Михаил Юрьевич Сенаторов (Заместитель председателя Центрального банка России) //30.11.2003

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Михаил Юрьевич Сенаторов (Заместитель председателя Центрального банка России)

    Парус – это на всю жизнь.

    Михаил Юрьевич Сенаторов - заместитель председателя Центрального банка России, в этом году стал победителем Чемпионата Москвы в гонках крейсерских яхт. Парусная регата «Банковский кубок» - его детище, и с первого года он - один из сопредседателей ее оргкомитета. Романтика парусных яхт и большой бизнес - как это сочетается в жизни одного человека?

    Михаил Юрьевич, какое место занимает парус в Вашей жизни?

    На этот вопрос нельзя ответить односложно. В разные периоды жизни это место менялось. Было время, когда я думал о карьере профессионального гонщика, а потом, на многие годы, парус оставался воспоминанием юности.
    Парусным спортом я начал заниматься в 1969 году. Учился тогда в Московском физико-техническом институте, у нас была парусная секция, много энтузиастов, сильных гонщиков. Было очень интересно гоняться. Тогда парус занимал значительное место в моей жизни. Помню, я затаскивал на зиму свой «Летучий голландец» - это класс спортивных швертботов - в подвал общежития, чтобы каждый день, после лекций и занятий в библиотеке, спускаться в эту, собственными силами оборудованную, мастерскую и до полуночи готовил свою лодку к летним соревнованиям. Поэтому и результаты были хорошие: за три года я стал мастером спорта, начав заниматься с нуля.
    После окончания института передо мной стояла дилемма: идти по распределению в Академию наук, или в штатную команду Госкомспорта - было такое предложение: стать инструктором по парусному спорту, а фактически начать карьеру профессионального гонщика. После долгих раздумий - колебался все лето - я выбрал Академию наук. Постепенно доля парусного спорта в моей жизни стала уменьшаться. Последний раз я гонялся серьезно в 1983 году на Чемпионате страны по крейсерским яхтам на Онеге. Потом был несколько лет в загранкомандировке, летом 1987 года оказался в Москве и последний раз, как мне тогда казалось, сидел за рулем парусного судна.
    В 2000 году, когда я уже был заместителем председателя Центрального банка России, наш банк получил приглашение от Национального банка Польши принять участие в Чемпионате Европы среди Центральных банков. Была сформирована команда Центрального банка России.

    Много было яхтсменов в Центробанке?

    Да почти никого. Геращенко мне расписал приглашение – «рассмотрите». Я начал искать людей, кто мог бы войти в команду. В банке работал только один такой человек - Анатолий Кондаков, с которым мы много гонялись еще в 70-е годы, были соперниками на «Летучем голландце».
    С Анатолием Николаевичем мы и стали подбирать команду для участия в Чемпионате Европы. В результате наше выступление было и удачным, и не очень. Мы выиграли первую гонку, но потом наша яхта затонула. Соревнование проводили не на спортивных, а на прогулочных швертботах, не рассчитанных на гонки в сильный ветер. А ветер в последний день был шквалистый, в результате крена лодку залило водой, и она пошла ко дну. По общему результату мы заняли седьмое место, хоть на дистанции нас никто не смог обойти.
    После этой регаты у нас возникла идея организации «Банковского кубка». Посмотрев, с каким энтузиазмом откликнулись европейские банки на идею парусных соревнований, мы решили, что именно банки могут поддержать российский парусный спорт. Ведь в постперестроечный период развал в этом деле был большим. Это в последние пару лет начался процесс подъема. Наша регата «Банковский кубок» стала одним из инструментов восстановления парусных традиций. Мы собрали гонщиков, уже три года – 2001-й, 2002-й, 2003-й, проводим эту регату. Интерес растет очень быстро. В первой регате у нас участвовало чуть больше двадцати яхт, а в 2004 году мы ждем больше сотни экипажей. Все больше банковских структур финансируют регату и команды. «Банковский кубок» стал уже очень заметным событием и в деловых кругах и в парусном мире.
    В моей жизни парус теперь занимает, пожалуй, большее место, чем в студенческие годы: и участвую в организации регаты и опять гоняюсь. Я с командой выступаю не только в «Банковском кубке», но и почти во всех клубных регатах «четвертьтонников» в Москве. В этом году мы выиграли Первенство Москвы. Участвовал в этом году я в регате и на «Драконе». Хорошо чувствовать себя опять в спортивной форме.

    Ваш опыт руководителя сыграл, наверное, определяющую роль в организации «Банковского кубка», а опыт яхтсмена – насколько он Вам пригодился в большом бизнесе?

    Опыт участия в спортивных соревнованиях, опыт побед – всегда очень важен в жизни. Ведь ни одна победа не дается просто так: надо уметь концентрировать свои силы, уметь себя превозмочь. Нужна сила воли, в конце концов. Сам факт, что ты можешь собрать все свои силы, энергию на решение конкретной задачи – выиграть гонку, помогает потом всегда. Это дает уверенность в себе, умение выигрывать. Бизнес ведь тоже соревнование своего рода. В этих соревнованиях надо уметь проявлять и жесткость, и умение, и знания, и не бояться неудач; знать и технику, и тактику – все, как в парусном спорте. Только парусная гонка ограничена во времени, и все сразу видно – первый, второй… Бизнес – процесс не столь наглядный, но не менее напряженный.

    Вы много работали за рубежом, у Вас много иностранных партнеров. Среди Ваших зарубежных коллег есть яхтсмены?

    Есть. Конечно, есть. В деловых кругах в мире принято заниматься спортом вообще, и парусным - в частности. Это массовое явление. Парусных яхт существует сотни различных конструкций, позволяющих людям самого разного возраста сочетать спорт и отдых. Проходит огромное количество регат, и люди гоняются для своего удовольствия.
    Мне приходится работать со многими людьми за рубежом. Если в процессе общения выясняется, что я – яхтсмен, сразу появляется другой климат переговоров. Парус, это своеобразная рекомендация, что этот человек надежен, с ним можно иметь дело. Парус, вода, ветер – они проверяют человека. Ведь в море невозможно просто сойти с дистанции, если тебе надоело или ты устал. А иногда условия таковы, что приходится бороться за выживание. Поэтому требования к человеку на яхте предъявляются несколько другие, чем в повседневной жизни. Многие бизнесмены, банкиры, политики увлекаются парусом. Конечно, между яхтсменами устанавливаются отношения другого порядка и в бизнесе. Это взаимодействие людей, равных по духу, моральным и волевым качествам.

    Бизнес-мероприятия в рамках парусных регат. Насколько это принято в мире и в России?

    В мире это принято. Ни одна регата не проходит без спонсоров и организаторов. Эти компании всегда приглашают на открытие, на старт, на финиш своих гостей – партнеров по бизнесу. Спонсирование паруса – это всегда престиж фирмы, доказательство ее стабильности, процветания. Устраиваются приемы, «пати». Приглашающая фирма всегда ненавязчиво показывает свои последние достижения, материалы какие-нибудь вручают.

    А какие-нибудь семинары по бизнесу проходят на таких мероприятиях?

    Нет, обычно нет. Это все-таки светское мероприятие. Я рассказываю о VIP-гостях. Для зрителей могут работать специальные павильоны на пирсе с рекламно-информационными программами. А для приглашенных устраиваются легкие банкеты на фоне парусов. Я был VIP-гостем на многих парусных соревнованиях в Европе и в Юго-Восточной Азии, в частности на Филиппинах. Это всегда очень красивое зрелище, приятная атмосфера, ну и по бизнесу тебя немножко «подкручивают». На этих банкетах собирается бизнес-элита. Часто люди, знакомые заочно, или давно не встречающиеся из-за отсутствия каких-то конкретных совместных проектов, могут пообщаться в неформальной обстановке, обменяться планами на будущее, общие интересы найти. Такие общения очень ценятся в деловых кругах, и организаторы регат это знают.
    Самая знаменитая регата, на которой я был VIP-гостем, это старт кругосветной гонки «Уитбред». Сейчас эта регата проходит под названием «Вольво оушн рейс», а я был на последнем старте «Уитбреда». Конечно, это одна из вершин парусного спорта, такая же, как «Кубок Америки», это - «Формула-1» парусного спорта. Организация соревнования, масштаб – все впечатляет. Участников тогда было, по-моему, четырнадцать, а провожать их в кругосветную гонку вышли тысячи лодок. Парусные яхты, многомачтовые парусники, моторные суда, и еще на берегу сотни тысяч зрителей, приехавших со всего мира. Вот там чувствуешь, насколько все это серьезно, сколько сил, средств вкладывается в организацию. Сколько людей любит и ценит парусный спорт.
    У нас в России таких регат пока нет, но я думаю, что количество зрителей, болельщиков на «Банковском кубке» и других регатах будет расти и парусный спорт займет достойное место в жизни страны.

    Существует мнение, что уровень развития яхтинга является показателем благосостояния страны. Готова ли сейчас Россия к парусным гонкам?

    Да, то что количество яхт - показатель благосостояния страны, правильно. Яхта – дорогая, высокотехнологичная вещь. Ее покупают, когда уже есть квартира, машина и можно не думать о пропитании. В Европе яхтинг имеет давние традиции.
    Россия – страна, в общем-то, сухопутная. Но у нас много энтузиастов, которые готовы себе во многом отказывать ради содержания яхты. Есть и богатые люди, желающие этим заниматься. Они видят, что процесс развития яхтинга у нас идет, и хотят принять в нем участие.
    Ведь как обычно люди приобщаются к яхтам – на отдыхе. Взяли яхту в чартер, понравилось, захотели купить свою, потом появляется желание участвовать в гонках.
    Отдых и спорт в парусе связаны неразрывно. Многим быстро надоедает просто фланировать по воде - хочется азарта, борьбы. Это все дают парусные соревнования.
    В России сейчас явный подъем парусного спорта. Это видно и на примере нашей регаты. За три года для участия в «Банковском кубке» построено пять яхт только в Москве, пошиты десятки комплектов парусов, восстановлены до гоночного состояния многие лодки.

    То есть организация парусных гонок стимулирует яхтинг как таковой…

    Да, конечно. У людей появляется желание выигрывать, стимул для занятий парусом, совершенствования своей яхты. Зрители часто переходят в разряд участников, если их по-настоящему увлекают соревнования. Все здесь взаимосвязано.

    Регата «Банковский кубок» - насколько она традиционна для России?


    Парусные соревнования у нас хорошо организовывались в советское время. Но это были только спортивные мероприятия. Особое внимание уделялось олимпийскому спорту, крейсерское плавание было не так развито. В парусном мире, кстати, не придается такого значения Олимпийским Играм, как это было принято в Советском Союзе. Конечно, олимпийская медаль очень почетна, но есть много не менее престижных парусных соревнований в неолимпийских классах.
    Потом, как я уже говорил, наступил упадок парусного спорта в России. Сейчас идет подъем уже на качественно новом уровне, и проходит много соревнований в крейсерских яхтах, не один «Банковский кубок» на всю страну, конечно. Но такого формата – это пока единственная регата. Я имею в виду, что мы большое внимание уделяем как раз организации бизнес-встреч в рамках регаты. У нас много гостей – из числа российских политиков, представителей администраций, бизнеса и так далее. Во время гонок эти люди встречаются, мы всегда представляем наших спонсоров. То есть мы не просто предоставляем рекламную площадь для плакатов на время прохождения соревнования, мы собираем, формируем свой бизнес-клуб. После «Банковского кубка» в этом году мне звонили мои коллегии, благодарили за полученную возможность познакомиться с тем или иным человеком. Ведь можно, конечно, позвонить по телефону, представиться и начать разговор. Но легче, когда вы с этим человеком уже общались в неформальной обстановке и не надо объяснять, кто вы такой.
    Многие спрашивают, как можно поучаствовать непосредственно в гонках. В положение о регате следующего года мы включили возможность присутствия гостей – спонсоров в команде гоночной яхты первого дивизиона.
    Кстати, в гонках на «Кубок Америки» в команде тоже есть одно гостевое место. Гость не должен мешать команде, но может находиться на борту, участвовать в гонке.

    То есть «Банковский кубок» развивается в международных традициях…

    Да, я сам был на подобных мероприятиях и знаю их важность.
    В моей жизни парус присутствовал всегда, даже в тот, достаточно большой период жизни, когда я сам под парусом не ходил. То, что я – яхтсмен, часто было полезно в бизнесе, а то что я – бизнесмен, много лет проработал за границей, знаю международный опыт парусных регат – все сейчас помогает при организации «Банковского кубка». Вообще, начав заниматься парусом, ты уже навсегда остаешься с ним связан, так или иначе. Это увлечение на всю жизнь.

    Беседовала Алена Богданова

    Rambler's Top100