Luxury »
Все статьи »
Бунтарский дух Marques de Riscal (26.05.2008)
Первые строки мировых винных рейтингов, восторженные отклики международных экспертов, любовь заядлых гурманов всего мира – все эти свидетельства признания и славы уже прочно закрепились за великолепными винами Риохи.
Истинный потенциал Риохи
Трудно представить, что всего лишь столетие назад визитной карточкой этого испанского региона были блеклые и невразумительные вина. Стремительный взлет качества местных вин связан с одним единственным именем – маркиз де Рискаль. Именно этот человек бросил вызов винодельческим традициям региона и показал всему миру истинный потенциал Риохи.
Эта история началась в 1858 году, когда правительство испанской провинции Алавы решило, что пора бы заставить высший винный свет считаться с Риохой. Лучшего кандидата, способного справиться с этой задачей, чем дон Камило Уртадо де Амесага, известный также как маркиз де Рискаль, найти было трудно. Вольнодумец, дипломат, журналист и владелец собственной винодельни Torrea в Эльсьего, маркиз де Рискаль с 1839 года проживал за пределами родины, в Бордо, где с присущим ему любопытством знакомился с многочисленными тонкостями винодельческого искусства.
Ему было поручено отыскать французского энолога, который согласится привить в Риохе методику изготовления вина "по-бордосски". Вскоре советник был избран, им оказался винный мастер французского поместья Château Lanessan, Жан Пино (Jean Pineau). Вслед за виноделом маркиз де Рискаль отослал в Риоху "9 тысяч саженцев с гарантией качества", этот своеобразный букет состоял из благороднейших французских сортов – каберне совиньона, мерло, мальбека и пино нуара. Риоханским виноделам, ранее имевшим дело только с местными сортами винограда, предлагалось поэкспериментировать с французским материалом.
Совместные усилия французского энолога и владельцев виноделен не прошли даром: очень скоро плодом их стараний стали насыщенные, плотные вина, обладающие значительным потенциалом к выдержке, и все благодаря применению бочек из Бордо – новинке, доставленной прямиком из сердца французского виноделия. К сожалению, новое испанское вино во французском стиле подстерегали неприятности: уж слишком дорого оно стоило. Так что виноделы из Риохи поспешили вернуться к традиционным технологиям, и продолжали действовать по старинке. От Жана Пино не отвернулся только один человек – Рискаль. Он доверял французскому мэтру и решил взять его под собственное крыло.
В 1860 году испанский архитектор Рикардо Бельсола по договоренности с маркизом де Рискалем покинул родные пенаты и отправился в Бордо, изучать знаменитые замки Медока, Грава и Сент-Эмильона. Вернувшись в Риоху, Бельсола немедля предоставил маркизу проект винодельни, где за основу были взяты образцы французской средневековой архитектуры. Не обошлось без огромных подвалов, выложенных тесаным камнем, и пленяющих воображение подземных ходов-галерей. В поместье также было доставлено самое современное энологическое оборудование из Бордо, и появилась и собственная бондарная мастерская, где под руководством Шарля, сына Жана Пино, изготавливались первые риоханские бочки в бордоском стиле.
Революция маркиза де Рискаля
Общая площадь виноградников Рискаля на тот момент составляла 39 гектаров. Три четверти площади занимали местные сорта винограда: темпранильо, гарнача и масуэло. Одна четверть отводилась под эксперименты: именно там, затаив дыхание, ждали первого урожая с иноземных саженцев. Получится – не получится? Прошло долгих пять лет, прежде чем предприятие принесло первые плоды. Это был грандиозный успех! Революционный подход испанского новатора получил одобрение не только в сонной когда-то Риохе, но и на международном уровне: многочисленные медали винных выставок в Дублине, Париже, Вене, потом снова в Париже. И, наконец, – триумф! Рискаль сделал то, что не удавалось никому прежде. Он получил почетный диплом Винной выставки в Бордо. Это была победа – полная и безоговорочная. Бордо пало к его ногам. Видит Бог, он шел к этому большую часть своей жизни. Маркиз де Рискаль улыбался всем сразу и никому в отдельности: лица, фраки, цветы, бокалы смешивались сейчас так же, как он смешивал разные сорта винограда. Даже буквы в почетном дипломе 13-й винной выставки в Бордо, казалось, ликовали вместе с ним – прежде ни одна иностранная винодельня не была удостоена такой чести. Маркиз де Рискаль первым сумел доказать, что вина Риохи – это не компот с омерзительным запахом, как считалось ранее, а достойное вино с сильным характером и богатым ароматом.
Юные вина в Руэде
Впрочем, на том пионерские изыскания владельцев винодельни не закончились. Спустя сто лет компании Marques de Riscal по-прежнему был не чужд бунтарский дух. Остальные виноделы только головой качали да поджимали губы, обсуждая в своем кругу очередную задумку винодельни – теперь в Руэде она стала производить юные, свежие и фруктовые белые вина с ярко выраженной индивидуальностью, взяв за основу автохтонный сорт винограда вердехо. После белых вин на сцену вновь вышло красное – на сей раз появился Riscal 1860 – как символ ренессанса, востребованный между тем рынком.
Сегодня компания Marques de Riscal продолжает быть первой, воплощая в жизнь все новые и новые идеи, однако фундамент остается неизменным – это высочайшее качество и постоянный контроль, работающие на винодельне французские энологи и знаменитые винные подвалы. Правда, рост производства привел к тому, что с момента основания винодельни погреба пришлось трижды перестраивать, увеличивая их площадь. Следующим грандиозным проектом стало строительство "Города вина", а затем роскошного отеля, рассчитанного на 43 номера.
Предмет гордости владельцев – стеклянный лифт, на котором можно спуститься в винный погреб и продегустировать легендарные вина винодельни Marques de Riscal.
Тина Хакки
Фоторепортаж