Жан-Жак Кост (архитектор Blue Coast Yachts) //28.07.2009

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Катамаран - это простое мультикорпусное судно, придуманное в Полинезии. Но это далеко не все. На самом деле катамараны бывают крошечные, огромные, с парусом и с мотором, даже гибридным, а проектируют их только настоящие фанатики. Почему? За ответом мы отправились к французскому архитектору Жан-Жаку Косту из предприятия Blue Coast Yachts.

    Уважаемый Жан-Жак, первый вопрос традиционный – ваш путь в дизайне. Где вы учились?

    Мне кажется, что невозможно стать творческим человеком просто потому, что хочется. Это дано с рождения. Путь к творчеству естественный. Все как-то логично складывается, со временем обретается опыт и развивается чувство интуиции. Когда я учился в школе, меня часто наказывали, потому что во время уроков я рисовал корабли. Лет в 14 начал строить собственные модели самолетов, которые выиграли множество соревнований. В конце 70-х годов, когда в моду вошел парусный спорт, я предложил авангардный дизайн парусников. В результате был бешеный успех, знакомые их начали даже заказывать. Вот и решил этим делом заняться серьезно. Поступил в технологический институт, потом специализировался по судостроительству и получил высшее образование в государственной школе индустриального производства в Париже. Во время учебы я продолжал участвовать в парусных гонках. Мне довелось плавать на огромных открытых катамаранах, таким образом я понял, как их лучше строить. После получения диплома поехал работать в Милан, где участвовал в проектах дизайна интерьера и мебели. Так и сложилось уникальное восприятие яхт-катамаранов как гармоничного целого, даже если этого очень сложно добиться.

    Можете ли вы ответить на простой вопрос: чем объяснить любовь французов к мультикорпусным яхтам? Если не ошибаюсь, Франция – лидер по производству катамаранов…

    Французы с давних пор увлекаются регатами на катамаранах, отчасти благодаря легендарному Эрику Табарли – первому человеку, который построил современный тримаран для одиночной трансатлантической гонки в 1968 году. Уже в семидесятых он упорно твердил, что мультикорпусные корабли навсегда изменят горизонт спортивных соревнований. Молодые спортсмены как-то сразу же последовали за Табарли, что подтвердило его гипотезу. На сегодняшний день регаты в открытом море стали истинно французским спортом, а многокорпусные корабли для соревнований, спроектированные и построенные во Франции, считаются самыми лучшими машинами с парусом в мире. Уникальные достижения французского производства в этой области благоприятствуют репутации таких верфей как Fountaine-Pajot, Lagoon, Alliaura Marine и т.п., которые строят небольшие катамараны для индивидуального использования, кстати, очень удобные и вполне достойные доверия. В течение последнего двадцатилетия катамараны для круизных путешествий стали очень популярны – их можно найти в каталогах каждого агентства по чартеру. Со временем размер их увеличился, и многие предприятия, как например Blue Coast Yachts, предлагают настоящие мега-яхты с уникальными индивидуальными решениями и волшебным комфортом.

    Какие из ваших проектов воплощены в материале и уже бороздят воды Мирового океана?

    Множество моих катамаранов плавают между Антильскими островами и Средиземным морем. Последняя 29-метровая яхта была спущена на воду в 2008 году и скоро будет отправлена судовладельцу. К слову, в 2007 году один из моих катамаранов (31-метровый Allures) был выставлен на премию лучшей яхты с парусом в категории кораблей более 30 метров на мировом конкурсе дизайна World Design Awards. Такой интерес к многокорпусным суднам – это настоящее событие в истории катамаранов!

    В своих работах вы отдаете предпочтение альтернативным видам топлива. Расскажите об этом подробнее.

    Катамараны идеально подходят для экспериментов. Во-первых, по сравнению с равновесным однокорпусным кораблем мультикорпусный корабль требует меньшей мощности, чтобы набрать скорость. Во-вторых, уникальное пространство позволяет без проблем разместить любые источники энергии. И в последнюю очередь скажу, что слияние альтернативного вида топлива и парусов, несомненно, позволит найти самые безвредные для окружающей среды решения. На данный момент наше предприятие, Blue Coast Yachts, работает над проектом с гибридным источником питания, включающим топливный элемент и электричество. Подробнее об этом проекте расскажем через несколько месяцев.

    Среди ваших проектов есть не только катамараны, но и однокорпусные яхты. Вы лично над чем больше любите работать? И что для вас значит такая резкая перемена предмета деятельности?

    Да мне даже над яхтами с мотором привелось работать! В течение долгих лет я участвовал в регатах на однокорпусных кораблях, а когда случай подвернулся погонять на катамаране, сразу почувствовал, что это мое. Такого уровня мощи еще не видел – катамаран просто летит над поверхностью даже в самых трудных условиях. Конечно, катамаран далеко не новинка, его изобрели в Полинезии, но все-таки благодаря сегодняшней технологии он идеально подойдет любителям престижных яхт с мотором. Например, по сравнению с однокорпусным судном одинакового размера катамаран просторнее примерно на 40%. Скорость катамарана гораздо выше как под парусом, так и с мотором, а мощность одинаковая. К тому же многокорпусные корабли намного комфортабельнее. К этому добавлю, что утонуть на катамаране практически невозможно – ведь нет балласта. Непосредственно в случае аварии дети будут в безопасности, потому что один из корпусов всегда поддерживает судно на поверхности. А еще строить и ремонтировать катамаран дешевле, по сравнению с однокорпусным судном. Одним словом, настоящий яхтсмен, не колеблясь, выберет катамаран!

    Помимо яхтенного дизайна вы также занимаетесь интерьерами самолетов, расскажите о вашем последнем проекте для Сингапурских авиалиний.

    С нами связалось предприятие Airbus, которое в полном восторге от наших пространственных решений на яхтах, и предложило нашему агентству подумать над оборудованием новой модели самолета А-380. Тогда мы и вступили в сотрудничество с Сингапурскими авиалиниями. Несмотря на то, что конкурентов было множество, выбрали нас! Мне кажется, нам удалось отличиться главным образом авангардными решениями. Работать над проектом было сложно, но мы благополучно завершили работу три года спустя. Во время разработки проекта мы постоянно поддерживали отношения с отделом проектирования и продукции Сингапурских авиалиний, постоянно ездили в Токио и Сингапур, где были построены интерьеры кабин, а также в Гамбург, где собирают А-380. Мы проектировали в 3D, что намного увеличило точность и позволило закончить проект в срок. Благодаря этому строгому контролю удалось получить абсолютно все сертификаты безопасности, ничего не меняя в наших чертежах. Презентация прошла удачно, сложилось впечатление, что пассажиры просто влюблены в мои кабины. Судите сами, на полеты в первоклассных кабинах А-380 Сингапурских авиалиний билетов постоянно не хватает! Еще ни одна компания не смогла сравниться с нами в уровне комфорта и престижа. Я очень рад, что мой дизайн удовлетворил пользователей и клиента, мы даже за него получили несколько премий. Во всяком случае, без лишней скромности скажу, что конечный результат полностью соответствует моему проекту.

    Как вы охарактеризуете школу яхтенного дизайна во Франции? В чем ее отличие? Или все же яхтенный дизайн – явление международное?

    Может быть, вам это покажется странным, но во Франции школы яхтенного дизайна практически не существует... Большинство молодых архитекторов, увлеченных судостроительством, отправляются в город Саутгемптон. Вот парадокс: во Франции судоверфей тьма, соответственно, есть больше вакансий, чем в других странах.

     

    Константин Старцев


    Rambler's Top100