Филипп Бриан (глава бюро Briand Yacht Design) //11.03.2008

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • По проектам этого французского дизайнера и его команды было построено более 10 тысяч яхт. Все эти лодки можно условно поделить на три части: гоночные яхты, суперъяхты и серийные яхты. Филипп Бриан, который возглавляет бюро Briand Yacht Design, рассказал о своей многогранной работе.


    Филипп, не могли бы немного рассказать о себе? Где вы учились?

    – Мой отец участвовал в яхтенных регатах с 1947 года, а в 70-е и 80-е годы создал крупнейший в Европе плаз. Неудивительно, что я начал проектировать лодки еще в юности. Моя первая работа была сделана в Швеции, вместе с Пелле Петтерсоном: мы сконструировали лодку, которая выступала за Швецию в Кубке Америки.

    Как и когда вы поняли, что хотите посвятить свою жизнь строительству яхт?

    – Я конструирую с 11 лет. Это призвание. Когда построили первую лодку по моим чертежам, мне было 16. Ее длина была 7,50 м, водоизмещение – четверть тонны.

    Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать настоящим дизайнером?

    – Чтобы стать настоящим дизайнером, надо построить несколько хороших судов… Но клиенты, естественно, доверяют только тем, у кого уже есть практический опыт. Получить первые заказы – от которых зависит все – очень трудно… Но это единственный способ приобрести опыт и стать настоящим конструктором.

    Какими навыками должен обладать настоящий дизайнер?

    – Дизайнер должен: 1. Уметь управлять яхтой – это основа основ. 2. Научиться учиться – это искусство, которому научить нельзя. 3. Всю жизнь помнить о своей работе, своих творениях, и оставаться сосредоточенным – проектировать яхты не «трудно», но «сложно».

    Судя по вашему портфелю, вам нравятся парусные яхты. Каким образом вам удается проектировать и моторные яхты тоже – ведь это совершенно другое дело?

    – Это правда, по сути дела, я дизайнер парусных судов. Чтобы спроектировать парусную яхту, нужно стремиться к максимальной эффективности. Парусные суда движутся только силой ветра. Нужно обеспечить оптимальный объем, оптимальный комфорт, эстетику и оптимальный вес.
    В случае с Vitruvius мы применили эту философию к дизайну моторных яхт. В результате получилась эффективная моторная яхта с низким уровнем расхода топлива, легкая на ходу, с уровнем комфорта, сопоставимым с другими моторными яхтами, и с выдающимися эстетическими качествами.

    Что для вас значит хождение под парусом? Это философия, стиль жизни или просто работа?

    – Это страсть, которая стала работой – и которая существенно влияет на мой образ жизни. Мне до сих пор кажется, что есть нечто магическое в том, что судно весом в несколько тонн может идти со скоростью 20–30 узлов под действием только силы ветра!
    Если вдуматься, это одна из старейших профессий в истории. Парусные суда существуют на протяжении более 10 веков, они сделали возможными великие открытия XV и XVI веков, это самый экологически безвредный транспорт… И им предстоит великое будущее!

    В мире есть несколько выдающихся дизайнеров, вы – один из них. Можно ли говорить о школах яхтенного дизайна? Чем голландская школа отличается, например, от французской, итальянской или английской?

    – Насколько мне известно, в мире мало школ кораблестроения. Самая известная находится в Саутгемптоне. Есть еще школы в Голландии. Тем не менее, я знаю конструкторов яхт, которые изучали кораблестроение, дизайн интерьеров, физику, аэродинамику – или были капитанами торгового флота!

    Стоит взглянуть на Vitruvius и становится ясно, какими вы представляете себе яхты будущего. Но есть ли в будущем место для классических парусных яхт?

    – Мне нравятся и классические яхты тоже, и я думаю, нужно найти способ использовать некоторые линии этих судов в современных дизайнах – они символичны. Тем не менее, сейчас 2008 год, и сегодня дизайнеры должны конструировать суда для будущего – для 2010–2020 годов.

    Какая из ваших конструкций нравится вам больше всех?

    – Обычно мой любимый проект – тот, который в данный момент находится на чертежной доске. Но, конечно, Mari-Cha IV остается самой потрясающей яхтой, на которой мне когда-либо доводилось плавать.

    – Вы создали самую большую гоночную яхту, 140-футовую Mari-Cha IV. В 2005 году она выиграла кубок Rolex Cup. Не могли бы вы поподробнее рассказать об этом проекте?


    – Mari-Cha IV была спроектирована в 2002 году, но до сих пор остается самой большой монокорпусной парусной яхтой в мире. За ней также числится трансатлантический рекорд скорости под парусом: 6 дней – 17 часов, при средней скорости 20 узлов. Она полностью соответствует очень амбициозным параметрам, заданным заказчиком. Сейчас эта яхта выставлена на продажу, и мы получили заказ переоборудовать ее в круизную версию – сохранив при этом 90% гоночных качеств. Это будет самая быстрая круизная яхта в мире. При соответствующем ветре ее скорость будет выше, чем у 80% всех моторных яхт!

    Вы знаете Эндрю Винча уже около 10 лет. Как началось ваше сотрудничество?

    – Мы с Эндрю познакомились в 1990 году. Решили поработать вместе над проектом 50-футовой серийной яхты, которые в то время были очень популярны. С тех пор он добился больших успехов, и мы тоже. Мы были бы не прочь снова поработать вместе, но случай представился только в 2003 году – мы вместе спроектировали Hamilton II, 117-футовую яхту для принца Садруддина Ага-Хана. Когда мы обсуждали проект 180-футовой яхты с Royal Huisman Shipyard, то сразу выбрали Эндрю дизайнером интерьера – особенно учитывая, что он уже не раз работал на этой верфи.

    Как вы оцениваете свою работу – по количеству наград или по количеству полученных заказов?

    – Я оцениваю нашу работу по количеству «новых» концепций, которые мы создаем. Ни одна фирма не разработала большего количества концепций серийных яхт (Océanis, Sun Odyssey, First, Ovni…). Каждый индивидуальный проект – тоже попытка предложить новую концепцию. Наш последний источник «концептуальной» гордости – Vitruvius.

    – Какие у вашей компании планы на ближайшее будущее?


    – Мы планируем консолидировать три рынка: дизайн серийных яхт, дизайн суперъяхт по типу Huisman 180’ и дизайн моторных суперъяхт по типу Vitruvius…
    А если после этого останется время, я бы также хотел спроектировать новую яхту для регаты на кубок Америки 2011…

    Беседовал Константин Старцев



    Rambler's Top100