Водоизмещающие яхты: pro и contra //27.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!
  • Порой человек морально и материально созревший для покупки собственного судна, очень смутно представляет себе, а что, собственно, ему необходимо. Кончается все тем, что либо яхта покупается «такая же, как у Пети (Саши, Ромы, Билла)», либо умелый дилер убеждает в превосходстве моделей «своего» бренда. Неоднократно случается, что люди собираются купить судно, диаметрально противоположное тому, что им действительно нужно.

    Порой человек морально и материально созревший для покупки собственного судна, очень смутно представляет себе, а что, собственно, ему необходимо. Кончается все тем, что либо яхта покупается «такая же, как у Пети (Саши, Ромы, Билла)», либо умелый дилер убеждает в превосходстве моделей «своего» бренда. Неоднократно случается, что люди собираются купить судно, диаметрально противоположное тому, что им действительно нужно. Первый вопрос, который должен задать себе будущий судовладелец – какой тип моторной яхты ему более по душе. Водоизмещающий или глиссирующий? А может быть полуглиссер?

    Водоизмещающие яхты имеют давнюю историю. Ведь все парусные яхты, не говоря уже о торговом и пассажирском флоте, относятся именно к этому классу. Их строили и строят на верфях по всему миру. Историческим лидером в строительстве водоизмещающих судов считаются голландские производители, в качестве материала корпуса здесь предпочитают сталь. Такие верфи Нидерландов, как Moonen, Oceanco, Heesen Yachts, Feadship, Amels – сегодня входят в мировую элиту судостроения. В каждой стране можно назвать несколько знаменитых верфей, специализирующихся на строительстве роскошных, надежных, и не очень быстроходных судов, например, Lurssen в Германии. Хотя в последнее время всеобщее увлечение скоростью привело к созданию некого компромиссного варианта – полуглиссера, или полуводоизмещающего судна. По обводам этот переходный тип яхт близок к водоизмещающим, а вот мощность двигателей и, соответственно, скорость у них выше. При этом полуглиссеры медленнее, но мореходнее своих глиссирующих собратьев.

    Немного физики
    Чтобы разобраться в принципиальных отличиях вариантов моторных яхт, пожалуй, будет уместно в нескольких словах напомнить читателям теоретические основы. Как известно, львиную долю в сопротивлении движению судна составляет волновое сопротивление. Разрезая воду при движении форштевень, нос судна, образует хорошо всем известную носовую волну. Струи воды, обтекающие судно по бортам, сталкиваясь за кормой, образуют кормовую волну. Наконец поток, обтекающий днище, образует поперечную волну, обуславливающую подъем воды за кормой. После своего появления волны эти живут своей жизнью, совершенно не считаясь с интересами яхты и ее владельца и не делая никаких исключений даже для королевских яхт.
    Волны разбегаются от яхты, унося с собой энергию, затраченную на их образование. Яхта старается уйти от них, волны немного отстают, но оторваться от них еще никому не удавалось. Когда скорость яхты увеличивается, волне приходится пошевеливаться, чтобы угнаться за ней. При этом она растет в длину, а заодно и в высоту. Поскольку волны увеличиваются в длину, а яхты, при всем желании, не могут, меняется соотношение длины волны и длины корпуса судна.

    Первым влияние соотношения длины волны и длины корпуса судна на сопротивление воды обнаружил английский физик Уильям Фруд, прогуливаясь двести лет назад по берегам Темзы, по которой английские лошади таскали, взад - вперед, английские баржи. Лошади тоже имели некоторое представление о сопротивлении барж, однако они не умели извлекать корней, во всяком случае, квадратных, поэтому соотношение, определяющее характер взаимодействия длины судна и волн, им образованных, называют числом Фруда. Скорость, соответствующая движению судна на одной волне (Fr = 0,4), является верхним пределом водоизмещающего режима. При дальнейшем увеличении скорости яхта начинает карабкаться на свою же носовую волну, и, если она сможет туда забраться (Fr = 1,0-1,2), это будет уже режим глиссирования. Все, что между этими скоростями, носит название переходного режима.

    То есть, если сравнить два способа передвижения человека по воде – например, на гребной лодке и на водных лыжах, – то они принципиально различны. В одном случае поддержание на поверхности воды происходит исключительно за счет архимедовой силы плавучести (лодка), во втором – только за счет гидродинамической силы поддержания (водные лыжи). Стоит буксировщику остановиться, и лыжи перестанут удерживать человека на поверхности, ибо их плавучести недостаточно.
    В теории корабля первый способ поддержания на воде называют плаванием, второй – глиссированием. Суда, которые при движении по воде поддерживаются силами плавучести, называются водоизмещающими, а суда, которые могут держаться на воде за счет гидродинамической силы, – глиссирующими. Конечно, в отличие от водных лыж, глиссирующие суда не тонут. Просто если их скорость меньше необходимой для выхода на глиссирование, они переходят в водоизмещающий режим.
    Так как сопротивление воды при глиссировании растет значительно медленнее, чем при плавании, то с появлением глиссеров стало возможно достигать скорости на воде 100 узлов и более.
    Рассмотрим те условия, которые способствуют глиссированию моторных судов. Их три:
    – наличие достаточной мощности на единицу веса судна, то есть высокое отношение мощности двигателя к весу судна;
    – особые формы корпуса с большими плоскими поверхностями днища, создающими достаточно большую гидродинамическую силу поддержания.
    – малый вес судна.
    Существует большой класс яхт так называемого переходного режима. Эти суда могут развивать скорость 15–25 узлов при средних энергозатратах. Обводы корпуса «переходных» моделей отличаются от классических водоизмещающих судов более широкой кормой.

    Каждый выбирает по себе
    Глиссирующие и водоизмещающие яхты имеют совершенно разные режимы эксплуатации. По сути – разную философию. Водоизмещающие яхты подразумевают неспешное, вдумчивое путешествие. Как правило, достаточно дальнее и продолжительное. Глиссирующие позволяют быстро метнуться в облюбованное место, изучив предварительно прогноз, и, в случае приближения плохой погоды, стремительно скрыться в убежище. Есть еще один аспект – адреналиновый. Многие любят скорость, как таковую, особенно на воде. Возможно, нет лучшего способа почувствовать настоящий вкус жизни, чем за штурвалом послушной высококачественной скоростной лодки летящей по волнам. И вообще, «какой русский не любит быстрой езды?»… Для любителей острых ощущений больше подходят спортивные лодки типа Cigarette. Хотя многие предпочитают иметь «два в одном» - комфортабельную и в то же время скоростную яхту с флайбриджем. Выбор тут большой – от итальянских глиссирующих яхт c флайбриджем, например – Ferretti, до английского стиля Princess. Все большую популярность приобретают яхты типа Open. Предельный пример – яхты Pershing, развивающие более 45 узлов и стильные, как галерея современного искусства.
    Итак, главное преимущество глиссирующих яхт – их высокая скорость (35 и более узлов). Но для того, чтобы вывести на глиссирование комфортабельную яхту требуется большой запас мощности двигателей. И, соответственно, высокий расход топлива. 50-футовая яхта с двигателями мощностью 1500 л.с. сжигает около 300 литров соляра в час. То есть переход в 100 миль обойдется около 1000 евро (по европейским ценам).
    Другая проблема глиссирующих яхт – волны. По спокойной воде прокатиться на скоростной яхте – одно удовольствие. Но стоит подняться волнению, и лодка начинает прыгать с волны на волну, всем весом с шумом ударяясь о воду плоским корпусом. Профессионалы называют это «слэминг». Конечно, чем больше и тяжелее яхта, тем лучше она противостоит волнению. Конструкторы всячески улучшают мореходность, заостряя носовые обводы и увеличивая угол килеватости. Тем не менее, на волне выше 2 метров большинство капитанов предпочитают сбавлять ход и идти в водоизмещающем режиме.
    И тут проявляется еще одно отличие глиссирующих и водоизмещающих корпусов: они совершенно по-разному ведут себя на качке. И с точки зрения амплитуды, периода качки, и резких ускорений глиссирующая яхта, безусловно, проигрывает спокойному поведению водоизмещающей яхты. Это проявляется не только на ходу, но и на стоянке. Ведь яхты далеко не всегда становятся на ночевку в укрытые от ветра и волн марины. Конечно, при выборе места стоянки опытный капитан принимает во внимание направление ветра и волны. Но стихия есть стихия и за ночь все может измениться.
    Глиссирующие яхты хороши на своем месте, там, где их скоростные качества могут реализоваться. Например, в Греции с ее сотнями островов. Или на Адриатике, где в каждый уикенд множество итальянских яхт берут курс на недорогие хорватские рестораны на зеленых островах. Глиссирующей яхте требуется всего 3–4 часа, чтобы пересечь Адриатику, а вечером воскресенья вернуться домой. У водоизмещающей уйдет на это часов 7. А вот, скажем, в Голландии ситуация другая. Множество рек, связанных каналами в единую систему, низкие мосты и шлюзы способствуют популярности относительно тихоходных яхт с водоизмещающими обводами. Во-первых, расстояния не так уж велики, во-вторых, скорость в каналах ограничена 6 узлами, в-третьих, многочисленные шлюзы все равно не дают развернуться глиссирующей яхте. Кстати, похожая ситуация и на подмосковных водоемах. Реализовать скорость около 40 узлов на Клязьме или Пестове, мягко говоря, затруднительно. Правда и больших волн на водохранилищах не бывает, поэтому одной проблемой здесь меньше.
    Впрочем, хотя статистика утверждает, что 95% яхт на нашем рынке продаются в Москве, далеко не все держат яхты именно здесь. Гораздо интереснее возможности для яхтинга в Петербурге, на Волге или Черном море. Тут глиссирующей яхте есть, где разогнаться. Немало яхт вообще не ввозят в Россию, а держат в хорошо оборудованных европейских маринах.
    Преимуществом водоизмещающих яхт является их большая, вплоть до неограниченной, автономность плавания. Посмотрите на комфортабельные суперъяхты, эти настоящие плавучие дворцы, способные пересекать океаны. Как правило, это водоизмещающие или полуводоизмещающие суда, имеющие скорость 14–18 узлов. Кроме того, глиссирующие корпуса не могут обеспечить мореходность, соответствующую неограниченному району плавания.
    Водоизмещающие яхты имеют больший срок службы. Можно привести в пример яхты типа Cotter, названные в честь старинных голландских одномачтовых кораблей с треугольным парусом. Они отличаются консервативным дизайном внешних форм и традиционными компоновочными решениями. Настоящие ценители с презрением смотрят на скоростные пластиковые яхты, рассматривая их, как игрушку для непосвященных. Яхты типа Cotter славятся изысканной отделкой из ценных пород дерева, тщательно изготовленным стальным корпусом, обилием тика и деталей из нержавеющей стали. Пластик допускается только в отделке душевых кабин и туалетов. Компоновка яхты проста, продуманна и складывалась годами. Число спальных мест никогда не будет меньше 4, но и не превысит 6 независимо от размеров судна. Яхта создана для неторопливых, дальних семейных путешествий. Мореходный, хорошо обтекаемый корпус не боится волнения. Потеря скорости на волнении минимальная. Срок службы яхт исчисляется десятилетиями: 15–20 лет - для них не срок. Именно поэтому яхты этого типа всегда имеют твердую цену на вторичном рынке Европы.
    На яхты, вернее, на их типы и отделку, так же, как на автомобили и одежду, влияет мода. Главным барометром в колебаниях яхтенной моды всегда были и есть международные бот-шоу. Вспоминая последнюю выставку в Дюссельдорфе, можно отметить заметно возросшее предложение яхт неоклассического стиля, сочетающих внешний вид ретро с новейшими технологиями и материалами и ультрамодерновыми интерьерами. Например, впервые продемонстрированный голландской верфью Stentor небольшой, но очень элегантный, отделанный красным деревом, крейсер Da Vinchi 32. Обводы корпуса позволяют этой лодке длиной 9,7 м развивать скорость в 15 узлов под 160-сильным Volvo-Penta, а под двумя – даже 28 узлов. Пользовались успехом у посетителей ностальгические, в стиле 30-х годов линии голландской яхты Intercruiser 32 с традиционной клинкерной обшивкой корпуса. В своем стремлении обеспечить высочайшие стандарты комфорта, верфь прилагает большие усилия, усиливая звукоизоляцию и демпфирование вибраций, вплоть до того, что выпускает даже версию с электроприводом.
    Многие яхты, вызвавшие большой интерес на выставке, уже можно увидеть и в России. О нескольких популярных серийных моделях водоизмещающих и полуглиссирующих яхт, прекрасно приспособленных как для внутренних водоемов, так и для морского путешествия, мы расскажем немного подробнее.

    Apreamare
    Возможно, один из наиболее известных и популярных брендов неоклассических лодок. Итальянская верфь Apreamare – часть холдинга Ferretti Group. В основе всех моделей Apreamare лежит традиционная итальянская рыбацкая лодка Sorentino. Ее обводы – результат более сотни лет эволюции. Рыбаки на этих лодках порой проводили по нескольку недель в море, совершали дальние переходы, боролись со штормами. Поэтому мореходные качества Apreamare великолепны. Верфь выпускает несколько моделей длиной от 7 до 16 м, как открытые, так и с закрытой рубкой. В основном это яхты переходного, полуглиссирующего класса. Но некоторые модели развивают скорость до 38 узлов, способную вывести яхту в режим парения над волнами.
    Сам факт, что известнейший производитель именно глиссирующих яхт Ferretti включил в свой холдинг Apreamare, свидетельствует о той популярности, какой эти элегантные классические лодки пользуются на рынке.

    Aquanaut
    Голландская верфь Aquanaut Yachting строит стальные моторные крейсеры длиной 10–19 метров в 5 модельных линиях и более чем 40 вариациях.
    Aquanaut стала первой судостроительной компанией в Нидерландах, получившей сертификат ISO 9001. О высоком классе производства лодок красноречиво свидетельствует и тот факт, что портфель заказов компании заполнен на два года вперед. Особенно популярны яхты Aquanaut во Франции и Германии, ну и в самой Голландии, конечно. У верфи Aquanaut большой опыт постройки именно морских яхт, выполненных по классу «А». Aquanaut - одна из первых верфей, которая начала модернизировать корпуса своих яхт для возможности идти в переходном режиме, то есть со скоростью 15–16 узлов. Первой ласточкой этого проекта является модель Unico 37, которая недавно появилась в Москве. Корпуса изготавливаются из высококачественной судостроительной стали, с толщиной обшивки от 4 до 11 (!) мм. Среди моделей, производимых верфью, имеются как корпуса с обводами «шарпи», так и круглоскулые. Aquanaut отличаются исключительно высокой экономичностью. С самыми мощными дизелями суммарный расход топлива не превышает 40 л/час в крейсерском режиме, что для яхт таких размеров просто удивительно.

    Menorquin
    В 1978 испанец Хуан Састре разглядел огромный потенциал в традиционных болеарских лодках, которые назывались «menorquina», и основал яхтостроительную компанию, которая со временем стала называться Menorquin Yachts. Сохраняя традиционные линии и своеобразный характер этих проверенных историей лодок, его верфь начала производить комфортабельные и надежные моторные крейсеры нового поколения, сочетающие классический стиль с современными технологиями. Легкие в управлении и надежные эти лодки отличаются превосходной обитаемостью и комфортом. На первый взгляд эти яхты кажутся тяжелыми и тихоходными. Однако это обманчивое впечатление. Скорость Menorquin достигает 22 узлов, то есть это тоже полуглиссеры. Благодаря тяжелой носовой части они отличаются феноменальной устойчивостью. Интерьеры выполнены в классическом стиле. Одна из интересных особенностей – в спальнях часто расположены двухэтажные складывающиеся кровати.

    Linssen
    Крейсеры Linssen справедливо называют семейными лодками не только потому, что они хороши для отдыха с семьей: лодки долговечны, и отец может передать ее сыну.
    Модельный ряд моторных яхт Linssen состоит из 14 судов длиной от 32 до 50 футов четырех серий:
    Grand Sturdy (380, 410, 430, 470 и Variotop 500 Mark II);
    Linssen SL (380, 410, 430, 470 и Linssen 500 Variotop);
    Dutch Sturdy (320 и 380);
    Linssen DS 45 и 53.
    Здоровый консерватизм и традиционность Linssen проявились не только в мужественном архитектурном облике, граненых обводах, развитом киле, защищающем корпус и винты. Несмотря на кажущуюся массивность, Linssen – неплохие ходоки. У младших моделей стоит один дизельный двигатель мощностью от 85 л.с. (крейсерская скорость 8 узлов); по мере роста размерений возможны иные варианты, в частности, сдвоенная моторная установка (до 300 л.с.), ощутимо повышающая скорость.
    Серии Grand Sturdy и Linssen SL различаются, пожалуй, только уровнем комфорта - Grand Sturdy можно счесть люксовым вариантом, что, помимо прочих деталей, подчеркивают темный корпус и привальный брус из толстого мягкого трехпрядного каната.
    Лодки серии DS выпадают из общей гаммы. Linssen DS 45 стала первой яхтой компании, вторгшейся на рынок стеклопластиковых круизеров. Килеватый корпус (22º) и мощная силовая установка из двух двигателей мощностью по 480 л.с. позволяют развивать скорость хода до 24 узлов. На DS 53 и 45 кокпит и пост рулевого могут накрываться наподобие кабриолета мягкой крышей.
    Показательно, что Linssen DS 53 в июле 2002 года удостоился награды международной ассоциации яхтенных дизайнеров.

    Pedro
    И петербуржцы и москвичи уже встречали на воде стальные голландские яхты Pedro. Узнаваемый силуэт этих корабликов сделал название Pedro чуть ли не нарицательным. Верфь в Зюйдбреке выпускает четыре серии яхт Pedro: Marine, Solano, Bora и Skiron длиной от 30 до 43 футов. Фамильная особенность всех Pedro – надстройка в корме, вместо привычного самоотливного кокпита. Надстройка позволяет разместить в корме просторную, комфортабельную, хорошей высоты каюту владельца. Крыша надстройки служит аналогом флайбриджа, защищенного спереди выступом рулевой рубки.

    Если подытожить все выше сказанное, то окажется, что сравнительно тихоходная водоизмещающая яхта имеет перед яхтой глиссирующий ряд преимуществ, проигрывая в скорости. «Тихоходы» кроме всего прочего дешевле в эксплуатации. Но на американском и российском рынках сегодня явно лидируют глиссера. По крайней мере, в этом мы оказались ближе к Новому Свету. Впрочем, поклонников быстрой езды хватает и в Европе. На чем же остановить свой выбор? Ответ на это только один: все зависит от поставленных целей и конкретных условий эксплуатации.


    Андрей Жаворонков

    Rambler's Top100