубок Америки" еще долго, образно говоря, покрывался пылью. Конечно, в роскошном зале Нью-Йоркского яхт-клуба, где он хранился как символ не только этого клуба, но и всей страны - пыли никогда не было. Но и гонок тоже не было вплоть до 1958 года. И опять попытка Англии забрать на родину свой кувшин оказалась безуспешной.

    С 1962 года в игру включилась Австралия. Никто не воспринимал австралийский яхтинг всерьез, и напрасно. Именно австралийцам, хотя и не сразу, удалось впервые нарушить монополию Америки на приз, "открытый всем нациям". Для этого Австралии потребовался 21 год и создание собственного производства парусных тканей, парусных мастерских и даже строительство бассейна в Сиднее для проверки парусного оснащения. Дело в том, что, по одному из новых условий приема "вызова на поединок", яхта-претендент должна быть построена полностью на своей родине.

    Если в долгой истории Кубка и случались периоды, когда американские Защитники буквально искали соперников, то приблизительно с 70-х годов XX века от претендентов, как говорится, уже отбоя не было. Заявки поступали сразу из нескольких стран и были введены отборочные соревнования. Только победивший всех желающих мог теперь встретиться с Защитником. С 1983 года генеральным спонсором отборочного тура стала французская компания "Луи Вюиттон", учредив для претендентов "Кубок Луи Вюиттона".

    Впервые отборочные соревнования между разными странами прошли в 1970 году - Франция проиграла свой дебют уже вошедшим во вкус погони за Кубком австралийцам. Но и те, в свою очередь, проиграли Защитникам, правда, заявив, что решение о дисквалификации их яхты в одной из гонок было неправомерным. Борьба за Кубок превращалась в национальную политику. Мощная антиамериканская компания в австралийской прессе припомнила Америки все ее грехи, уже никак не связанные с парусными соревнованиями. Во избежание политических скандалов, с 1974 года гонки стали проводить под руководством международного жюри IYPU (Международной ассоциации парусного спорта). Отчетливый национальный характер гонок на "Кубок Америки" звучал и в именах строящихся яхт. Французы, под патронажем де Голля, выступали на яхте "Франс". Шведы, под покровительством своего короля, строили яхту "Швеция". Австралийцы - яхту "Австралия" и "Австралия II». Англичане к этому времени сошли с арены борьбы за главный приз. Характерно и то, что за всю историю гонок ни один американский клуб не выступал в качестве Претендента. Кубок, выигранный яхтой «Америка», весь мир привык считать «Кубкам Америки» - страны. Хотя, согласно завещанию, «Кубок» должен храниться в клубе, выигравшем соревнования, Бостонский яхт-клуб, в XIX веке защитивший серебряный кувшин, – его не получил. Нью-Йоркский яхт-клуб считал себя его единственным хранителем, и казалось, Кубок навсегда прикручен к своей подставке. Путешествие в 1980 году в Калифорнию, в клуб защитившего его под флагом яхт-клуба Сан-Диего Дениса Коннера, видимо, нарушило мистическую связь между Нью-Йоркским клубом и викторианским сосудом.

     

    Путешествия начинаются…

    В 1983 году Ален Бонд не только подготовил к гонкам "Австралию II", но и привез с собой позолоченный гаечный ключ, которым поклялся отвинтить болт удерживающий "Кубок Америки". И ему это удалось! Мистика, да и только, но это была первая гонка на Кубок, проигранная американцами за 125 лет. Денис Коннер, первый рулевой, не сумевший защитить его, на следующей регате победил австралийских Защитников и вернул Кубок обратно. Но начало было положено. Болт, видимо, уже не так крепко удерживал Старый кувшин. В 1995 году легендарный Питер Блейк увез его в Новую Зеландию. Так как Новая Зеландия - часть Британского содружества наций, английская королева пожаловала Блейку рыцарское звание за победу над американцами. Официально, правда, это называлось: "За заслуги в развитии парусного спорта". Хоть англичане уже давно сошли с арены борьбы за главный приз, Старый кувшин наконец выиграл подданный Великобритании.

    В 2000 году новозеландцам удалось отстоять Кубок, и еще несколько лет он являлся главным трофеем Королевской новозеландской яхтенного эскадры (кстати, то же название, только без слова «новозеландский» носил первый клуб, учредивший «Кубок 100 гиней»). Портрет королевы Елизаветы II, как в свое время портрет Виктории, - первое, что видит каждый, переступающий порог Королевского яхт-клуба.

    «Кубок Америки» долгие годы был стержнем Нью-Йоркского яхт-клуба, теперь он стал экономическим стимулом развития целой страны. По некоторым данным, проведение «Кубка Америки» в 2000 году принесло Новой Зеландии более 500 миллионов долларов. Старый кувшин, в борьбе за обладание которым было потрачено не одно состояние, оказалось, может приносить и немалый доход своим хозяевам. Просто волшебная лампа Аладдина, а не спортивный приз. Правда, не все в Новой Зеландии радовались этому чуду. Было совершен даже акт вандализма – Кубок пытались уничтожить. Смятый после удара викторианский кувшин реставрировали в той же ювелирной фирме, где он был изготовлен в середине XIX века. После нападения Кубок закрыли бронированным стеклом и приставили охрану. Старый кувшин сияет по-прежнему, и только фотографии в музее яхт-клуба напоминают о том, что у кого-то поднялась рука на самый старый спортивный приз до сих пор, находящийся в игре.

     

    Возвращение в Европу

    В 2001 году Старый кувшин совершил путешествие на свою историческую родину – в Каусе по случаю 150-летия Кубка организовали грандиозный парусный праздник. Гордые новозеландцы привезли виновника торжества и шутили, что юбилей – единственный шанс вернуть Кубок в Англию. Как оказалось, Новая Зеландия напрасно считала, что Старый кувшин задержится у них надолго.

    В парусе побеждают не страны, а люди. Трагическая гибель Питера Блейка от пиратской пули потрясла весь мир. Без него распалась команда-победительница и не смогла удержать заветный Кубок «на третий срок». Конечно, Питер Блейк сам ушел из команды еще до трагедии, но многие считают, что если бы Блейк был жив, события могли разворачиваться по-другому.

    Факт остается фактом – 2003 год вошел в историю «Кубка Америки» как год возвращения в Европу. Победительницей стала команда Швейцарии – Alighi Swiss Challende и увезла его в специальном саквояже, изготовленном по такому случаю фирмой «Луи Вюиттон», на берег Женевского озера. Таких почестей, с которыми его встречали, не оказывают и королям. Завершилось празднество лазерным шоу – разноцветные лучи рисовали высоко в небе над Альпами силуэт Кубка Америки, и отражение дробилось в водах Женевского озера.

    Право диктовать условия гонки на «Кубок Америки» перешло к Швейцарии вместе с трофеем, они должны назначить место проведения регаты. Ведь по одному из условий «Завещания», гонки проводятся только в соленой воде. Придется либо озеро солить, либо выбирать из многочисленных предложений. На право принять гонки уже тоже развернулось настоящее соревнование между приморскими городами Европы, победителя назовет синдикат Alighi до конца этого года.

    Впервые за свою историю «Кубок Америки» перешел к стране, не имеющей английских корней. Ведь, по большому счету, все 152 года им владели выходцы из Великобритании. Бывшие английские колонии доказывали свою самостоятельность и превосходство над классической Англией.

    С другой стороны, Старый кувшин вернулся в Старый Свет, и, по крайней мере, территориально стал гораздо ближе к точке начала своих странствий.

     

    «Дорогая» мечта

    Если уж говорить об английских корнях, то напомню, что за рулем швейцарской яхты стояли новозеландские яхтсмены, принявшие предложение шведского синдиката. Национальный патриотизм, на котором держалась уже больше 150 лет вся эта история, уступил место финансовому расчету. Хотя, может быть, дело было не в деньгах, а во внутренних проблемах новозеландской команды.

    Характерно, что в этих гонках вообще смешались все национальные приоритеты – например, главой синдиката новозеландской команды стал немецкий магнат, отказавший в финансовой помощи команде своей страны. Это были уже не соревнования стран, как в конце XX века, а гонки крупных, фактически международных, концернов.

    Участие в «Кубке Америки» признано очень эффективной рекламой – по освещению в прессе он уступает только трем спортивным событиям: Чемпионату мира по футболу, «Формуле-1» и Олимпийским играм. Существует масса расчетов, во сколько раз окупается каждый доллар, вложенный в подготовку команд, а вкладывается немало: в гонке этого года официальный бюджет каждой яхты составлял от 40 до 90 миллионов долларов. Но для «команды» спонсоров это не самые большие деньги, и не соображения бизнеса вовлекают их в эту игру. Почти все они сами ходят на яхтах, а слава Старого кувшина – самая притягательная парусная легенда. Она манит уже много поколений самых богатых людей мира. Причудливый силуэт викторианского кувшина, изображенный на всех парусах яхт класса «Кубок Америки», летит над волнами как призыв к вызову.

     


    Чайный король

    Сэр Томас Липтон вошел в историю «Кубка Америки» как самый настойчивый претендент. Он построил последовательно пять (!) яхт и пять раз пересекал Атлантику в надежде получить заветный приз.

    Его появление в "игре", можно приписывать деловым интересам: быстро разбогатевший талантливый предприниматель сначала купил себе титул, потом вовремя включился в самую престижную гонку. В тот момент, после скандала, а иначе это трудно назвать, с лордом Данревеном, английские яхт-клубы начали бойкотировать "Кубок Америки", очередной и далеко не последний раз обвинив американцев в нечестной игре. Шотландец по происхождению, Томас Липтон, имевший деловой интерес в Америке, нарушил негласный бойкот англичан и вывел свою яхту «Шемрок» против «Колумбии» Моргана. Проиграв, он в тот же вечер послал вызов на следующую регату и отправился строить «Шемрок II». Для американцев это был просто подарок, а не претендент. Липтон первый сумел превратить гонки в рекламную акцию, продажа его чая росла, и он не пытался выяснять отношения с организаторами регаты. И все-таки, несмотря на явный коммерческий интерес, Липтон "заболел" самим Кубком, он действительно страстно хотел его получить. Потому, что уже явно не соображения бизнеса вели восьмидесятилетнего сэра Томаса Липтона через Атлантику на последнюю попытку завоевать серебряный кувшин.

     


    Мировое турне

    Синдикат Alighi устроил настоящее турне Кубку: как мировая знаменитость, серебряный кувшин заехал в Токио, последний раз постоял на своем пьедестале в Нью-Йоркском яхт-клубе, посетил столицы европейских стран и города Швеции. Везде его встречали сотни желающих увидеть то, ради чего американские миллионеры больше столетия пускались во все тяжкие, выслушивали обвинения в обмане, ругались с половиной мира, а потом шли на изменения правил, на все, только бы борьба продолжалась.

    Те, кто не успел встретиться с Кубком во время турне, могут ехать на Женевское озеро. «Доступ к телу» открыт в определенные часы в яхт-клубе Sosiete Nautique de Geneve (SNG), под флагом которого выступала команда Alighi.

     

    Алена Богданова

    Rambler's Top100