Уикенд в стиле МОТО //03.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Если вы относите себя к любителям спортивных мотоциклов, то обязательно должны слетать к Доктору. Так зовут Валентино Росси, который вместе с другими знаменитыми гонщиками несколько раз в год устраивает грандиозное мотоциклетное шоу, имя которому MotoGP

    «Формула» о двух колес
    Если с чем-то и сравнивать шоссейно-кольцевые гонки Moto Grand Prix, то с «Формулой-1». Как F1 cчитается королевой автоспорта, так MotoGP – вершиной мотоспорта. На этапы MotoGP, как и на гонки F1, съезжается бомонд со всего света, хотя такого «звездного» этапа, как гонки F1 в Монако, у MotoGP, насколько мы знаем, нет. Здесь знаменитостей можно встретить на каждой гонке. И как гонщики MotoGP посещают этапы F1, так и пилоты «Формулы» ходят на престижные мотоциклетные гонки. Ко всему прочему, автомобильные и мотоциклетные соревнования часто проходят на одних и тех же треках. Да и по возрасту чемпионаты почти ровесники: гонки MotoGP впервые прошли в 1949 году, а «Формула-1» ведет свою историю с 1950 года.
    На сегодняшний день, когда в обоих чемпионатах появился бесспорный лидер, F1 и MotoGP стали похожи друг на друга еще больше. Михаэль Шумахер в этом сезоне стал чемпионом – в седьмой раз, Валентино Росси (Доктор) выиграл Гран-при – в четвертый раз. Впрочем, у Росси еще все впереди: он на 10 лет младше Шумахера – в феврале ему исполнится только 26.

    Мотоциклетная мекка
    Каждый этап гонок MotoGP – настоящий праздник для мотоциклистов той страны, где они проводятся. С раннего утра к месту проведения гонок устремляется нескончаемая вереница мотоциклистов. Причем поболеть за своих любимых гонщиков мчатся не только «местные» мотоциклисты, но и из других городов, других стран. Перед началом соревнования площадка вокруг трассы становится самой гигантской мотоциклетной стоянкой в мире. Все гостиницы в районе трассы полны туристов, помимо тех, кто приезжает на своем мотоцикле, многие прилетают на самолетах, потом берут автомобиль или мотоцикл в прокат и добираются на нем. Ведь гонки MotoGP – это не просто великолепное шоу, но и международные соревнования самого высокого уровня. Любопытно, что порой чемпионат MotoGP проходит неподалеку от состязаний F1, и тогда туристов прилетает еще больше. Многим из них удается побывать и на авто- и на мотогонках. Любопытно, что на соревнования MotoGP приезжает совсем не та публика, которая обычно ассоциируется с различными сборищами мотоциклистов. Тут нет или практически нет байкеров. MotoGP – удовольствие не из дешевых, поэтому в основном приезжают сюда состоятельные и уже немолодые люди.
    Так же, как и в F1, каждый этап мотоциклетного Grand Prix длится три дня – день тренировок, квалификация и соревнования. Но сами мотогонки проходят в три этапа: сначала выступают мотоциклы с небольшими моторами – серия 125 куб. см, за ними следует 250-кубовый класс, а на десерт само Grand Prix – к участию в котором допускаются мотоциклы с 500-кубовыми двухтактными моторами и литровыми «четырехтактниками».
    В каждом классе есть свои герои, за которых болеют поклонники. И это здорово, ведь в отличие от «Формулы-1», в которой есть бесконкурентный лидер Шумахер, в разных классах мотогонок идет острая борьба. Правда, на самом Grand Prix, как и в «Формуле», есть свой фаворит – уже упомянутый Валентино Росси.

    Концерт моторов
    Соревнования начались. На трассу выходят гонщики 125-кубового класса. Скорости тут не так велики – километров 200 в час по прямой – но у этой серии есть своя привлекательная особенность. В 125-кубовом классе принимают участие в основном молодые пилоты, которые мечтают о лаврах Доктора, и всеми силами стремятся выделиться. Гонщики, что называется, едут на все деньги. Поэтому и борьба не в пример объему двигателей острейшая, и гонщики частенько идут на большой риск, многие сходят с трассы.
    В 250-кубовом классе на смену храбрости молодых приходит профессионализм более опытных пилотов. Когда финишируют пилоты этой серии, зритель уже хорошо «разогрет» и готов к кульминации соревнования – Grand Prix.
    Пилоты заводят моторы своих мотоциклов, и по всему стадиону разносится оглушительный рев больших двигателей. Мимо трибун на огромной скорости проносятся гонщики – на прямой пилоты разгоняются до 300 км/ч! Колоритный рев больших двигателей, крики болельщиков. Кажется, что ревет весь стадион, а ты находишься не на гонках, а на огромной концертной площадке. Рев моторов заводит до визга, и в такой момент понимаешь, что провести выходные на MotoGP было отличной идеей.
    У побывавших на этом чемпионате часто спрашивают: «Что зрелищнее – MotoGP или «Формула»?» Единого мнения нет, но большинство отмечает, что у MotoGP есть целый ряд преимуществ. В ходе мотогонки мы видим, например, не просто, как едет болид, мы видим самого пилота, как он наклоняется в поворотах, как коленом касается покрытия трассы. А такое зрелище вызывает больше эмоций, заставляет сильнее переживать за пилота, когда он едет в нескольких сантиметрах от другого гонщика, когда пытается пройти вираж на повышенной скорости. А, кроме того, о чем отмечают практически все: сами гонки длятся значительно меньше, чем в «Формуле». Каждая серия имеет свою изюминку, и если, наблюдая за ходом автогонки, порой начинаешь уставать от достаточно однообразного зрелища, то в MotoGP такого нет. Каждая серия держит в напряжении от старта до финиша.
    Гонки закончились, победители получают награды, а на автодроме начинается «необязательная» часть– шоу-программа. Зрители потихоньку покидают трибуны. Тысячи мотоциклистов, получивших мощных заряд острых ощущений и положительных эмоций, едут каждый в свой уголок света. Отели пустеют, от гигантской мотостоянки не остается и следа, а на каждой развилке трассы колонна мотоциклистов мельчает. И вот уже каждый едет в одиночку. Праздник закончился, чтобы снова начаться.

    MotoGP: пятьдесят шесть чемпионатов, двадцать два чемпиона
    Между Англией, Ирландией и Шотландией, посреди Ирландского моря, есть остров Мэн. Среди бизнесменов Мэн известен как налоговый рай, а среди поклонников авто- и мотоспорта, как одна из прародин гонок, которые проводятся тут уже с начала прошлого века. Именно на острове Мэн прошел и первый этап первого чемпионата MotoGP – в середине июня 1949 года.
    Поскольку в ходе Второй мировой меньше всего пострадали мотоциклетные фабрики в Англии и Южной Италии, в первых гонках за победу боролись выходцы из этих стран. В главном классе – гонках на мотоциклах с 500-кубовыми моторами – первым чемпионом стал британец Лесли Грэхэм, выступавший на мотоцикле AJS Porcupine. В последующие годы фаворитом чемпионата становится британец Джеф Дюк, но из-за того, что его конкуренты ездят на технически более совершенных итальянских мотоциклах, победа уходит у него из рук. С досады Дюк идет на нетрадиционный в время шаг – пересаживается с родного британского мотоцикла Norton на итальянскую Gilera. Британцы раздражены, а предатель Дюк выигрывает три чемпионата подряд. Тем временем на MotoGP появляются гонщики на мотоциклах итальянской марки MV Agusta. Эта техника отличалась завидной прытью, но отвратительной управляемостью. Сколько гонщиков разбилось из-за несовершенства шасси MV Agusta! Однако со временем инженерам фирмы удается обуздать свои мотоциклы. В 1956 году Гран-при впервые выигрывает на MV Agusta британец Джон Суртис, а с 1958-го вплоть до 1974 года победителями становятся исключительно гонщики, ездящие на MV Agusta.
    До 1960 года лидерство в чемпионате держит британец Суртис, потом чемпионский титул четыре года подряд завоевывает англичанин Майк Хэйлвуд, а в 1966 году «золото» вновь уходит к итальянцам. Семь Гран-при подряд выигрывает Джакомо Агостини. Тем временем в команде MV Agusta появляется британский гонщик Фил Рид, которому была уготована роль вспомогательного гонщика для звезды Агостини. Однако амбициозный Рид не следует командным наставлениям и в 1973 году становится чемпионом. Любимец итальянцев Агостини, сверженный с престола, в бешенстве идет на крайне непопулярный шаг – заключает контракт с японской фирмой Yamaha. Чемпионаты 1974 и 1975 годов становятся самыми интересными мотогонками по накалу борьбы: два злостных конкурента борются за первое место. В 1974 году британец снова обходит итальянца и становится чемпионом во второй раз, а поверженный король Агостини из-за аварии, в которой он ломает плечо, пропускает один этап и в итоге занимает только четвертое место в общем протоколе. Однако в 1975 году Агостини выигрывает Гран-при чемпионата в восьмой раз, впервые приведя к победе в чемпионате мотоцикл японской марки Yamaha. С тех пор вплоть до наших дней чемпионы MotoGP ездят исключительно на японских мотоциклах – Yamaha, Honda и Suzuki.
    В семидесятые MotoGP, изначально скорее европейский, становится по-настоящему международным чемпионатом. В турнирной сетке появляется все больше неевропейских этапов, мотогонками начинают болеть американцы. После того как итальянские мотоциклетные фирмы были вытеснены с чемпионата японскими, стали сдавать свои позиции и традиционные лидеры турнира – итальянцы и британцы. С 1978 по 1980 год чемпионат выигрывает калифорниец Кенни Робертс, все Гран-при с 1983 по 1993 год (кроме 1987 года) выигрывают американцы, а в 1987 году и четыре года подряд с 1994 по 1998 год чемпионами становятся австралийцы. И лишь недавно, в 2001 году, победу на мотоцикле Honda вновь одержал итальянец – Валентино Росси. С тех пор он еще два раза выигрывает чемпионат на «Хонде», а совсем недавно он победил в четвертый раз на мотоцикле Yamaha. За всю историю MotoGP победителями Гран-при стали шесть англичан, шесть итальянцев, шесть американцев, два австралийца, один испанец и один африканец; 30 раз пилоты выиграли Гран-при на японских мотоциклах, 24 – на итальянских и два – на британских.
    Денис и Станислав одними из первых российских мотоциклистов посетили MotoGP. Своими впечатлениями от поездки на португальский этап чемпионата они делятся с нашими читателями.

    Как возникло желание поехать на MotoGP?

    Денис: Два года назад мы сели на мотоциклы и стали следить за чемпионатом MotoGP. Этим летом появилось желание куда-то поехать отдохнуть, и хотелось забраться подальше в Европу. Обнаружилось, что в Португалии в конце сентября будет MotoGP. Причем этот этап должен был стать определяющим в чемпионате – вот тогда зародилась идея поехать на MotoGP. Кроме того, хотелось определенных ощущений.

    Станислав: Как старый футбольный болельщик могу совершенно точно сказать, что ощущения от просмотра матча по телевизору и на стадионе в корне отличаются. Нам было интересно посмотреть мотогонки вживую, почувствовать, что это такое.

    И какие ощущения?


    Д.: Поначалу у нас были опасения, что мы ничего не увидим, кроме пролетающих мимо нас мотоциклов, но все оказалось не так. Было видно все поле – рядом с нами стоял второй экран и до самих пилотов было недалеко. Ту атмосферу, которая стоит на стадионе, передать вообще невозможно. Она начинается за километр до самого автодрома, где просто огромное количество мотоциклов. Но еще в отеле, где мы остановились, было 5–7 человек, которые приехали на своих мотоциклах посмотреть MotoGP.
    А все началось еще на границе. Нас спросили о цели приезда. Говорим: «MotoGP» И тут до этого суровый пограничник просто растаял, стал спрашивать, за кого мы болеем, перечислять своих любимых гонщиков.

    C.: Мы были удивлены, что людям, которые приезжают на чемпионат, в основном за тридцать или даже за сорок лет. Это совершенно не байкерская «тусовка». На MotoGP приезжают солидные люди на дорогих даже для Европы мотоциклах, чтобы посмотреть, поболеть, пожить атмосферой, которая присуща мотогонкам. И компания там примерно такая же серьезная, как на гонках «Формулы-1».

    Cложно организовать такую поездку?

    C.: Гостиницы в самом городе Эшториле, который находится в нескольких километрах от трассы, были все заняты уже за три месяца до соревнований. Поэтому бронировать надо за 4–5 месяцев для того, чтобы разместиться в хорошей гостинице. Билеты на сам чемпионат тоже надо бронировать заранее. Как и везде, чем раньше бронируешь, тем лучшие места получаешь. Поэтому организацией поездки мы советуем заниматься как минимум за три месяца. Забронировать все достаточно просто можно через Интернет.
    В Португалии очень удобно брать машину, ездить на ней, поэтому заранее надо забронировать еще и место для парковки. Все пространство за три километра от трассы было заставлено машинами и мотоциклами. Многие люди с деньгами на дорогих машинах пытались встать на парковку, но им говорят: уже все занято. Недочетом нашей поездки было то, что мы не забронировали место для парковки рядом с автодромом. Мы просто не знали об этом.

    Были еще русские на MotoGP?


    Д.: Нет, русских мы там не видели. Возможно из-за того, что мы сидели на не очень дешевых местах.
    С.: Я думаю, что русских не было и на других трибунах. Может показаться, что в Москве много мотоциклистов, но на самом деле в других странах их значительно больше. Причем среди российских мотоциклистов не так много людей, готовых вкладывать деньги, скажем, в поездки на MotoGP. Поэтому процент русских, которые бывают на MotoGP, думаю, мизерный. Для России – это пока еще новый чемпионат MotoGP. Но скоро, мы уверены, появится культура посещения мотогонок такого класса. Ведь, ощущения от чемпионата мы, например, получили незабываемые.

    Планируете поехать на MotoGP в следующем сезоне?


    C.: Да, однозначно планируем. Может, это будет Португалия, может – Испания, а может, мы решимся поехать, например, на канадский этап чемпионата.

    Николай Корзинов



    Rambler's Top100