Кастом как он есть //11.01.2010

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Хорошо ли живется кастомайзингу в России? Вызывает ли он интерес публики? По поводу его развития и перспектив существуют разные мнения. Одни говорят, что несмотря на русскую смекалку, умение подковать блоху и исконную тягу занять руки нужным и правильным делом, кастомайзинг пока не обрел статуса всенародного увлечения. Другие, напротив, видят в постепенном, зато качественном развитии кастомайзинга залог его будущего успеха.

    Знаковым на этом пути можно считать появление в России ежегодных кастом-шоу. В целом, если сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той, которая существовала на рынке российского кастомайзинга еще 10 лет назад, то развитие интереса к теме налицо.

    Существует также мнение, что российские мастера недалеко ушли от доморощенных «левшей». Отчасти это действительно так.

    Но кто виноват в подобном положении дел - вопрос риторический. Сами мастера отмечают, что спрос на кастомы ограничивается их заоблачной ценой. Трудности с доставкой деталей и аксессуаров (рулей, глушителей, воздушных фильтров, ободов колес, зеркал, кофров) и высокая цена аренды помещений для кастом-мастерских также не прибавляют мастерам энтузиазма. Ведь чтобы построить кастом, надо его из чего-то собирать!

    Плюс к тому существуют объективные сложности, связанные с сертификацией деталей. Чтобы привезти из-за границы необходимую мелкую деталь для строительства кастом-мотоцикла, может уйти месяц (в Штатах, к примеру, на это понадобится день-два). При производстве сложных деталей очень важны точность и качество исполнения, жесткий технический контроль на всех стадиях, а в российских условиях этого добиться пока очень сложно. Поэтому российские мастера приспосабливают для постройки кастомов в основном детали от старых мотоциклов. Иногда делают новые, проявляя недюжинную смекалку и пуская в ход связи на оборонных и автомобильных заводах. Раньше под кастомы переделывались отечественные «Уралы» и «Днепры», купленные за бесценок у пенсионеров... Полноценными кастомами такие мотоциклы, конечно, назвать трудно.

    Известных российских кастом-мастерских, помимо Мото-Центра и Мастерской Ростислава Егорова, не так уж много. Среди них следует упомянуть мастерскую российского представительства Harley-Davidson, где работает известный мастер Александр Фетисов («Фитиль»). Кастом мастерской Harley-Davidson занял первое место на 5-м Московском международном мотосалоне, проведенном весной 2008 года в Экспоцентре.

    Также можно назвать «Орехово Custom-Art», основателями которой были Сергей Кузаков и Александр Ширяев, построившие уже около 50 мотоциклов; получили известность их кастомы «Пинчер», «Череп» и «Завоеватель».

    Еще одна компания - Fine Custom Mechanics, основанная в 1999 году. Руководитель - Дмитрий Мотков. Кастомайзеры из FCM первыми в России получили свой VIN-номер на рамы. Они имеют опыт постройки около 30 мотоциклов. Кастомы FCM были отмечены в ряде номинаций на московском международном Мотосалоне в Экспоцентре и на Кастом-моторз шоу в 2008 году.

    В последние годы на кастом-шоу и мотовыставках было представлено множество мастерских из разных уголков страны. Например, известны мастерские из Санкт-Петербурга (мотоклуба Fort МС) и Bike-Garage Engineering, калужские Old Scuns Custom Kaluga, мастерская Алексея Келлера в Сочи, подмосковные мастерские Александра Торопыгина (Торача) и эффектный HydroKustom, чья модель кастом-мотоцикла, сделанная из деревянных деталей, вызвала фурор в 2008 году на мотовыставке в «Крокусе». Таланты есть везде, но далеко не всегда им удается создать полноценную мастерскую - для этого должно «сойтись» очень много факторов.

    С начала 2000-х годов известен касто-майзер из Минска Юрий Шиф, основавший мастерскую под своим именем - YSM («Юрий Шиф Мото»). Юрий, как и некоторые работники его мастерской, раньше активно занимались автоспортом (картингом). Признание пришло к нему в 2004 году после постройки мотоцикла Silver Stork («Серебряный аист»). В 2006-2008 годах аппараты Шифа регулярно появляются на российских и зарубежных мотовыставках, где продолжают завоевывать призы и привлекать внимание публики и специалистов. Например, мотоцикл от Шифа с названием No Jokes («Кроме шуток») обладает мощной технической оснасткой. С No Jokes Шиф ярко выступил в 2006 году на чемпионате Европы по кастомайзингу в немецком городе Майнц. Оригинальный кастом Юрия под названием Time Machine («Машина времени») стал призером 2007 года в Германии на фестивале Custombike-2007, получив почетный приз Best Craziest Bike («Лучший сумасшедший байк»).

    Также стоит отметить мастерскую Luber Custom из подмосковных Люберец, основанную Максимом Степановым. Она существует не так давно, но уже успела прославиться брутальным трайком (трехколесным мотоциклом) «Дайтона» (назван так в честь знаменитого американского мотоциклетного фестиваля Daytona Bike-Fest, на котором как-то побывал Максим). У «Дайтоны» мощнейший мотор V8, издающий неповторимый громкий звук при езде; кастом раскрашен в имитирующий ржавчину цвет.

    Итак, кастомайзинг в России уже заявил о себе: на сегодня мы имеем десятки, если не сотни, построенных мотоциклов, среди которых появляются весьма оригинальные модели. Однако кастомайзинг еще не состоялся как индустрия, как это произошло в Европе и в Америке. Рынок кастомайзинга напрямую зависит от экономической ситуации в стране, которую сложно назвать стабильной. Но несмотря на все сложности, количество людей, готовых вкладывать в кастомайзинг свои талант, время, деньги, год от года растет.

    На фото: работы мастерской Ростислава Егорова

    Роман Егоров


    Rambler's Top100