Роман Троценко (Президент транспортно-промышленной группы «Московское речное пароходство») //23.01.2006

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Роман Троценко (Президент транспортно-промышленной группы «Московское речное пароходство»)

    С раннего детства я мечтал о морских путешествиях, приключениях и кораблях, позже занимался туризмом, альпинизмом и парусным спортом.

         Именитые европейские дизайнеры оттачивают малейшие детали проектов яхт, инженерные группы специалистов, находящиеся в нескольких странах, но работающие на один проект в состоянии повышенной секретности, рассчитывают достижимые технические характеристики будущих судов, верфь осваивает новые технологии и материалы. Центр этой бурной деятельности в Москве, где на наших глазах происходит становление нового международного консорциума по строительству моторных яхт и экспедиционных судов класса люкс, обещающего в скором времени встать в ряд известных мировых верфей.

        Еще пять лет назад никто не верил, что в Москве можно строить суперъяхты. Тем более, никто не предполагал, что они смогут вполне достойно смотреться на фоне иностранных конкурентов. Доказал обратное Роман Троценко, президент транспортно-промышленной группы «Московское речное пароходство», куда входит уникальный судостроительный завод, на котором под брендом Timmerman Yachts и создается современная яхтенная история России.

         Роман Викторович, сколько суперъяхт сошло на данный момент со стапелей верфи «Тиммерман»?


       Четыре: две яхты по 38 метров, одна –   34  («Северная звезда») и одна - 31-метровая, «Паллада». Сейчас в производстве находятся еще 5 судов, в том числе 45-метровая яхта с вертолетной площадкой и мини-субмариной.

        С чего все началось, как пришла идея заняться строительством суперъяхт?

         С раннего детства я мечтал о морских путешествиях, приключениях и кораблях, позже занимался туризмом, альпинизмом и парусным спортом. Первый опыт строительства пришел во время постройки моей личной яхты на одной питерской военной верфи. Тогда-то я и понял, что необходима специализированная яхтенная верфь, поскольку в яхтостроении есть специфика, не позволяющая построить качественное судно на верфи, которая строит коммерческие или военные суда. Начались поиски. Открытием стал для нас МССЗ – Московский судостроительный завод – уникальная верфь в Коломенском, в 20 минутах езды от центра Москвы. В свое время мощности завода позволяли выпускать более 60 судов в год в размере от 30 до 50 метров, то есть было налажено серийное производство полного цикла. Вся технологическая цепочка от закладки до спуска была отработана по поточно-позиционной схеме, то есть судно двигалось в процессе строительства по цехам, как по конвейеру. На основе этой верфи и было решено создать новое производство.

        Как дальше шло развитие от идеи до результата?


        В нашей концепции – строительство  моторных суперъяхт от 25 до 50 метров, без ограничения района плавания, способных ходить по морям и рекам, в том числе в битом льду. Вырабатывая её  мы опирались на историю и мощности завода. Для того чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, мы сделали ставку на европейские проекты. Стали искать партнеров. Лучшими технологиями по яхтенному проектированию обладают голландские компании. Лидером среди них является Vripack Yachting International .  С ними мы и создали партнерство. Но это произошло не сразу. Прежде всего мы должны были привести верфь к стандартам Vripack и европейских квалификационных организаций. Звучит это просто, а на практике нам пришлось почти отстроить верфь заново. Вся проектная документация, все технологические процессы, оборудование и квалификация специалистов должны соответствовать точно определенным европейским стандартам качества. И, наконец, следовало разработать бренд, в рамках которого и будет проходить наше сотрудничество.

         Удивительно, что у такой молодой верфи такие именитые партнеры: Дик Банненберг, Гвидо де Грот, Мартин Франсис…

        Действительно, разработкой экстерьера 25- и 31-метровых суперъяхт занимался голландец Гвидо де Грот, один из самых известных специалистов в яхтенном дизайне. Англичанин Дик Банненберг, сын легендарного яхтенного дизайнера Джона Банненберга – восходящая мировая звезда, работал над дизайном интерьеров Timmerman 45. Мартин Франсис – один из самых авангардных и известных современных дизайнеров (кстати, он автор технического проекта стеклянной пирамиды Лувра), сделал чрезвычайно красивый проект 50-метрового судна в стиле military minimalism. Cертификацию и надзор за строительством судов осуществляет DNV (Det Norske Veritas, Норвегия). МССЗ в свое время выполнял военные заказы, – казалось бы, уровень требований к работе очень высок, но у DNV требования оказались гораздо жестче.

        Как проходило обучение специалистов?


         Тут следует отметить, что ряд технологий в России всегда был на очень высоком уровне, например, сварочные работы. Но при сертификации российских сварщиков лишь один из пяти получал сертификат, соответствующий международным стандартам. В итоге нам пришлось приглашать к себе лучших специалистов из разных областей со всей России. Краснодеревщики шли к нам из мебельной промышленности, маляры – из автомобильной. Затем все они проходили обучение, как за границей, так и у приглашенных иностранных специалистов. Мы организовали более 200 стажировок: кто-то один раз прошел обучение, а кто-то и по три раза.

        Что позволяет вашим суперъяхтам конкурировать с именитыми заграничными верфями?


         Во-первых, дизайн. Посмотрите, как они красивы. Во-вторых, технические решения. Полностью перестраивая верфь, мы заложили в проекты яхт все самое лучшее и собрали сильнейшую команду специалистов из пяти стран. В-третьих, это соотношение цена/качество. Наши мощности позволяют наладить серийное производство яхт, что удешевляет конечный продукт – подобного на зарубежных верфях нет. В будущем мы планируем выйти на объем 20–30 яхт в год. Себестоимость водоизмещающих яхт на 60% складывается из зарплаты работникам, а, по сравнению с европейскими, российские зарплаты значительно ниже. Конечно, для яхты цена – не главное, но она позволяет клиенту получить за те же деньги большее судно с превосходной комплектацией. И, наверное, главное – мы строим яхты, которые очень востребованы в России. Их можно эксплуатировать круглый год от -25 до +40 ºС при разных условиях: на реках, в морях, в океанах. По сути, это ваш дом в любой точке мира. Например, на нашей 31-метровой яхте легко можно переплыть Атлантику, запас топлива позволяет это сделать. 45- метровая модель позволяет сделать кругосветное путешествие всего с пятью дозаправками. Стиль «смарт-экспедишн» подразумевает высокую надежность судна в любых экстремальных обстоятельствах. Как вариант: лето можно проводить в России –  по Волге  подняться к Балтике или спуститься к Астрахани, а на зиму легко можно уйти на Красное море или Индийский океан и перезимовать там.

        Надо полагать, что среди ваших заказчиков люди, покупающие не первую свою яхту?

       Разумеется, у всех уже были или есть яхты.

        А есть ли среди клиентов зарубежные заказчики?


        Да, на 38-метровую и 45-метровую яхты мы заключили контракты с зарубежными клиентами. Для работы с ними у нас есть представительство в Монако. Один из таких клиентов – опытный яхтсмен, заказавший у нас свою третью яхту, – до подписания контракта раз десять побывал на заводе, после чего сказал: «Вы одна из самых серьезных верфей из тех, которые я видел». Из уст специалиста – это отличная оценка. Несмотря на ценовой резерв, который мы имеем, мы не хотим продавать свои яхты дешево, у нас для этого слишком амбициозные планы. Продать дешево – просто. В будущем планируем довести разницу в цене до 30% – это все равно будет привлекательно для рынка.

       Ваша флагманская 50-метровая модель имеет принципиальные отличия от всей линейки, на нее уже есть заказчик?


        Пока нет, пока она только в проекте. Мне лично она очень нравится, и я буду рад, если она найдет своего владельца. Весной мы планируем провести ее презентацию. Время еще есть, у нас до середины 2007 года заполнено производство под заключенные контракты.

        Теперь давайте подробнее поговорим о названии бренда Timmerman Yachts. Откуда взялось название?


         Наши голландские партнеры просили, чтобы в названии присутствовала история русско-голландского сотрудничества в судостроении, которая насчитывает более 300 лет. Во время поиска названия для этого бренда мы обнаружили в архивах документы о работе в России голландца Франца Тиммермана. Это легендарная личность, чье имя было незаслуженно забыто. Именно он в свое время восстановил с юным Петром I знаменитый ботик и научил русского царя управлять им у дворца в Коломенском, на территории, где сегодня расположена наша верфь. Он оказал большое влияние на юного царя, именно он был организатором двух «великих европейских посольств» – путешествий царя в Голландию. Он руководил строительством российского военно-морского флота и в чине адмирала организовывал морскую осаду Азова. Мы поняли, что более подходящее имя найти просто невозможно. Кстати, единственный диплом, который был у Петра и которым он очень гордился до конца жизни – это диплом судового «тиммермана» (в переводе с голландского – плотника), полученный им во время обучения в Амстердаме.

        А какая у вас яхта?

        Та самая, парусная, с алюминиевым корпусом, длиной 53 фута, прошедшая полмира. Сейчас стоит на Карибах.

        И все же, что для вас яхтинг это только  бизнес?

        В моей жизни два увлечения: строительство яхт и экзотические путешествия. Еще во время работы над своей первой яхтой я понял, что мне интереснее строить, чем просто владеть судном. Даже сейчас случается, что уже почти готовую яхту я хочу переделать, мне кажется, что можно ее усовершенствовать, изменить, сделать еще интереснее. Останавливает то, что все проекты просчитаны, сертифицированы и утверждены. Я получаю удовольствие, когда реализовываю свои мечты для других.

    Беседовал Константин Старцев
    Rambler's Top100