Наверное, трудно найти более космполитичного дизайнера. Он испанец, родился в Никарагуа, живет в США, сотрудничает с немецкой компаний и строит яхты на Тайване. Хуан Карлос Эспиноза дал нам эксклюзивное интервью.
– Пожалуйста, расскажите о Вашем пути в яхтенном дизайне? Где Вы получили образование и ваш первый опыт работы?– Я родился в Никарагуа, в Центральной Америке, и в 1981 году переехал в США, город Чикаго, чтобы окончить Иллинойский университет по специальности архитектура. В 1985 году окончил Школу архитектуры и градостроения.
Первая работа была в архитектурной компании Atwood Yachts над проектом самой большой яхты, построенной в США. Это была яхта TIME от Palmer Johnson. 125-футовую яхту с интерьерами от Atwood Yachts спроектировал бывший военно-морской архитектор Том Фексас. Это была первая яхта, над интерьерами которой трудился в составе трех дизайнеров. Я работал на эту фирму в течение 4 лет и посещал мировые бот-шоу, демонстрируя эту яхту. Мне очень нравилось путешествовать по миру и быть в числе первых, увидевших новые модели яхт, которые были построены в мире на то время.
Позже, в 1989 году, по совету Тома, я переехал в Стюарт, во Флориду, где и живу сейчас, сотрудничая с ним в проектировании его яхт.
– Что Вы думаете о качествах яхтенного дизайнера? Какими чертами он должен обладать, чтобы стать успешным?– Я действительно верю, что мое образование архитектора очень сильно помогает мне при разработке эстетически приятной планировки и интерьера. Чувство меры, пропорций, контраста, преподаваемые архитекторам, по-моему, важные качества для успешного дизайнера яхт. Так же вы должны уметь хорошо слушать и учитывать все рекомендации и
пожелания вашего клиента. Нет никакого смысла что-то моделировать только так, как вам это нравится, если проект не отражает требований заказчика.
– Как бы Вы охарактеризовали ваш яхтенный стиль? Делаете ли Вы различия между яхтенными школами?– Я, как военно-морской архитектор, проектирующий яхты, немножко более консервативен, чем дизайнеры яхт, получившие другое образование. Может, это потому, что у нас нет какой-то предвзятости, как должна выглядеть яхта или как правильно и в каком порядке должна выполняться работа. Я в самом деле верю, что новые дизайнеры принесут много свежих идей в эту область.
– Чем Вы руководствуетесь в своей работе? Что вас вдохновляет?– Для меня желание клиента – закон. Если все его пожелания воплотятся в жизнь, то это будет самый счастливый клиент, наслаждающийся своей яхтой долгое время. Мне везет на клиентов, которые готовы делать что-то новое, необычное, отличное от каких-то штампов. Такие клиенты вдохновляют меня на создание уникальных яхт, которые все еще радуют
их, путешествующих по миру.
– Вы проектируете только моторные яхты. А проектировали ли парусные? Хотели бы попробовать себя в других областях дизайна, может – недвижимость или одежда?– Давно, во время работы в Atwood Yachts, я принимал участие в разработке интерьерного дизайна на новом роде парусных яхт. Я бы с удовольствием снова занялся дизайном парусных яхт, но, к сожалению, благоприятный случай еще не представился!
Сейчас я занимаюсь проектом в своей родной стране Никарагуа экологически безопасных домов – Eco-Lodge. Это полностью отличается от того, что я обычно делаю как яхтенный дизайнер. Также я проектировал мебель, которая были произведена в Англии. Но есть одна вещь, чего я никогда не делал и желал бы сделать – проектировать спортивные машины!
– Один из Ваших последних проектов – работа с Drettmann GmbH. А с какими еще известными верфями вы сотрудничаете?– На данный момент мы разрабатываем большую серию нового дизайна для Drettmann GmbH, первого производителя яхт во всей Европе. Это экспедиционный тип яхт (некоторые способны ходить во время ледохода), экономически самостоятельный и с большим запасом автономности. Мы разрабатываем модели, начиная от 66 футов до 170. Они появятся на рынке, как только первые 20 яхт будут построены.
Другая большая серия дизайна – для Horizon Yachts на Тайване. Это крупнейший производитель яхт на Тайване, с персоналом, состоящим из 1200 человек на трех различных верфях. Мы разработали серию новых современных мегаяхт от 110 до 163 футов. Это пять 130` Motoryachts, две 120 Raised Pilot House Motoryachts, одна 154’, еще одна 163 Motoryacht – все эти модели находятся в стадии постройки. Это хорошо распространенные серии.
– Можете Вы раскрыть некоторые имена Ваших клиентов?– Меня всегда удивляло, что люди, которые могут позволить себе такой тип очень дорогих яхт, так рады сотрудничать со мной! К сожалению, я не могу открыть их имен, всегда в контракте есть пункт о неразглашении имен клиентов. Но, как вы можете себе представить, люди, которые могут позволить себе это, очень богаты, и многие из них очень знамениты.
– Знаете ли Вы российские верфи? У нас есть несколько верфей, которые строят яхты, занимающие призовые места в различных европейских премиях…- Я в курсе, что есть несколько квалифицированных верфей в России, и ищу возможность работать с ними в ближайшем будущем. У меня нет сомнений, что они могут производить прекрасные яхты, конкурентоспособные в мире.
– Что Вы думаете о будущем яхтенного дизайна? Яхты будут больше, длиннее и дороже, или Вы видите другие пути развития яхтенного дизайна?– Тем не менее, мы видим, что все большие и большие по размерам яхты строятся. Я верю, что новые технологии скоро изменят яхтостроение: от увеличения использования новых экологичных двигателей и двигателей-гибридов до уменьшения количества яхт, использующих неэффективные и загрязняющие двигатели.
Константин Старцев