Ежегодная награда Superyacht Society //04.06.2005

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • 8 ноября в «Марриотте» – одном из самых фешенебельных отелей прибрежного городка Форт-Лодердейл в штате Майами – состоялась очередная церемония вручения яхтенных, точнее суперъяхтенных «Оскаров»: ежегодных призов за лучшие достижения в мировой индустрии большого яхтинга

    Мероприятие, по форме проведения во многом повторяющее известное кинематографическое действо, проводилось уже в 14-й раз и собрало рекордное количество участников и приглашенных – более 400 человек. Эта цифра огромна для мира суперъяхтинга, потому что, по большому счету, суперъяхтинг – это редкое сочетание супербогатства, суперамбициозности и традиционной романтики яхтинга, романтики неосуществленных дальних странствий и несостоявшихся великих географических открытий. И даже если ваша моторная мегаяхта выходит в море лишь раз в году, например, на День взятия Бастилии или День независимости России, главное – что она, яхта, в другой жизни и при других обстоятельствах вполне могла бы принять участие в открытии Земли Франца-Иосифа (конечно же, летом и при спокойных погодных условиях). Ну а в нынешней прагматичной жизни владельцам суперъяхт, помимо обладания и наслаждения ими, остается только соревноваться в индивидуальности, оригинальности внешнего и внутреннего дизайна своих детищ. На вышеупомянутых церемониях имена хозяев не упоминаются и дело тут не только в респектабельности или конфиденциальности мероприятия – построенная яхта сама говорит все о своем владельце. Хотя в этом году имя одного из владельцев яхт-победительниц мы не сможем не упомянуть. Но об этом чуть позднее.
    Историю суперъяхтинга можно начинать с императорских яхт конца XIX – начала XX века, но в своем нынешнем виде индустрия начала формироваться в середине прошлого столетия, с появлением частных яхт, типа «Кристины О» господина Онассиса или легендарной «Принцессы Тани». А в конце 80-х годов, на одной из лучших по тем временам моторной мегаяхте «Анита Ди», встретились представители ведущих компаний по постройке больших яхт и приняли решение основать некоммерческую яхтенную организацию, основной заявленной целью которой стали бы освещение и пропаганда суперъяхтинга. «Пропаганда суперъяхтинга» – звучит довольно смешно, но на самом деле за такими благородными целями стояли чисто коммерческие стремления: банальное расширение рынков сбыта.
    Действительно, в те годы суперъяхтинг, по большому счету, оставался для широкой общественности тайной за семью печатями, хотя количество ежегодно построенных яхт исчислялось десятками, и год от года росло. Достаточно активно развивалась и индустрия отдыха на мегаяхтах, превращая их в перспективное средство вложения денег. Однако коммерческий потенциал суперъяхтинга оставался, мягко говоря, не полностью реализованным. Что прекрасно понимали и чувствовали лидеры отрасли.
    В результате в течение года было создано Superyacht Society – международное Общество суперъяхт, одним из первых своих шагов установившее ежегодные награды лучшим яхтенным проектам в различных номинациях. Теперь регулярно, в начале ноября, в рамках одной из крупнейших яхтенных выставок – бот-шоу в Форт-Лодердейле – стали проводиться пышные церемонии вручения наград лучшим яхтам года. Конечно, нельзя сказать, что в результате деятельности общества мир суперъяхтинга стал широко известным, но зато сейчас каждый желающий может получить любую интересующую его информацию из индустрии мегаяхт. Сами же производители яхт строят целые промоушн-компании, основанные на полученных наградах. За историю вручения призов Superyacht Society их состав и тип номинаций изменялся не раз (что лишний раз свидетельствует о молодости и динамичности суперъяхтинга), и лишь в последние пять лет остается постоянным: три приза, в зависимости от длины, присуждаются моторным яхтам, два – парусным, по такому же принципу, два приза – за лучший дизайн интерьеров среди парусных и моторных яхт, соответственно, и стоящая особняком награда – «За лидерство и вклад в развитие яхтенной индустрии».
    Начнем с последней (по счету, но не по значению) номинации. В 2004 году приз «За лидерство и вклад в развитие яхтенной индустрии» получил Фабио Перини, основатель и бессменный руководитель одноименной итальянской верфи по постройке парусных мегаяхт.
    Perini Navi была основана в 1983 году, когда заложили первую яхту с названием Felicita (слово, до боли знакомое отечественному читателю), длиной 40 метров, что значительно превышало среднестатистическую длину парусных яхт тех лет. Более того, основной принцип, который заложил Фабио Перини в концепцию своих всех будущих мегаяхт, была революционная возможность управления ими одним человеком. Уже на первой яхте Перини присутствовал флайбридж – характерная деталь моторных яхт – значительно повышающий ее обитаемость. Сейчас верфью построено уже 22 мегаяхты длиной от 80 до 210 футов, каждая из которых является истинным произведением яхтенного искусства. Вы сами можете воочию убедиться в этом, побывав на ежегодном Кубке Perini Navi, проводимом на Сардинии в начале июля.

    Перейдем к основным номинациям. Победителем среди моторных яхт длиной от 23 до 32 метров стала яхта Where The Dreams Have No End, построенная по дизайну Билла Диксона (кстати, одного из самых активных основателей Superyacht Society).

    Where The Dreams Have No End
    Длина: 24,384метра/80 футов
    Верфь: Royal Denship
    Дизайнер: Bill Dixon Design
    Дизайн интерьеров: Bill Dixon Design
    Архитектор: Bill Dixon Design
    Стилист: Bill Dixon Design

    На первый взгляд, это типичная композитная яхта класса «open», выполненная в модном сегодня агрессивном дизайне. Яхта была спущена на воду 15 августа 2004 года и впервые показана широкой публике на бот-шоу в Монако, где, естественно, имела большой успех. Дизайнеры и владелец, в лучших традициях суперъяхтинга, не стали «мелочиться» – яхта рассчитана всего на четырех пассажиров, которых обслуживают два человека команды. Любая верфь по производству стандартных яхт наверняка сделала бы на таком 80-футовике 3-4 гостевые каюты. Но Where The Dreams Have No End – яхта аристократичная и, следовательно, нестандартная, сочетающая в себе хайтековский внешний и классический внутренний дизайн. Эта яхта – своеобразный хамелеон, как бы неуловимо угадывающий настроения своего владельца. Общий дизайн интерьеров выдержан в теплых кремовых тонах с использованием вишневого дерева различной степени полировки, а внешний – в жестких серо-стальных оттенках. На нижней палубе друг напротив друга расположены более, чем просторные мастер-каюта и VIP-каюта для гостей. Между кают находится уютный обеденный салон с небольшой барной стойкой и полностью оборудованной кухней. Наверное, намного приятнее, выходя из каюты не подниматься в поисках питания и общения на верхние палубы по узким проходам и лестницам, а просто спокойно расслабиться уже на самом выходе. Но не эта особенность планировки делает Where The Dreams Have No End суперъяхтой. Главное, что интересы владельца поставлены превыше всего – и в результате вы чувствуете себя действительно как дома: спокойно и свободно.
    Верхняя палуба – полная противоположность нижней, представляет из себя просторный салон в классическом стиле с жесткой раздвижной крышей и ставшим уже традиционным трехместным псевдоавиационным пультом управления (такое впечатление, что из яхты хотели сделать самолет – очень похоже, только не летает). Еще одно наблюдение: яхту Where The Dreams Have No End напоминает последняя новинка лидера по производству серийных яхт Ferretti Group – яхта Pershing 115.
    И кстати, не случайно, что построившая яхту верфь Royal Denship совместно с Borresen Shipyard с этого года занимается «роллс-ройсами морей» – культовыми и аристократичными яхтами бывшего олимпийского класса «Дракон». А Where The Dreams Have No End, продолжая автомобильные параллели, можно с уверенностью поставить в соответствие Aston Martin DB4.

    Номинация «Лучшая моторная яхта длиной от 32 до 43 метров»
    Победитель – яхта Spirit


    Длина: 33, 299 метра/109 футов
    Верфь: New Zealand Yachts
    Дизайнер: Ken Freivokh
    Дизайн интерьеров: Ken Freivokh
    Архитектор: Brett Bakewell-White
    Стилист: Ken Freivokh Designs

    Яхта Spirit – по сути, катамаран, или, согласно современной терминологии – wavepiercer, «яхта, рассекающей волны». Очень и очень поверхностно говоря, это стандартная однокорпусная моторная яхта, поставленная на два поплавка катамарана. Такая технология активно развивается в Австралии и Новой Зеландии уже более 20 лет, но первое мировое признание к яхтам этой странной, с точки зрения Европы и Нового Света, конструкции пришло лишь в 1998 году, когда 88-футовая яхта-wavepiercer Ultimate Lady выиграла приз Общества суперъяхт. Главное преимущество этой конфигурации – остойчивость яхты, значительное уменьшение, по сравнению с однокорпусниками, болезненной для некоторых морской качки и, как следствие, морской болезни. Кроме того, на таких яхтах можно с комфортом путешествовать в среднее и даже сильное волнение – характерных громоподобных ударов о волну вы почти не услышите, недаром яхта зовется wavepiercer.
    В Европе проблеме остойчивости также уделяется большое внимание – например, уже упоминавшаяся Ferretti Group с этого года на своих яхтах ставит механическую систему ARG – Anti-Rolling Gyro, работающую по принципу гироскопа. И тот и другой способ имеет свои плюсы и свои минусы. Но, не вдаваясь в подробности, новозеландское решение представляется более естественным, хотя бы потому, что оно основано на вековых традициях морской практики.
    Теперь, собственно, о яхте Spirit. Яхта имеет две палубы и флайбридж. Еще одно преимущество катамарана – при длине в 33 метра, у Spirit полезное пространство, как у 42-метрового однокорпусника. Площадь внутреннего пространства Spirit составляет 240 кв. м (для сравнения: 33-метровая традиционная яхта имела бы всего 140 кв. м). Один из авторов проекта – Кен Фрейвох (Ken Freivokh), более известный как стилист Sunseeker, – определяет ее дизайн как «современный, чистый и элегантный, и в высшей степени функциональный». Машинные отделения и помещения для команды расположены в поплавках, но каюта капитана и большая кухня вынесены на нижнюю палубу. Здесь же находятся 4 просторные каюты для гостей и обеденный салон яхты. Мастер-каюта расположена в кормовой части главной палубы и занимает не меньше половины ее площади и всю ширину яхты. Здесь нет проблем с дневным освещением – каюта имеет панорамное остекление, а раздвижные тонированные двери позволяют объединить ее с кормовой открытой частью. Отсюда же винтовая лестница – великолепное и самодостаточное дизайнерское творение – ведет на флайбридж Spirit и на нижнюю палубу. Перед мастер-каютой, в носовой части, находятся еще один салон и главный пульт управления яхтой.
    Еще одна особенность Spirit – гидравлическая управляемая платформа для купания, которая может опускаться ниже ватерлинии и использоваться по желанию владельца – или для спуска в воду двух джет-ски или для легкого ланча с водными процедурами. Безусловно, Spirit – «умная» яхта нового поколения, значительно расширяющая, а в чем-то и ломающая, традиционные представления о суперъяхтинге в духе «чем больше, тем лучше».

    Ну а теперь, наверное, самая престижная номинация «Лучшая моторная яхта длиной более 43 метров»
    Победитель – яхта Pelorus

    Длина: 114, 985 метра/377 футов
    Верфь: Lurssen Werft
    Дизайнер: Tim Heywood Design
    Дизайн интерьеров: Terence Disdale
    Архитектор: Lurssen Werft
    Стилист: Tim Heywood Design

    Эта яхта у нас, у россиян, должна вызывать особую гордость – ведь, по многочисленным сообщениям британской прессы, ее владелец не кто иной, как Роман Абрамович. Так что и в суперъяхтинге мы наконец-то впереди планеты всей. Но, правда, тут же наша законная радость будет немного омрачена: «начальник Чукотки» купил уже готовую яхту весной 2004 года приблизительно за 103 млн евро – почти по миллиону за метр длины. А посему ни о каком творческом участии г-на Абрамовича в проектировании яхты, к сожалению, речи быть не может.
    Pelorus строил один загадочный господин, уже владевший к тому моменту одной моторной яхтой верфи Lurssen – Coral Island (кстати, Pelorus – это название одного из небольших коралловых островов в районе Большого Барьерного рифа). Основной концепцией дизайна Pelorus было следующее многозначительное заявление: «Эта яхта не должна предназначаться для перехода из точки А в точку Б, она сама должна быть пунктом начала и окончания путешествия».
    Яхта действительно хороша – настоящая стильная вилла посреди океана, поражающая своими размерами. Внешне Pelorus за счет удлиненных линий корпуса выглядит достаточно мощно и агрессивно, чем-то напоминая скоростные моторные яхты. Авторитетный журнал Boat International, публикуя первые фотографии яхты, с нескрываемым раздражением даже назвал яхту «115-метровым Левиафаном», лишний раз подчеркнув тем самым ее очевидную уникальность.
    Рассчитана яхта на 22 гостя, имеет множество салонов различных объемов и назначений, пару кинотеатров, несколько гимнастических залов и бассейнов и даже террасы, нависающие над водой. В отделке интерьеров использовались только натуральные материалы и ткани ручной выработки. И еще одна маленькая деталь: полы на яхте сделаны или из специально выдержанного, или из специально спрессованного дерева – чтобы дамы могли ходить на высоких каблуках.
    Pelorus также победила и в номинации «Лучший дизайн интерьера моторной яхты».


    Номинация «Лучшая парусная яхта длиной от 23 до 36 метров»

    Победитель – яхта Y3K

    Длина: 28,651 метра/ 93 футов
    Верфь: Wally Europe
    Дизайнер: Wally
    Дизайн интерьеров: Wally
    Архитектор: German Frers
    Стилист: Wally

    Люка Бассани, основатель верфи, в своих основных взглядах на проектирование парусных яхт во многом сходится с Фабио Перини: «Любая парусная яхта должна легко управляться одним человеком». Собственно, концепция яхт Wally появилась на свет в конце 80-х годов прошлого века, когда Бассани решил построить крейсерскую яхту для себя и своей семьи. Посвятив большую часть своей морской карьеры гонкам, он не желал жертвовать ходовыми качествами яхты ради комфорта. В 1991 году на воду была спущена быстроходная и простая в управлении 88-футовая яхта Wallygator, чей успех и привел к созданию верфи Wally Yachts.
    Y3K полностью соответствует изначальным принципам верфи – этот почти 30-метровый углепластиковый шлюп сочетает в себе все качества большой гоночной яхты и семейного круизера. Заказчик яхты – достаточно продвинутый яхтсмен – остался очень довольным ее скоростными и мореходными качествами: «При истинном ветре 10 узлов мы легко достигали скорости 15 узлов и совершенно спокойно, безопасно прошли 10-балльный шторм в Северной Атлантике».
    Для управления Y3K необходимы всего два человека, при этом второй нужен, в основном, для швартовки. Владелец яхты, планируя ее для собственной семьи, поставил перед проектировщиками задачу максимально изолировать гостевые зоны от поста управления. Для пассажиров созданы условия максимальной безопасности и комфорта. А за штурвалом лодки собирается стоять сам хозяин, несмотря на присутствие на борту команды.
    Размещаются на яхте шесть человек гостей (плюс дополнительно трое детей) и два члена команды. Каюта владельца находится в кормовой части нижней палубы, имеет две queen-size кровати, комплекс домашнего кинотеатра и просторную душевую с туалетом, расположенную по левому борту. Освещение поступает из большого прямоугольного кормового и боковых иллюминаторов. В отделке каюты, как и всей нижней палубы, превалируют полированное вишневое дерево и дорогой пластик. По центру нижней палубы находится салон, объединяющий в себе обеденную область на 10 человек, небольшую барную стойку и десертный столик, домашний кинотеатр, прекрасно оборудованную кухню и навигационный стол. Две каюты гостей расположены ближе к носу яхты, помимо двуспальных кроватей имеют дополнительную «пульмановскую» полку для детей. Команда размещается в двухместной каюте на носу яхты, с примыкающим к ней небольшим салоном.
    Верхнюю палубу Y3K можно разделить на три части: просторный, расположенный по центру открытый салон для гостей, кокпит управления яхтой, и «морская терраса», как назвали кормовую часть верхней палубы разработчики – прекрасное место для загорания и расслабленного отдыха.
    В Y3K идеально и полностью реализована концепция Wally Yachts: она проста, быстроходна, и потрясающе красива. И полученная награда – это долгожданное признание мировой яхтенной индустрией внешне довольно простых, но очень трудно реализуемых принципов парусного яхтостроения Люка Бассани.

    Номинация «Лучшая парусная яхта длиной свыше 36 метров»
    Победитель – яхта Maria Cattiva


    Длина: 39,878 метра/131 фут
    Верфь: Royal Huisman
    Дизайнер: Bruce King Yacht
    Дизайн интерьеров: Dick Young Designs
    Архитектор: Bruce King Yacht
    Стилист: Royal Huisman

    Даже самый поверхностный взгляд на эту яхту возвращает нас во времена первых, еще некоммерческих, гонок на Кубок Америки, одиночных трансатлантических плаваний и кругосветных путешествий. Многие яхты, построенные датской верфью Royal Huisman, точно рассчитаны на настоящих яхтенных энтузиастов, которых привлекают романтика и авантюрность раннего парусного яхтинга, но которые при этом никогда не забывают о последних технологических достижениях. Или, говоря словами дизайнера Брюса Кинга, «Maria Cattiva – это современная классика». Действительно, яхта на 100% выглядит, как традиционный деревянный шлюп с характерной скошенной кормой, хотя на самом деле ее корпус сделан из алюминия различных структур.
    Парусное вооружение яхты – два стакселя и грот со сквозными латами, в сочетании с карбоновыми мачтой и гиком гарантирует Maria Cattiva прекрасные ходовые качества под парусами, особенно на острых курсах. Контролировать настройку парусов помогает электронная система 4 миникамер, размещенных на мачте и направляющих изображения на компьютер центрального поста управления яхтой. Сюда же поступают данные еще от 3 камер, расположенных в машинном отделении.
    Верхняя палуба и палубные надстройки выполнены из тщательно отполированного тика. Яхта имеет два кокпита, причем кормовой полностью отдан на решения задач управления, а центральный – чисто гостевой. Дизайн нижней палубы, кают и салонов поражает своей выдержанностью и респектабельностью, в памяти сразу возникают интерьеры закрытых яхт-клубов начала прошлого века. Основым отделочным материалом служили редкие породы дерева темных и светлых тонов, с искусством подобранные сочетания которых призваны усилить концепцию «современной классики».
    Каюта владельца и две гостевые размещены в кормовой части яхты. Maria Cattiva оборудована централизованной компьютерной аудиовизуальной системой, что позволяет гостям независимо друг от друга выбирать музыку и фильмы. Главный салон традиционно расположен по центру.
    Четыре двухместные каюты для команды (яхту обслуживают 8 человек), кухонные и другие подсобные помещения вынесены в носовую часть Maria Cattiva. Практически все системы контролируются электроникой и управляются с центрального компьютера яхты.
    Maria Cattiva, как магнит, притягивает взгляды как ценителей, так и неофитов яхтинга. Кому-то она покажется просто элегантной парусной яхтой, в то время как другие увидят в ней роскошную комбинацию классики и современных технологий, внешней простоты и сложнейших электронных систем, призванную предоставить владельцу и его гостям лучшее из лучшего, что есть на сегодняшний день в парусном суперъяхтинге.



    Rambler's Top100