Калиф на час //21.11.2004

  • Версия для печати
  • Код для блога
  • Share This!

  • Элитные яхты всегда были предметом гордости, свидетельством высокого положения в обществе, и визитной карточкой владельцев. Однако те, кто может позволить себе обладать такой роскошью, не всегда торопятся приобрести ее в собственность. Мнение светского общества разделилось. Одни считают, что личная яхта – необходимость, другие, как бы ни были богаты, предпочитают брать яхту… напрокат, то есть в чартер.

    Элитные яхты всегда были предметом гордости, свидетельством высокого положения в обществе, и визитной карточкой владельцев. Однако те, кто может позволить себе обладать такой роскошью, не всегда торопятся приобрести ее в собственность. Мнение светского общества разделилось. Одни считают, что личная яхта – необходимость, другие, как бы ни были богаты, предпочитают брать яхту… напрокат, то есть в чартер. «Моветон», - говорят первые, тогда как вторые экономят свои деньги, одновременно прекрасно отдыхая. В самом деле, зачем занятому бизнесмену, который едва ли раз в год может позволить себе отвлечься от дел на две недели, непременно тратить миллионы на дорогостоящую покупку? А если учесть, что и содержание яхты не обходится даром… Словом, обеспеченные люди очень хорошо умеют считать «радужные бумажки. Конечно, некоторым яхта необходима для поддержания имиджа, или для отдыха семьи и друзей. А для других чартер – самый подходящий вариант. Только представьте, на каких фешенебельных и каждый год разных судах можно путешествовать…Что же такое чартер VIP?

    Знаки отличия

    Аренда эксклюзивной лодки – высший класс отдыха для тех, кто ценит уникальный комфорт. Сегодня на чартерном рынке предлагается более 1500 элитных яхт, от небольших до мега- (длиной свыше 25 метров) и гигаяхт (длиной более 100 метров). Как только не называют эти яхты – и «роллс-ройс» на воде, и президентский номер в «Хилтоне»…
    Сразу оговоримся: в чартерном бизнесе есть две условные категории, к которым относятся элитные яхты - VIP, иначе обозначаемая просто VI, и «люкс», которая по ранжиру стоит выше, чем VIP. Но так как и та, и другая предоставляют особый комфорт и сервис высокого уровня, различия между ними не имеют принципиального значения. Конечно, роскошная мегаяхта с богатой историей и антиквариатом на борту отличается от недавно спущенной на воду не столь большой и знаменитой лодки, но как знать, может быть, последняя обладает преимуществами, которые понадобятся именно сейчас, например, высокой скоростью или особым декором кают.
    Среди основных признаков этих яхт первое место занимает «породистость», или, если хотите, аристократизм. Качество это не определяется сертификатами и не указывается в документах на чартер, но видно невооруженным глазом, как результат трудов множества талантливых людей, осуществивших самые смелые, можно сказать, фантастические, технические решения вкупе с дизайнерскими изысками в ручном исполнении. Прекрасные ходовые качества, ультрасовременная автоматика, драгоценные породы дерева в отделке, вручную покрытые многими слоями лака, отполированные до блеска бронза и нержавеющая сталь, тиковые палубы, пропитанные специальным маслом, не боящаяся влаги кожа особой выделки… Такая яхта, как красивая женщина, способна вскружить голову самому пресыщенному удовольствиями человеку.
    Внешность лодки привлекательна не меньше, чем ее аристократическое происхождение. Облик яхт этого класса может быть самым разным. В основном, дизайн современных судов «люкс» делится на три направления. Это «мейнстрим» - стиль скоростных моторных яхт 90-х годов XX века, повлиявший и на образ современных парусников, «ретро», ныне в большей степени заимствующий моду 20-40 годов прошлого столетия, и стиль, который можно условно назвать «ультра», объединяющий угловатый техно-дизайн с ракетно-космическими формами и несвойственным корпусам яхт цветом «металлик». Если сравнивать эти направления с тенденциями автомобилестроения, то лодкам каждой из категорий будут соответствовать стремительный Mersedes CLK, причудливый Volkswagen New Beetle и «граненый» Cadillac CTS.

    Другой признак «классности» – размер яхты. Вряд ли назовут «люкс» судно 12 метров в длину. Те, кто привык к комфорту на суше, и в море хотят обитать на просторном пространстве. Это означает, что длина таких лодок - минимум 25 метров.
    Еще одно отличие – количество гостей, которых можно принять на борту. Обычно даже на больших 50-метровых яхтах это всего 10-12 человек. Да, на такой яхте можно устроить званый вечер, где найдется место и для полусотни приглашенных, но жить в тесноте – нет, это совсем не VIP. Для сравнения, апартаменты Savarona - одной из самых больших и роскошных чартерных яхт мира, рассчитаны только на 36 человек.
    Следующий момент - комфорт отдыха. Трудно представить такую яхту без изысканного салона с роялем или ванны джакузи в каюте King size. Стоит ли упоминать о том, что на борту есть связь с внешним миром: телефон, Интернет и электронная почта.
    Еще один «люксорный» признак - численность экипажа. На этих яхтах команда составляет не менее половины относительно количества гостей. И, наконец, последняя печать элитности - стоимость фрахта, начинающаяся с пятизначных цифр и заканчивающаяся весьма внушительными суммами. Например, неделя аренды «Кристина О» оценивается в $315000, и это не предел для судов такого класса.

    Счастливы обладающие…
    Эксклюзивная лодка – нечто среднее между тем, что показывают в кинофильмах о миллионерах, и собственными мечтами о круизе, где можно купаться в бассейне с шампанским под открытым небом, вкушать утонченные яства, приготовленные личным поваром-французом, и командовать «Полный вперед!», стоя в солнцезащитных очках на капитанском мостике. Однако в реальной жизни все яхты, соответствуя заявленному высокому уровню, сильно разнятся между собой. Разве может быть уникальность типичной? Вопрос риторический, поэтому «среднестатистической» лодки этого класса не существует. Точнее, их в мире – множество, и все - разные. Поэтому иллюстрировать элитный чартер можно на примере любой яхты.
    Например, «скромной» голландской парусной “Vivid”. Она рассчитана на шесть гостей, которых обслуживает экипаж из трех человек - капитан, матрос-стюард и кок. Это современное, как и большинство чартерных лодок, судно 2001 года постройки с алюминиевым корпусом. Его параметры соответствуют «табели о рангах» VIP – длина 27 метров, ширина 7 метров, осадка 3 метра, водоизмещение 78 тонн, площадь парусов около 400 кв. м. Как и принято на яхтах «люкс», на “Vivid” стоит достаточно мощный главный двигатель в 257 л.с. и два подруливающих. Такая лодка перемещается со скоростью до 10 узлов. Судно оснащено автоматическими системами уборки парусов и гидравлическими лебедками. Бортовые системы позволяют проплыть автономно до 3000 морских миль.
    На палубе яхты расположена открытая с одной стороны надстройка с иллюминаторами, внутри которой находятся панели управления с навигационными приборами. Всего на судне ни много ни мало - пять бортовых компьютеров! Рядом с надстройкой - большой открытый центральный кокпит. Насколько он велик, можно судить по тому, что за двумя его столами свободно размещается компания из 12 человек. Если застолья в ближайшие часы не предвидится, можно позагорать. Для этого предусмотрены специальные удобные места.
    За кокпитом устроены два поста управления. Нет, второй пост - не дополнительная опция, якобы присущая «люксорным» судам. Дело в том, что яхта под парусом ходит с креном и удобнее рулить то с одного, то с другого борта, в зависимости от галса. Ближе к носу, перед мачтой развернулся настоящий небольшой бассейн, в котором очень приятно пребывать в жаркую погоду. А если затянуть его специальным тентом, можно использовать эту площадь для принятия солнечных ванн. Если же захотелось окунуться в море, гидравлическая система управления плавно откроет в корме специальную панель, образующую платформу для купания и схода на берег. Там же, в корме, хранятся виндсерфинг, надувная лодка с подвесным мотором, оборудование для дайвинга. Тик, которым покрыта палуба, имеет особое свойство поглощать и медленно отдавать тепло, поэтому по нему всегда приятно ходить босиком.
    Внизу располагаются жилые помещения, и все они с кондиционером. Интерьеры соответствуют уровню «люкс» – везде отделка тиком, вишневым и красным деревом. В главном салоне или, если придерживаться морской терминологии, кают-компании, путешественники проводят время с комфортом. Здесь есть столовая, диваны для отдыха, и для нескучных вечеров - пианино и аудио-визуальный центр. Перед салоном, ближе к носу, разместился профессионально оборудованный камбуз, где кок может приготовить даже самые сложные блюда. За ним - маленькая столовая и две каюты для экипажа. У команды, кстати, отдельный выход на палубу, так что во время круиза гости не «пересекаются» с обслуживающим персоналом. Если из кают-компании пройти в корму, там обнаруживаются две двухместные каюты для гостей со всеми удобствами и большая каюта с двуспальной кроватью. Кровать устроена особым образом, так что лежащий на ней не ощущает морской качки. В этой каюте совмещаются и гостиная с диванами, и кабинет - есть письменный стол, и непременный атрибут дорогой яхты - ванна джакузи. Весь комфорт под парусами стоит не так уж дорого. Недельная аренда судна обойдется в сумму от $27000.
    Моторные яхты «люкс» берут в чартер едва ли не чаще, чем парусно-моторные. Они представительны, быстры и комфортны. Очень популярен чартер яхт с флайбриджем. Такова, например, фешенебельная моторная “My challenger”. Яхта, построенная в 2001 году в Италии, отличается длиной 35 метров и стоимостью около 4,5 миллиона долларов. Ширина – 6,6 метра, осадка 2 метра, водоизмещение 100 тонн. Несмотря на немалую величину, судно рассчитано на отдых только 8 человек, которых обслуживает команда из 5 человек - капитан, механик, матрос, повар, стюард.
    “My challenger” - яркий представитель скоростных моторных судов с высокомощными двигателями - два основных по 1800 л.с. Ее максимальная скорость достигает 28 узлов. Открытый пост управления судном расположен в передней зоне верхней палубы. Ближе к носу, в центральной части разместился салон под открытым небом. Над салоном можно натянуть тент. Здесь есть мягкие диваны, стол и небольшая кухня с грилем, холодильником и генератором льда. Остальное пространство палубы вокруг большого бассейна-джакузи занято мягкими лежаками, где загорают путешественники.
    В кормовой части находится просторный открытый кокпит, где не только палуба, но и стол и кресла выполнены из тика. Отсюда через автоматически открывающиеся двери из затемненного стекла можно пройти в основную, «парадную» гостиную - просторное помещение с баром, диванами, креслами, и коврами. Интерьер гостиной, как и всей яхты, выдержан в классическом стиле. В отделке повсеместно использованы очень дорогие материалы – махагони, вишня, тик и каррарский мрамор. Ближе к носовой части за оборудованной кухней находится уютная столовая и закрытый пост управления судном. Два дублирующих поста контролируют все узлы яхты, от двигателей до систем безопасности.
    Спальные помещения - четыре комфортабельные каюты располагаются в нижнем уровне. Это две каюты King size с двуспальными кроватями, ванными и гардеробными комнатами, и две поменьше, с двумя кроватями, душем и гальюном в каждой. Экипаж живет в другом отсеке, в носовой части. Каюты команды имеют отдельный выход на палубу. Рядом с машинным отделением разместились хозяйственные структуры - прачечная, холодильники, опреснители. На такой яхте никогда не бывает слишком жарко, холодно или влажно, потому что она оборудована мощными агрегатами климат-контроля. Все продумано до мелочей, на борту есть даже винный погреб.
    Яхту этого класса невозможно представить без полного комплекта техники для отдыха и развлечений. В корме предусмотрены гараж для 6-метрового катера, и двух гидроциклов, помещения, где лежит оборудование для дайвинга - компрессоры и прочее, есть даже барокамера. Отдых на этом судне оценивается в $55000 за неделю фрахта.

    Как сэкономить миллион?
    Арендовать яхту «люкс» достаточно просто. В мире существует обширная сеть чартерных компаний-брокеров. Стоит только обратиться к ним и оговорить условия. Конечно, надо учитывать популярность судна, ведь круизы на некоторых известных яхтах расписаны на несколько лет вперед.
    Планируя путешествие, важно знать некоторые тонкости аренды эксклюзивных яхт. Все суда, предлагаемые в чартер, заказываются на определенных типовых условиях. Два самых распространенных в мире стандарта - MYBA-WMT и CT. Условия чартера MYBA-WMT диктует Средиземноморская ассоциация яхтенных брокеров. Согласно ее правилам, в стоимость фрахта включены аренда яхты с оборудованием и материалами, необходимыми для эксплуатации судна, его страховка, а также заработная плата, питание и страховка экипажа. Отдельно оплачиваются топливо, продукты и напитки для пассажиров, аренда оборудования для дайвинга и виндсерфинга, плата за стоянки, воду и электричество, полученные с берега, услуги лоцмана, прачечной, пользование средствами связи на борту. По условиям Карибского чартера CT, в цену включено все, что и в MYBA, плюс трехразовое питание и топливо.
    Кроме основных типов существуют SEMT - Восточно-средиземноморские условия чартера. В этом случае в цену включается то же, что в MYBA, и топливо из расчета движения до 5 часов в сутки (для катеров оплачивается отдельно). В мире есть еще несколько типов условий, имеющих мелкие отличия, например, греческие GRK, или турецкие Gulet terms для парусно-моторных яхт «гулет». Скажем, при фрахте «гулет» в стоимость входят местные спиртные напитки.
    От того, под каким флагом ходит яхта, и в какой стране работает брокерская компания, зависит величина налога VAT, аналога нашего НДС. VAT варьируется от 4% стоимости чартера в Греции до 20% во Франции. Самый лучший вариант – зафрахтовать яхту под так называемым «оффшорным» флагом. С этих судов налог не взимается совсем. В других случаях при подсчете полной стоимости аренды нужно рассчитывать дополнительные затраты. Например, по системе MYBA-WMT они составят 20-25% от стоимости лодки. Еще одна статья расходов – чаевые экипажу, которые по MYBA-WMT принято оставлять в размере 10% от стоимости аренды.
    И последнее. Надо сразу определиться, где будет пролегать маршрут яхты. VIP-чартеры выполняются далеко не у всех побережий. К примеру, не популярен VIP-чартер вдоль побережья Испании. Здесь отсутствуют гарантированные якорные глубины, негде укрыться от ветров и штормов, а стоянки преимущественно «дикие». Как правило, яхты «люкс» курсируют там, где много островов и архипелагов с небольшими расстояниями от бухты до бухты и благоустроенными маринами. Это Французская и Итальянская Ривьера, Сардиния, Корсика, Балеарские острова, побережья Турции, Греции, острова Тихого океана, Барбадос, Мальдивские, Сейшельские, Канарские, Багамские, Бермудские, а также Карибские острова - Антигуа, Санта-Лючия, Гренадины, Сант-Винсент. Впрочем, и яхта и маршрут – только ваш выбор. Определяйтесь, господа!

    Алексей Кульчинский

    Rambler's Top100