Арнольд Штернберг(Обладатель титула "Чемпиона России 2003 года") //17.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Арнольд Штернберг(Обладатель титула "Чемпиона России 2003 года")

    Арнольд Штернберг личность во многом уникальная: в возрасте "за пятьдесят" он впервые решил заняться парусным спортом, выбрав яхты класса "Дракон".

    Штернберг подобрал команду, купил лодку и… в первый же год завоевал титул "Чемпиона России 2003 года", собрав за сезон еще несколько кубков, в том числе и "Серебряный Кубок Дракона" . До начала спортивного дебюта под парусами Арнольд Давидович, имея дом на Клязьминском водохранилище с собственным причалом, большую часть своего свободного времени проводил на катерах. О моторах, катерах и «Драконах», достаточно необычном сочетании увлечений этого человека, мы и решили поговорить, приехав по приглашению хозяина в его загородную резиденцию.
    Войдя в холл, сразу видишь столик со спортивными трофеями: кубками, медалями и дипломами. Морская тема ненавязчиво присутствует во всем доме: полотна известных художников-маринистов в гостиной, несколько моделей старинных парусников в комнатах первого этажа: чувствуется, что хозяин – человек водной стихии и это увлечение возникло не вчера.

    Господин Штернберг, Дракон "Godfather" - Ваше первое парусное судно. Но с водой Вы связаны, видимо, уже давно. Какой же была Ваша первая лодка?


    Я вообще всю жизнь был водомоторником. На первой лодке, деревянной "Волжанке", я ходил по Волге еще до армии – во времена совсем далекой юности.
    «Волжанка» считалась катером, потому что имела стационарный мотор Л3 в 3 л.с. с одним цилиндром. Насколько этот "катер" отличается от тех, что стоят сейчас у меня в ангаре, можно не рассказывать.
    Несколько лет я провел на Волхове, там у меня была "Казанка" – самая популярная наша лодка. Сначала на ней стоял подвесной мотор "Стрела" в 5 л.с. Это был первый отечественный подвесник. Я менял моторы, наращивая мощность – "Ветерок-8", "Ветерок-10", "Вихрь-18", "Москва-25"… Почти все советские моторы прошли через мои руки. Я их сам разбирал, собирал, починить мог, что угодно. Без этого тогда нельзя было. Понятий "инфраструктуры", "сервиса" фактически не было. Хочешь кататься – умей чинить.

    Вы были заядлым рыбаком?


    Нет, рыбалка никогда не была главной целью. Большего всего в моторных лодках меня привлекала скорость - любил промчаться с ветерком, и свобода – можно уехать подальше от людей, встать на стоянку, где хочешь.
    Когда перебазировался на Урал, мне достался списанный катер – полуглиссер проекта 376У, с конвертированным двигателем ГАЗ-52. Я его восстановил и, по тем временам, просто летал по воде. Полуглиссеров было два в городе, на них мы мужской компанией ходили в походы на весь отпуск. С Камского водохранилища через шлюзы добирались до Астрахани. В "автономное" плавание женщин и маленьких детей не брали – условия на катерах не те были: и по комфорту, и по безопасности плавания.

    Как же в дальних походах Вы решали проблему топлива для моторов. Ведь заправок в тайге не было?


    Во-первых, мы брали с собой большой запас в канистрах. А потом, места, как говорят, знать надо. Идем по таежной реке, топливо на исходе. Что делать? Разбиваем лагерь, относим в лес пять пустых канистр, пачек двадцать чая и пару бутылок водки. Уходим спать в палатки. Утром забираем полные канистры.

    Фантастика!


    Да нет, так действительно было. На Урале существовали свои неписаные законы товарообмена, и никто никого не обманывал.
    На скутерах в те годы я тоже гонялся. По современным меркам - это тихоходы, но тогда они были "скоростными спортивными лодками". После работы еще и мальчишек учил на скутерах ходить. Лет пять вел секцию в юношеской спортивной школе. Приучал молодежь к воде.
    Потом увлекся большими катерами, получил диплом судоводителя-механика судов мощностью до 1000 л.с. Был у меня "Костромич", потом "Ярославич" – 34 метра. На нем стоял такой дизель, что в моторное отделение без наушников лучше было не спускаться.
    География моей жизни достаточно обширна, но где бы ни жил - рядом была вода, и всегда был свой катер.
    Вернувшись в Москву, сначала купил американский Bayliner - 26 футов. Но так получилось, что больше года "американцы" у меня не задерживались. Только обкатаю, отлажу его, кто-нибудь из друзей приедет в гости и выпросит: "Продай!"
    Продаю, покупаю следующую модель, уже больше. Поменял четыре катера. Сейчас у меня два: норвежский Windy – 35 футов и "итальянец" – Azimut - 46 футов.

    Вы отлаживаете свои катера сами?


    Да, в основном, сам. И за рулем, обычно, стою сам. У меня есть, конечно, помощник. На катере Azimut одному пришвартоваться просто невозможно. Это большой катер, надстройки высокие и парусность корпуса, соответственно, тоже велика. При сильном ветре даже подруливающее устройство не всегда вытягивает.

    Вы путешествуете на этих катерах?


    Самым дальним был выход на пять дней на Волгу. Ходили двумя катерами, мой Azimut и 48-футовый Fairline моего друга. Я брал с собой капитана, чтобы можно было расслабиться, но все равно больше полдороги рулил сам. На Azimut пригласил еще наших друзей, так что отдыхали тремя семьями. Чтобы выйти на "большую воду", прошли все шлюзы, а это - туда и обратно - десять получается. В одном шлюзе даже пришлось ночевать. Упал туман, и шлюз закрыли: нас опустили в бетонную чашу – и все, дальше не шлюзуют. Выпустили только утром.
    Стояла золотая осень, еще тепло, солнце, а листва – золотая. Останавливались у ресторанов – поужинать, хоть еды в холодильниках было дней на десять. Гуляли по берегу. Получился приятный отдых с женами и детьми.

    Ваши сыновья, наверное, все детство провели на катерах...

    Да, они все любят воду. У меня их трое – Марк, средний, с двенадцати лет за штурвалом. Сейчас, когда к нам приезжает – берет Windy, Azimut он как-то не очень любит.
    А младший, Давид, которому сейчас шесть лет, просто жил летом вместе с нами на Windy. Когда этот дом реконструировали (а мы почти каждый год что-нибудь здесь переделываем), мы приезжали с женой с работы, отпускали няню, забирали Давида на катер и отправлялись ужинать в ресторан "95 градусов". Потом уходили в какую-нибудь тихую бухту, там бросали якорь и ложились спать. На Windy есть две каюты, камбуз, гальюн, душ – все удобства. Конечно, во время ремонта дома можно было оставаться в московской квартире, но всей семье больше нравилось отдыхать на воде.
    После покупки Azimut хотел сначала Windy продать, да передумал. На зиму поставил его под косметический ремонт - корпус отшлифовать, кое-что подреставрировать. Норвежский катер для наших условий хорошо приспособлен. У него небольшая осадка – 70 см, поэтому почти везде можно подойти к берегу. Скорость отличная – до 90 км разгоняется. Два двигателя Volvo-Penta по 380 л.с.
    А вот Azimut в этом году продам. Есть идея купить в Голландии небольшой водоизмещающий катер 50-х годов постройки. Настоящая классика – красное дерево, неторопливый – 15 узлов ходу.
    Хочу, чтобы его отреставрировали на той же верфи, где когда-то построили. Там хранятся все чертежи и рисунки палуб. Можно восстановить все, до мелочей.
    В Голландии к судам вообще особое отношение - они же морской народ. В России главное, чтобы около дома была парковка для автомобилей. А в Голландии больше ценится наличие "домашнего" причала для яхты. Все мосты в городах разводные. Идет парусник или катер - машины останавливаются, мост разводят, пропускают яхты. А по выходным не пробки на дорогах, а очереди на шлюзах – горожане отправились на природу.
    Культура судостроения – потрясающая, к старым деревянным судам отношение очень трепетное… Дерево, конечно, особого ухода требует, но и стиль – совсем другой.
    Такого катера на подмосковной воде второго точно не будет. Но это пока только проекты. Сначала продам Azimut.

    Не нравится такой известный бренд?


    Да нет, нравится. Катер, конечно, очень комфортабельный, дизайн роскошный. Но очень большой: 46 футов – слишком много оказалось.

    Слишком много для Подмосковья?

    На нашем водохранилище есть и больше 70 футов катера. Это дело вкуса. Можно пятипалубный корабль купить и на Пироговке поставить. Главное, что с ним дальше делать. Здесь много купающихся, много водных мотоциклов, серфингов, парусных яхт – водить большой, скоростной катер надо очень осторожно. Для того чтобы съездить в "95 градусов" или, например, в яхт-клуб "Нептун" – Windy вполне достаточно. А для неспешных прогулок по воде, если получится, будет голландский ретрокатер.
    Azimut требует много времени, а у меня сейчас его нет. На этот сезон запланировано участие в 7 международных парусных регатах «Драконов». В наших подмосковных регатах тоже будем участвовать, но не во всех. Надо, чтобы другие тоже первые места получали. Сейчас у нас самый подготовленный в России экипаж, стимула не будет у наших "драконистов", если будем все кубки собирать.
    Начнем тренировки уже в феврале в Европе, там у меня теперь еще один "Дракон" стоит, называется так же, как московский:"Godfather" –"Крестный отец". В октябре закроем сезон во Франции на юбилейной регате, посвященной 75-летию класса. Будут участвовать члены десяти королевских семей – вся голубая кровь Европы.
    300 яхт выйдут на старт, три – под российским флагом, из московского "Дракон-клуба".

    Почему все-таки Вы выбрали именно класс яхт "Дракон"?

    Я был спонсором парусной регаты "95 градусов". Она проходит среди яхт "Картер-30". Смотрел сначала – очень красивое зрелище, болел за гонщиков. Меня уговаривали попробовать самому, что такое парус, азарт борьбы на дистанции. Предлагали сесть на "Лазер" – одноместное парусное гоночное судно, но "Лазер" меня не вдохновил. А потом Александр Ежков, он организует регату "95 градусов", рассказал про «Драконов». И что-то щелкнуло. «Драконы» ведь несправедливо обижены – из Олимпийской программы их исключили, потом у нас их гноили, жгли. А яхта благородная, красивая, элегантная - настоящая аристократка… Посмотрел, кто в мире на них гоняется, – очень солидная компания получилась.
    Я решил попробовать, но сначала подобрал себе команду. Предложил Мише Апухтину и Денису Харитонову. Они отличные гонщики, с детства ходят под парусами, мастера спорта. Им идея понравилась, хоть на «Драконах» они раньше не гонялись.
    В Таллине купили стеклопластиковый «Дракон» с тиковой палубой, 1994 года постройки. Яхту привезли в Санкт-Петербург, накануне Юбилейной регаты российских яхт-клубов. Ребята объяснили мне мои задачи, и на следующий день я первый раз в жизни стартовал в парусной регате. 2-е место – заслуга моего экипажа, на первой регате я мало что понимал в парусе. Но за сезон мы столько миль отходили, и на тренировках и на регатах...
    Неожиданно насыщенной спортивными событиями оказалась жизнь дома - на Клязьминском водохранилище. В апреле прошлого года меня пригласили вступить в "Дракон-клуб". Все просто удивительно совпало. В наших клубах и в частном владении сохранились лодки советских лет, их энтузиасты реставрировали, поддерживали в рабочем состоянии, но гонок класса никто не проводил. Новый клуб, штаб-квартиру предоставил яхт-клуб "Нептун", решил объединить "драконистов" для проведения регат и возрождения класса. В этом году в "Дракон-клубе" уже 13 яхт. Я вхожу в Правление клуба - Председатель попечительского совета. Президент клуба у нас – Сергей Иванов, Командор флота – Сергей Богданов. В прошлом году клуб провел 5 регат.
    На этот сезон запланировано 6, в том числе Чемпионат России в нашем классе пройдет на Пестовском водохранилище. Думаю, лодок 20 соберется: питерские, эстонские, литовские, немецкие экипажи собираются приехать. "Драконы" в России возрождаются, и в мире нас уже знают.

    А пересесть за руль яхты Вы не собираетесь?

    Нет, я сейчас хороший баковый. На последней регате прошлого года, на Майорке, ветер резко поменял направление, и парус перекинуло, когда я находился около мачты. Миша успел только крикнуть: "Вниз!" Ребята потом рассказали, что я сделал сальто в воздухе прямо под идущим на меня гиком и оказался в кокпите в течение секунд. Сам даже не успел задуматься, приземлился на ноги и занялся брасами, их же перестегивать при смене курса надо. Потом уже сам изумлялся: "Я – сальто?.."
    А за руль "Дракона" берусь только на прогулках. Ведь опыта управления парусным судном пока немного. Прогулки на чартерных лодках на Кипре, в Израиле, когда стоит один стаксель и работает двигатель, можно не считать.

    Опыт управления катерами не помогает?


    Нет, это совершенно разные вещи. Катера – это прогулки, а «Дракон» – спорт. Когда по часу сидишь на корточках, или в "откренке" по хорошей волне тебя с головы до ног окатывает соленой водой, – это трудно назвать отдыхом. Но все-таки парусные гонки - ни с чем не сравнимое удовольствие.
    На международных регатах мы в прошлом году фактически представляли страну. Заказали спинакер с гербом России. После одной из регат за рубежом к нам подошел немец и попросил разрешения послать фотографии с нашим парусом Путину.

    А когда Вы гонялись на скутерах, у Вас были спортивные достижения?

    Нет, все мои награды, кубки – в прошлом году завоеваны.

    Арнольд Давидович, что-то изменилось в Вашей жизни после появления в ней "Драконов"?

    Жить стало интереснее.

    Беседовала Алена Богданова



    Rambler's Top100