Заметки на манжетах //30.05.2007

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • «Элегантной дисциплиной» называет запонки дизайнер Пол Смит. Эти аксессуары подчеркивают статус их владельца, а иногда и указывают на его профессию или хобби.

    – Запонки – милый, забавный аксессуар, – Доминик Дормей, владелец французской марки премиальной мужской одежды Dormeuil, – явно воодушевляется при вопросе о декоративных деталях, скрепляющих манжеты и рукав. – Их можно носить со всеми рубашками, у которых есть так называемый «французский манжет». Кстати, у нас во Франции такой манжет называют «мушкетерским». А вы знаете, что по одной из версий, изобрел эту манжету Наполеон по просьбе своих солдат, чтобы они могли утирать нос во время российских морозов?


    Для тех, кто хоть отдаленно представляет себе историю моды, это кажется такой же завиральной фантазией, как рассказы барона Мюнхгаузена, но в целом легенда выглядит свежо.

    Все та же история моды ставит в тупик: как это мужчины, так щедро украшавшие себя драгоценными перстнями, цепями, пуговицами, брошами, аграфами, не догадались придумать запонки в Средние века или времена Ренессанса?

    Точно фиксирующий события летописец сообщает, что запонки впервые появились в Европе во второй половине XVII века. Широкие рукава сорочек, c обильной пеной драгоценного брюссельского или валансьенского кружева, подвязывались красивыми лентами и шнурами из золоченых нитей. Самые отважные модники поломали голову и, соединив две драгоценные пуговицы короткой цепочкой, стали использовать их вместо застежки. Так появилась первая запонка, а ее конструкция используется до сих пор.


    К сожалению, мода изменялась слишком быстро, чтобы запонками стали пользоваться все поголовно. Неотъемлемой частью гардероба они стали ближе к концу XIX века. Немало для их популяризации сделал Красавчик Бо, как называли известного по обе стороны Ла-Манша великого лондонского денди Джорджа Браммела. После его банкротства и бегства во Францию была устроена распродажа имущества Браммела. В числе лотов значилась и коллекция из 2000 запонок из драгоценных камней и металлов (других аристократы того времени не признавали). Среднестатистическим модникам подобная роскошь была недоступна, но после того как в Америке изобрели машину, делавшую дешевые запонки из патронных гильз, запонки стали использоваться повсеместно.


    Ювелиры обратили внимание за запонки с момента их появления. Одаренные мастера создавали  их в стиле ар-нуво, ар-деко, кубизма, баухауса, используя перламутр, стекло, цветные эмали, разнообразные кристаллы.

    Знаменитые ювелирные дома, такие как Cartier, Tiffany & Co., Bvlgari, Chopard, Faberge придали запонкам статус классического мужского украшения для вечера. Застыв в ранге классики на добрых полвека, драгоценные  аксессуары  на фоне темных костюмов сначала выступали в роли лакмуса, проявляющего наличие собственного стиля джентльмена, а затем стали ассоциироваться с мещанской буржуазностью.

    После пары десятилетий глубокого забвения в эпоху стилистического безвременья и разгула модной демократии, когда, кажется, даже перестали шить сорочки с французскими манжетами, запонки снова вошли в моду. На волне всеобщего интереса к фундаментальным ценностям  они стали казаться приметой аристократического шика. Теперь их вновь воспринимают как модный аксессуар.


    Создатели ювелирных запонок считают, что эти маленькие вещицы дают им необозримое пространство для творчества. Канадский дизайнер Джон Харди, например, говорит: «Мои вещи хранят крошечные изъяны ручной работы, что наполняет каждый предмет человеческой энергией, теплом, которое вы можете почувствовать, и этого невозможно достичь при использовании машин. Это такая же разница, как между нарядами haute couture и ширпотребом. Каждая вещь должна иметь свое «лицо».

    Дом John Hardy создает запонки в стиле «современная реликвия» из серебра, золота, полудрагоценных и драгоценных камней и редких пород черного пальмового дерева. Поклонники марки утверждают, что запонки John Hardy позволяют перемещаться в другое пространство и время, ни на секунду не оставляя настоящего. Они не похожи ни на одни другие, им присуща особая энергия. Возможно, это связано с тем, что дизайнер навсегда отдал свое сердце экзотическому острову Бали, соединив приемы традиционного балинезийского мастерства и современных ювелирных практик.


    Основатель марки Di Modolo Дино Модоло начинал карьеру как успешный часовой дизайнер, работал для Cartier, Vacheron Constantin, Raymond Weil. Опыт часовщика в его дизайне выдают редкие камни, совершенство конструкций, чистота линий, удобство и функциональность. Первая коллекция Di Modolo, разработанная специально для мужчин, называется Falco («Сокол»). Браслеты, цепи, кольца и запонки лаконичного дизайна созданы из кожи, золота, бриллиантов и оникса. Выглядят лапидарно и вполне соответствуют позиции автора: «Мои украшения созданы специально для того, чтобы носить их с утра до вечера, а не хранить в сейфе как сокровище».


    Ювелиров итальянской компании Villa часто называют «королями запонок».  Они создают их действительно необыкновенными – из золота, платины, разноцветного жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней.
    История ювелирного дома Villa – это история четырех поколений ювелиров, более века создающих самые разнообразные украшения, но прославившихся в первую очередь благодаря запонкам.

    Началась она в 1876 году, когда Бенвенутто Вилла – скульптор и золотых дел мастер открыл в центре Милана маленькую ювелирную мастерскую. Дело ювелира быстро развивалось: его работы заслужили многочисленные призы, а также три золотые медали всемирных выставок, в том числе и знаменитой Всемирной выставки 1894 года в Париже.

    Его сын Джузеппе пошел по стопам отца и прославился как создатель золотой парчи tessuto Villa. С помощью особой технологии ему удалось сделать из металлических волокон ткань, послушную и мягкую, как бархат. В 1930 году бутик Villa открылся на улице Manzoni, его управляющими стали Аделио и Александро Вилла, и вскоре роскошные бриллиантовые, рубиновые или сапфировые парюры, а также «нежные» броши Villa появились в шкатулках практически всех красавиц Милана.


    Четвертое поколение семьи – Филиппо и Марко Вилла – решили возродить славную традицию создания ювелирных запонок, для начала договорившись, что они будут очень необычными. Никаких банальных золотых кружочков с бриллиантами – подлинные симфонии из драгоценных камней.

    Материалами для запонок стали нефрит, горный хрусталь, аквамарин, агат, сердолик, перламутр, коралл, малахит, оникс, янтарь, редкие раковины и разноцветный жемчуг.


    Вскоре строгая коллекция пополнилась забавными сюжетами. Так появились ананасы и медвежата, розы и совята, фотоаппараты, болты и гайки, лягушата, мышата с сыром и пиратские   «веселый Роджер». При этом, по уже сложившейся традиции, все запонки Villa представлены в больших боксах, в каждом из которых помещается по 15–16 разных пар. «Так гораздо интереснее выбирать одну», – считают Марко и Филиппо. Кроме того, они уверены в том, что у каждого, кто носит запонки, должна быть такая большая коробка, полная абсолютно разных запонок, достойных украсить любой костюм и подойти под настроение.


    Автор текста Владимир Гридин
    Rambler's Top100