Свобода творчества в рамках semi-custom //20.11.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Начало нового века стало временем мегаяхт. Спрос на моторные яхты длиной больше100 футов (именно на этом размере проходит демаркационная линия между просто яхтами и мегаяхтами) настолько велик, что в последнее время появляется все больше серийных моделей, перешагнувших эту заветную черту. Тем не менее, большинство мегаяхт по-прежнему строятся под конкретного заказчика и по индивидуальным проектам.

    Подобное производство носит название custom или, в случае "смешанного" подхода – semi-custom.
    Действительно, покупая лодку ценой несколько миллионов долларов и выше, наверное, каждому хотелось бы иметь яхту единственную и неповторимую, полностью соответствующую индивидуальным пристрастиям хозяина. Если заказчик четко представляет себе, что именно он хочет, уверен в том, что такую яхту еще никто до него не строил, и готов ждать годы – он начинает custom-строительство. Первый год и несколько миллионов уходят на создание проекта, и только потом можно приступать собственно к процессу строительства. Зато есть гарантия, что такая яхта никогда в бескрайних морях не встретится со своим близнецом.
    И все-таки при всей привлекательности идеи custom-строительства, есть у нее и несколько минусов: даже не касаясь финансовой стороны вопроса, еще раз подчеркнем, что подобные проекты осуществляются несколько лет. Кроме того, далеко не каждый потенциальный владелец, рассматривая проектные чертежи и трехмерные модели, может с уверенностью сказать, что именно такая яхта и есть мечта его жизни.
    Надежнее выбирать из уже осуществленных проектов, перестраивая под себя "начинку" корпуса. Такую возможность компромисса предоставляют так называемые semi-custom проекты. Стратегия semi-custom достаточно проста – корпус строится по законам серийного производства и по отработанному технологическому процессу, а внутренняя отделка "подгоняется" под вкусы будущего хозяина. В чем-то это похоже на строительство элитной недвижимости, когда квартира или коттедж передаются владельцу без внутренней отделки. Правда, судостроители так далеко еще не зашли – яхту спускают на воду уже полностью оборудованной. Другое дело, что на этапе планирования интерьеров начинается совместное творчество будущего судовладельца и дизайнера.
    Насколько яхта получится индивидуальной, во многом зависит от личности заказчика и позиции судостроителей. Само понятие "semi-custom" трактуется достаточно широко – граница между "мелкосерийным" и индивидуальным производством достаточно размыта.

    Доверие к опыту

    Лидером строительства мегаяхт в Европе считается Паоло Вителли. Даже создание самого термина "моторная яхта" приписывается ему. Возглавляя концерн Azimut Benetti, Паоло Вителли получил множество наград, в том числе престижнейшую премию Общества суперъяхтинга "За лидерство и вклад в развитие яхтенной индустрии". Тот факт, что по некоторым данным, из 90 мегаяхт, которые будут построены к 2005 году, 72 сойдут со стапелей концерна Benetti, говорит сам за себя.
    Паоло Вителли еще в двадцатом веке предугадал появление нового поколения покупателей, для которых требуется новый подход к строительству супердорогих яхт. Почтенная верфь Benetti в Виареджио была известна своими эксклюзивными суперъяхтами –custom-строительство в чистом виде. Однако Вителли развил совершенно новую идею строительства мини-суперъяхт на полусерийной основе. Это была неслыханная инновация, результатом которой стала 35-метровая яхта Benetti Classic стоимостью более 8 млн фунтов.
    Надо сказать, что Benetti Classic 115 задумывалась первоначально как custom-проект, предложенный с незначительными изменениями нескольким заказчикам. Так появилось столь популярное сегодня понятие semi-custom.
    Идея имела столь беспрецедентный успех, что к настоящему времени построено уже 24 яхты этого проекта. Не каждая модель, выпускаемая серийно, может похвастаться таким количеством экземпляров.
    Тем не менее, Benetti Classic – не серийная яхта, а очень удачный, "обкатанный" проект semi-custom. Интерьеры всех яхт подбирались с учетом пожеланий заказчика, опираясь на единый стиль "от Benetti".
    Закрепляя успех, компания предложила на рынок еще несколько semi-проектов: Benetti Vision, Benetti Tradition и Benetti Classic размером уже 37 метров. Каждый проект имеет свое стилевое решение и предварительные проработки интерьера. Причем предлагаемые варианты поражают разнообразием – здесь можно найти и классические решения с элементами антика, и минимализм с использованием выразительных деталей из стекла и металла, и живописный интерьер, наполненный драпировками с растительным рисунком.
    Внутренний дизайн большинства яхт Benetti осуществляет признанный лидер в этой области – Франсуа Зуретти. Естественно, яхты от одного дизайнера имеют и между собой много общего. Но некая стандартность дизайна, по мнению Паоло Вителли, обеспечивает преемственность стиля, и не имеет ничего общего с однообразием серийного производства.
    Презентация нового 37-метрового проекта Benetti Classic 120 на прошлогодней выставке в Монако еще раз подтвердила правильность выбранной стратегии. Хотя посетители смогли увидеть только планы и схемы будущей лодки, компания получила сразу пять заказов на строительство.
    Планируется, что первая яхта нового проекта будет передана заказчику уже в 2005 году (то есть время ожидания вполне сравнимо с любой большой серийной лодкой). Внутреннее устройство Classic 120 аналогично предыдущей 115 модели, но с большей длиной по ватерлинии и дополнительной сертификацией МСА. Очевидно, что яхта будет усовершенствована с учетом накопленного при строительстве ее предшественницы опыта
    Конечно, коммерческий успех нового проекта обязан славе Benetti Classic 115 и всей репутации компании. Известно, что яхты Benetti строятся не только для роскошного времяпрепровождения в маринах – это водоизмещающие суда с большой мореходностью и автономностью плавания.

    Semi-custom от Custom Line
    Верфь Custom Line входит в группу компаний Ferretti Group и, в отличие от остальных производителей этого объединения, выпускающих роскошные серийные стеклопластиковые яхты, исторически специализируется на выпуске водоизмещающих судов длиной более 24 м по индивидуальным проектам.
    Победоносное шествие идеи полуспецпроекта – полусерийного производства захватило и эту компанию. Так был создан проект Navetta. В июле 2000 года на воду был спущен первый 27-метровый образец этой новой линии semi-custom. Кстати, в переводе с итальянского Navetta означает «лодочка», «челнок». Идея мини-суперяхты получила отражение и в названии проекта.
    На премьерном показе в Каннах лодка пользовалась большим успехом. Но маркетологи компании быстро сориентировались, что размер полусерийной яхты надо увеличивать.
    Проект Navetta 30 (на 3 метра больше первого варианта) оказался одним из самых востребованных, и верфь сразу заложила пять новых корпусов.
    Экстерьер новой яхты порадовал поклонников яхтинга – морским архитекторам Ferretti Group вместе с дизайнерским бюро Zuccon International удалось совместить концепции классической моторной яхты с флайбриджем, которыми знаменита компания Ferretti yachts, с обстоятельностью водоизмещающих судов с почти неограниченным районом плавания.
    С первого взгляда на яхту профессионалы оценили, что перед ними серьезное судно, приспособленное для морских испытаний. Темно-зеленая (возможен выбор темно-бордового или темно-синего цвета) окраска корпуса также выделяет яхту на фоне белоснежных корпусов, созданных для непродолжительных прогулок по морской глади в видимости берегов. В то же время плавность и округлость обводов корпуса придают Navetta элегантность, не оставляющую сомнений в том, что перед вами шикарная яхта, а не экспедиционное судно или военный крейсер.
    Дизайнеры яхты позаботились и о разработке планировки помещений. На выбор заказчика сразу предлагается несколько вариантов внутреннего дизайна. Правда, палитра имеющихся решений почти полностью укладывается в понятие классического морского стиля. Традиционный дизайн яхты нравится многим, но не всем.
    Так, например, одним из покупателей Navetta 30 стал наш соотечественник, который категорически не согласился с предложениями итальянских дизайнеров Custom Line.
    На Ladies First, а именно это имя получила яхта, построенная для россиянина, все обещанные возможности semi-custom реализовались по полной программе. Для начала заказчик пригласил своего дизайнера – Владимира Фуражкина, для которого Ladies First стала первым опытом обустройства яхты. В России Фуражкин знаменит внутренним дизайном элитных особняков, большинство его творений высится в окрестностях Рублевского шоссе. Можно смело сказать, что лет через …дцать туда можно будет водить не менее интересные экскурсии, чем в загородные дворцы Санкт-Петербурга.
    Исходя из принципа, что яхта – это тоже дом, только не очень большой, и на воде, Владимир создал интерьер в стиле ар деко, перекликающийся с загородным домом хозяина яхты.
    На Ladies First по желанию заказчика разместили, две бани – русскую и турецкую. Две полноразмерных парилки, рассчитанных на четырех взрослых мужчин. Там есть душевые, предбанник и все, что полагается в правильной бане. Кстати, именно идея постройки на яхте банного комплекса приводила темпераментных итальянцев в состояние полного шока. Тем не менее, сделать все это оказалось возможным, не нарушая яхтенных технологий. Зато ни на какой другой яхте Navetta такого комплекса нет.
    Еще одним нововведением русского дизайнера стало использование в качестве отделочного материала интерьеров экзотического дерева зебрано вместо традиционных сортов махагона и вишни.
    Процесс обустройства яхты при уже готовом корпусе занял около года, и больше всего времени, по словам Владимира Фуражкина, уходило на "войну" со стереотипами итальянских судостроителей. Безусловно, Ladies First стала головной болью верфи, и хотя все работы проводились в рамках утвержденной сметы, ни одна другая Navetta не потребовала столько усилий. Результатам стала полная эксклюзивность яхты, и заказчику и судостроителям есть чем гордиться.

    Многообещающий старт
    Учитывая опыт "старших товарищей", новые верфи, выбравшие в качестве специализации строительство яхт "под заказчика", сразу стартуют с проектов semi-custom. Пример – немецкая верфь Kaiser Werf, пожалуй, на сегодняшний день самая молодая судостроительная компания в секторе суперъяхтинга. Создана она в декабре 2002 года, и позиционируется как производитель яхт от 30 до 60 метров длиной. Верфь сразу рекламирует два направления своей деятельности: custom и semi-custom. Причем осуществленные на сегодняшний день проекты относятся как раз к категории semi-custom.
    Уже в июле 2003 года верфь спустила на воду первую яхту модельного ряда Baron. Длина яхта – 31 метр, ширина 6,8 м, максимальная скорость 27 узлов. В 2004 году на бот-шоу в Каннах и Монако можно было подняться на борт второй яхты Kaiser Werf – Baron 102. И, наконец, в начале этого года на Дюссельдорфском бот-шоу Kaiser Werf продемонстрировала самую большую моторную яхту всей выставки – третью модель Baron 103. Общественность по достоинству оценила и стремительный старт новой компании, и сроки изготовления в сочетании с немецким качеством постройки. Находкой дизайнеров стала двухуровневая планировка мастер-каюты.
    На сегодняшний день семь корпусов Kaiser Werf находятся в разной стадии готовности. Видимо во время следующих бот-шоу 2005 года публика сможет познакомиться с новыми, все увеличивающимися в размерах «Баронами».

    На берегах Москвы-реки

    Эксклюзивную яхту уже не обязательно строить в Европе. Московский судостроительный и судоремонтный завод, основанный в 1936 году и построивший за свою долгую историю свыше 1700 пассажирских судов, в начале нового века стал называться Moscow Shipyard и переквалифицировался на строительство мегаяхт размером от 24 до 50 метров. Впрочем, в данном случае о переквалификации говорить сложно – фактически на базе существующих цехов было создано новое производство европейского уровня. Как и триста лет назад, во времена Петра Первого, за основу взяли опыт голландского судостроения, по-прежнему наиболее соответствующий особенностям российских водных путей.
    Первые проекты, построенные по голландским чертежам, создавались в расчете на наши внутренние воды, полностью адаптированы к ним и соответствуют российскому речному регистру. Первые свои суда МССЗ спускал на воду без особой помпы, и только презентация яхты Smile стала достоянием широкой общественности. Феерический праздник, устроенный в честь этого события прошлым летом в центре Москвы на Пушкинской набережной Нескучного сада, заставил говорить о новом производителе не только почти все российские журналы, но и европейское яхтенное сообщество.
    Smile строился по уже опробованному на МССЗ проекту, но элемент творческого участия заказчиков в создании внутренних помещений оказался настолько велик, что сами строители считают– эту яхту можно смело назвать custom-проектом. Причем в качестве дизайнеров выступали сами будущие владельцы. Верфь выполнила все пожелания своих клиентов, и некая эклектичность стиля стала своеобразным фирменным знаком Smile.
    Первым общественным показом своей продукции Moscow Shipyard подвел черту под начальным этапом становления верфи. Фактически это был последний "внутренний" проект МССЗ, сертифицированный только по российским стандартам.
    Новая проектная линия Vripack рассчитана на покорение всего мира и будет иметь для этого соответствующие документы – кроме российского сертификата, который тоже будет, ее сертифицируют международные квалификационные общества: Lloyd’s Register of Shipping, RINA.
    Это яхта океанского класса, запас хода которой позволит пересекать Атлантику. Дизайн корпуса разработан голландским агентством Vripack Yachting International. Дизайн интерьеров поручен британской компании Jon Bannenberg Design. Длина корпуса первой яхты Vripack будет 44 метра, ширина – почти 10 метров. Для обслуживания 10 пассажиров на этой яхте потребуется столько же человек команды. Одной из особенностей проекта станет посадочная площадка для вертолета на верхней палубе. Весной 2006 года яхта будет спущена на воду. В качестве ходовых испытаний она пройдет через Волгу по каналу к Черному морю, выйдет в море Средиземное и предстанет перед Европой на бот-шоу в Монако. После первой мировой премьеры российских судостроителей яхта будет передана заказчику.
    Завод планирует поставить модель Vripack в почти серийное производство, спуская в год от 6 до 10 яхт. Полет творческой фантазии заказчика производители собираются ограничить выбором из нескольких, разработанных английскими дизайнерами, вариантов интерьеров.

    Rambler's Top100